По назначению автомобили делятся на. Типы автомобилей: легковые, грузовые, внедорожники, тяжелая автомобильная техника. Правила определения категории автомобиля
Современные автотранспортные средства классифицируются по разным признакам: литражу двигателя, грузоподъемности, вместимости, колесной формуле, осевой нагрузке, габаритным размерам; назначению, типу двигателя, типу кузова и т.д.
1.3.1. Маркировка двигателей
Маркировка (идентификационный номер) двигателей нанесена:
на двигателях мод. 402.10, 4021.10 и их модификациях на специальной площадке, расположенной с левой стороны двигателя, на блоке цилиндров между фланцами крепления бензинового насоса и привода распределителя зажигания;
на двигателе мод. 4062.10 и его модификациях на специальной обработанной площадке, расположенной с левой стороны двигателя, на блоке цилиндров, над бобышками крепления передней опоры двигателя.
В маркировке двигателей применяются буквы латинского алфавита (кроме букв I, О, Q) и арабские цифры.
Буквы и цифры наносятся с помощью клейм ударным методом.
Маркировка состоит из двух составных частей: описательной и указательной.
Описательная часть маркировки состоит из шести знаков и имеет следующую структуру.
На первом месте стоит сокращенное цифровое обозначение модели двигателя базовой комплектации. Если обозначение модели двигателя включает менее шести цифр, то на незаполненных местах последних знаков (справа) выбиты нули. Например: "402000"; "402100"; "406200".
Для отражения варианта комплектности двигателя, отличной от базовой, применяется условный буквенный код данной комплектности, который расположен на последнем знаке (справа). Условный код комплектности присваивает предприятие-изготовитель (ЗМЗ).
Например: "40200G"; 40620F" и др.
Указательная часть маркировки состоит из восьми знаков (цифр и букв).
Первый знак - условный буквенный код года выпуска двигателя (V-1997;W-1998:X-1999).
Второй знак - условный цифровой код сборочного цеха (конвейера), собравшего двигатель (О, 1, 2...).
Последующие знаки - порядковый номер двигателя, присвоенный предприятием-изготовителем (ЗМЗ). На незаполненных местах указательной части маркировки выбиты нули.
Например: "W1002774", где
1 - код сборочного цеха (конвейера);
2774 - номер двигателя.
В начале и конце маркировки, а также между ее составными частями выбит разделительный знак - пятиконечная звезда.
Пример маркировки: *40200G*W1002774*; 40620F*W4000774*
По величине массы и осевой нагрузки (весу, приходящемуся на ось), а также габаритным размерам (высоте, ширине, длине) все АТС делятся на две группы: дорожные и внедорожные.
Дорожные автомобили - это АТС, предназначенные для эксплуатации на дорогах общего пользования. Осевые нагрузки и габариты таких автомобилей соответствуют определенным ограничениям, которые учитываются при проектировании и строительстве дорог и дорожные сооружений.
Автомобили, выходящие за указанные ограничения, относятся к внедорожным . Они эксплуатируются вне дорог общего пользования.
Примерами внедорожных автомобилей являются карьерные автомобили самосвалы: БелАЗ – 75404, БелАЗ - 75553, БелАЗ - 75131, БелАЗ - 75303 и др.
По назначению автомобили классифицируются на транспортные и специальные (рис.1.1). При этом назначение АТС и некоторые конструктивные особенности согласно ОН 025.270-66 отражаются в их обозначении (индексации).
КамАЗ-5320: КамАЗ - условное наименование Камского автомобильного завода; 5 - класс, грузовик полным весом свыше 14 до 20 т (у КамАЗ-5320 около 15 т); 3 - вид, бортовые грузовики; 20 - порядковый номер модели.
Казалось бы, все просто. Но как быть с машинами, разработанными на базе той или иной основной модели? Например, с автомобилями повышенной и высокой проходимости, модификациями легковых машин с кузовом «универсал», такси со специальным кузовом? В соответствии с отраслевой нормалью они считаются не модификациями основной модели (то есть не приобретают пятого знака в индексе), а получают самостоятельные третью и четвертую цифры, - короче, рассматриваются как отдельные модели. А вот санитарные машины, созданные на базе автомобилей с кузовом «универсал», рассматриваются как модификации последних и, таким образом, имеют пятизначный индекс. Наконец, санитарным автомобилям на базе грузовых шасси присваиваются из соответствующих классов индексы специальных машин.
Появление новой модели автомобиля, которой дается самостоятельный индекс, - это прежде всего изменение одного из основных параметров ее характеристики - полного веса, рабочего объема двигателя, колесной формулы, эксплуатационного назначения, а также кузова. В этом случае речь идет о третьей и четвертой цифрах индекса. Основным автомобильным заводам выделена группа по 10-12 цифр, которые служат для нумерации базовых моделей. При этом нормаль рекомендует сохранять по возможности третью и четвертую цифры индекса (то есть номер модели) при обозначении остальных видов специализированных и специальных автомобилей на их базе, Например: седельному тягачу, спроектированному на базе грузовика, обозначенного 0301, присваивается индекс 0401, самосвалу - 0501, автомобилю-цистерне - 0601, автомобилю-фургону - 0701 и специальной машине - 0901.
А как быть с автопоездами? Их обозначение должно состоять из условного наименования предприятия, выпускающего тягач, тире, индекса модели тягача, дефиса и индекса модели полуприцепа. Например: КамАЗ-5320-8350.
Теперь несколько слов о пятизначных и шестизначных индексах. Модификация автомобиля означает совокупность качественных изменений, вносимых в конструкцию базовой модели, ограничивающую или расширяющую область ее применения в эксплуатации. Она обозначается в индексе базовой модели прибавлением пятого знака в нарастающем порядке. Первая модификация получит индекс 00001, вторая - 00002 и т. д., а девятая (последняя) - 00009. Так, длиннобазная модификация грузовика КамаЗ-5320 имеет обозначение КамАЗ-53202. Если появится десятая модификация, допускается присвоение ей нового индекса модели с цифрой 1 в знаке модификации.
А как обозначаются модернизирован ные автомобили и вариантные исполне ния? Модернизация (сумма усовершенствований), не изменяющая параметров автомобиля, указанных в его технической характеристике, не находит отражения в его индексе. Модернизация, значительно изменяющая отдельные параметры, характеристику и внешний вид машины, с появлением вариантного исполнения отражена в двухзначном цифровом «суффиксе». Так, обозначение модернизированного варианта модели составляется из условного наименования предприятия-изготовителя, тире, четырехзначного индекса, дефиса и цифрового двухзначного «суффикса» вариантного исполнения.
Экспортным вариантам присваивается однозначное цифровое обозначение в виде шестого знака индекса модели. При отсутствии модификации пятым знаком индекса модели будет ноль. За экспортными вариантами изделий устанавливаются следующие цифры: 6- экспортный вариант; 7 - экспортный вариант для тропического климата; 8, 9 - резерв для других экспортных вариантов;
Обозначение эксперимен тальных автомобилей и их вариантов. Им присваивается индекс модели в установленном порядке. Рекомендуется ставить впереди индекса модели букву Э для первого варианта экспериментального образца, 2Э для второго и т. д. При окончательном уточнении и утверждении конструкции знаки Э, 2Э и т. д. из индекса устраняются, и сам он остается без изменений.
Нормаль на классификацию и систему обозначения авомобилей позволяет по индексу получить краткое точное представление об автомобиле и его назначении. Думаем, что знакомство с этой системой будет полезно для любого автомобилиста.
Рис. 1.1. Классификация АТС по назначению
Транспортные автомобили - это АТС, предназначенные для перевозки грузов и (или) пассажиров, т.е. выполнения транспортной работы. Они делятся на пассажирские, грузовые и грузопассажирские.
Пассажирские автомобили включают два вида: 1 - легковые; 2 - автобусы. Грузовые автомобили делятся на 2 большие группы: общего назначения и специализированные (рис.1.1). Автомобили общего назначения имеют, как правило, открытую грузовую бортовую платформу (часть автомобилей имеет Сортовые платформы, закрытые тентом) и предназначены преимущественно для транспортирования штучных (тарных) грузов, т.е. грузов, размещаемых на поддонах, в контейнерах малой грузоподъемности, в мешках, ящиках и другой таре. Они включают в себя два вида автомобилей: 3 - бортовые; 4 - седельные тягачи. Последние служат исключительно для буксировки полуприцепов и не имеют платформы для размещения грузов. Все остальные транспортные автомобили относятся к специализированным, т.е. таким, которые рассчитаны на определённые виды грузов. Специализированные автомобили делятся на 4 вида:
5 - самосвалы (для перевозки насыпных и навалочных грузов);
6 - цистерны (для перевозки жидких, газообразных грузов и некоторых видов сыпучих грузов):
7- фургоны (для перевозки грузов, нуждающихся в защите от неблагоприятного или вредного воздействия внешней среды);
8 - резерв;
Использование специализированных автомобилей имеет целью обеспечить повышенную сохранность груза и (или) сократить время погрузочно-разгрузочных работ.
Грузопассажирские автомобили предназначены для перевозки как пассажиров, так и грузов.
Специальные автомобили в отличие от транспортных не предназначены для перевозки грузов или пассажиров, т.е. выполнения транспортной работы, а используются для перемещения специального оборудования, которое монтируется на шасси и предназначено для выполнения различных технологических операций. К таким автомобилям относят автокраны, автомастерские, пожарные автомобили, радиостанции, измерительные лаборатории, спортивные и т.п. Все специальные автомобили относят к 9-му виду.
Таким образом, все АТС по назначению делятся на 9 видов.
Легковые автомобили, автобусы и грузовые автомобили, кроме того, делятся на классы. При этом основными классификационными признаками являются:
а) для грузовых автомобилей - полная масса;
б) для автобусов - габаритная длина;
в) для легковых автомобилей - рабочий объем двигателя (т.е. "литраж") и "сухая" масса.
Грузовые автомобили по величине полной массы делятся на семь классов; к восьмому классу отнесены все прицепы, независимо от их полной массы, а к 9-му - полуприцепы (табл.1.1).
Под полной массой грузового автомобиля понимается масса снаряженного автомобиля с номинальной полезной нагрузкой, дополнительным снаряжением, с водителем и пассажирами в кабине.
Таблица 1.1
Классы автомобилей
Показатели |
Классы автомобилей |
|||||||||
Грузовые |
Полная масса |
Свыше 40 |
Прицепы |
Полу прицепы |
||||||
Легковые |
Литраж (л) |
3,5 и более | ||||||||
Автобусы |
Габаритная длина (м) |
16,5 и бо лее |
М а = М о + М грн + М Д + М э (1.1)
где М 0 = М с + М 3 + М с - собственная масса автомобиля;
М с - "сухая" (конструктивная) масса автомобиля:
М Э - масса заправки (топлива, охлаждающей жидкости, моторного и трансмиссионного масла);
М с - масса снаряжения (комплект ключей, запасных частей и принадлежностей);
М грн - номинальная масса груза;
М Д - масса дополнительного снаряжения (шанцевый инструмент, цепи противоскольжения, огнетушитель);
М э, - масса экипажа.
М э = ( m 4+ m 6 )П к, (1.2)
где m 4 - расчетная масса одного человека;
m 6 - расчетная масса багажа;
П к - вместимость кабины (включая место водителя).
Полная масса пассажирского АТС определяется по формуле
М а = М о + М грн + ( m 4+ m 6 )П Н + М Д (1.3)
где П Н - номинальная вместимость автомобиля (общее число мест для пассажиров, обслуживающего персонала и водителя),
Расчетная масса водителя грузового автомобиля и единицы обслуживающего персонала автобуса составляет 75 кг. а масса водителя и пассажиров легкового автомобиля и автобуса - 68 кг. Расчетная масса багажа принимается равной:
23 кг - для междугородных и туристских автобусов;
13 кг - для автобусов местных линий;
3 кг - для автобусов пригородных линий;
0 кг - для грузовых и легковых автомобилей и городских автобусов.
Номинальная вместимость представляет собой сумму мест для пассажиров, обслуживающего персонала (экскурсоводы, кондукторы, медицинские работники и т.п.) и водителя, т.е.
П Н = П n + П о +1=(П сил + П ст )= П о +1. (1.4)
где П n - число мест для пассажиров;
П сил, П ст - соответственно число мест для сидящих и стоящих пассажиров;
П о - число мест для обслуживающего персонала.
В отечественной и зарубежной автомобильной промышленности, в части установления требований к конструкциям и методам испытаний, широко используется международная классификация АТС, принятая в Правилах ЕЭК ООН. Она учитывает назначение и массу АТС. Согласно этой классификации все АТС в зависимости от назначении делятся на 3 категории: M - пассажирские автомобили; N - грузовые автомобили; 0 - прицепы и полуприцепы.
Каждая из трех указанных категорий в зависимости от количества мест для пассажиров и полной массы имеет свои градации.
Пассажирские АТС:
M 1 - имеющие, помимо мест водителя, не более 8 мест для сидения
M 2 - имеющие, помимо мест водителя, не более 8 мест для сидения и полную массу до 5 т;
M 3 - то же. но полную массу свыше 5 т.
Грузовые автомобили:
N 1 - полной массой до 3.5 т;
N 2 - полной массой свыше 3,5 т. но не более 12 т;
N 3 - полной массой свыше 12 т;
Прицепы и полуприцепы:
О 1 - одноосные прицепы полной массой менее 0.75 т;
О 2 - прицепы и полуприцепы полной массой от 0.75 до 3.5 т;
0 3 - то же, но полной массой свыше 3.5. но не более 10 т;
О 4 - то же. но полной массой свыше 10.0 т.
В последние десятилетия стало правилом создавать семейства автомобилей для удовлетворения потребностей народного хозяйства страны в автомобилях разного типа и назначения.
Семейства - это совокупность (ряд) различных по своему назначению и параметрам моделей и модификаций автомобилей, которые производятся на основе унифицированных основных узлов и агрегатов (ведущих мостов, коробок передач, двигателей, кабин и др.)
Условное наименование семейства и индексации, входящих в него моделей и модификаций автомобилей производят на основе так называемой "базовой" модели.
Базовая модель - это основная модель семейства, преобладающая часть узлов и агрегатов которой используется для создания других автомобилей семейства.
Производная модель - это модель автомобиля, в котором используются основные агрегаты и узлы базовой модели автомобиля, и эксплуатационные свойства или назначение которого отличаются от базовой модели. Пример: бортовой автомобиль общего назначения НДЗ-5336 - базовая модель, седельный тягач МАЗ-5432 - производная модель. Отметим, что производные модели при их индексации получают другой номер, отличный от базовой модели.
От производной модели следует отличать модификацию.
Модификация модели - это изделие, отличающееся от базовой модели некоторым эксплуатационными параметрами, областью применения или конструктивным исполнением отдельных частей.
Модификация модели отмечается 5-ой цифрой (от 1 до 9) в индексации. Пример: МАЗ-6422 - седельный тягач: МАЗ-64221 - модификация седельного тягача МАЗ-6422. отличающаяся повышенной мощностью двигателя.
Модель или модификация могут быть выполнены в различной комплектаций, т.е. с разной номенклатурой второстепенных составных частей, которые не влияет существенно на параметры автомобиля и область его применения.
Для изменения тех или иных эксплуатационных свойств и повышения конкурентоспособности автомобиль может быть изготовлен в нескольких вариантах.
Северный вариант предусматривает повышенную мощность системы отопления кузова и салона, наличие предпускового подогревателя двигателя и другие конструктивные меры, направленные на повышение приспособленности автомобиля к работе в условиях севера.
Тропический вариант также имеет целью приспособить автомобиль к работе в специфических климатических условиях тропиков и субтропиков (усиленное антикоррозионное покрытие, герметизация салона или кабины от попадания влаги и пыли и т.п.).
Экспортный вариант отличается от обычного автомобиля повышенным качеством изготовления кабины (салона), кресел (сидений), приборной панели и т.п. а также наличием некоторых дополнительных устройств и приспособлений, обеспечивающих в основном повышение комфортабельности, улучшение внешнего вида, топливной экономичности и безопасности.
Тракторный транспорт. Этот вид транспорта занимает в сельскохозяйственном производстве второе место по значимости, на его долю приходится 20...27 % перевозимых грузов.
Тракторный транспорт используют преимущественно на внутри-усадебных и внутрихозяйственных перевозках в сложных дорожных условиях.
На транспортных работах применяют в основном колесные тракторы и самоходные шасси типа Т-16М, Т-25А, Т-40М(АМ), МТЗ-160 и другие модификации, а также Т-150К, К-744, которые заняты на этих работах более 50 % времени в году.
Гусеничные тракторы используют на транспортных работах только в условиях бездорожья и на короткие расстояния.
Тракторные прицепы в зависимости от назначения разделяют на универсальные и специальные, а по числу осей - на одно-, двух- и трехосные.
Наибольшее распространение получили одноосные тракторные прицепы типа 1-ПТС-2 и 1-ПТС-4 грузоподъемностью соответственно 2000 и 4000 кг, а также двухосные прицепы типа 2-ПТС-4-887Б (грузоподъемностью 4000кг) и 2-ПТС-6-8526 - с грузоподъемностью 6000 кг. Прицепы грузоподъемностью 4000 и 6000 кг агрегатируют в основном с тракторами типа МТЗ-80.
Полунавесной двухосный прицеп ММЗ-771Б грузоподъемностью 9000кг агрегатируют с тракторами типа Т-150К и К-744, а трехосные прицепы 3-ПТС-12Б грузоподъемностью 12000кг - с трактором типа К-744. Все тракторные прицепы оборудованы гидроподъемниками для разгрузки.
С развитием автомобилестроения увеличивалось количество моделей, которые различались между собой по габаритно-массовым и техническим характеристикам. В наиболее развитых странах государственные органы стали вести учет автомобилей.
Постепенно сложилась определенная система, автомобили распределили по нескольким классам, которые для удобства были сведены в таблицу.
За рубежом классификация автотранспортных средств развивалась с учетом местных особенностей. Последующее развитие глобализационных процессов в экономике и открытие рынков для продукции автомобильных компаний послужило выработке новых стандартов в сфере учета транспорта.
В итоге образовалось несколько систем классификации машин, которые действуют в отдельных странах или распространяются на целые континенты:
- в ЕС действуют классификации ЕЭК и EuroNCAP. Кроме того, имеются собственные системы во Франции и Испании;
- в Северной Америке и Канаде;
- в Азии национальные классификации разработаны в Японии и в КНР.
Классы автомобилей в них определяются исходя из разных параметров, в частности, за основу могут браться некоторые технические характеристики, например: объем двигателя, снаряженная масса или длина автомобиля. Регламентация в данной сфере коснулась и некоторых других параметров, которые стали устанавливаться на законодательном уровне.
Классификация автомобилей по классам в разных странах (таблица)
В развитых государствах количество машин, находящихся в эксплуатации и выходящих с заводских конвейеров, постоянно увеличивается. Транспорт подлежит учету, который требует определенной систематизации и формализации. В каждой из стран к указанному вопросу подходят с учетом действующего законодательства и нормативно-правовой базы и определенных национальных особенностей.
В России
Разделение транспортных средств по категориям в каждой из стран происходило с учетом национальных особенностей. В Советском Союзе, а позже в Российской Федерации данный процесс был делегирован Министерству внутренних дел, в составе которого были созданы органы по учету автотранспорта. Поначалу это был ОРУД, затем его сменила Госавтоинспекция, и в настоящее время эти функции выполняет .
Регистрационно-экзаменационные отделения – это исполнительные органы, а методологическая работа проводилась профильными институтами. В Советском Союзе была разработана достаточно стройная система распределения автомобилей по классам.Она была введена в действие в 1966 году специальным документом ОН 025270-66 (отраслевая нормаль). На текущий момент она носит больше рекомендательный характер.
В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270‑66 легковые автомобили подразделяются на 5 классов в зависимости от рабочего объема двигателя.
Таблица: классификация легковых автомобилей в соответствии с ОН 025270‑66
В соответствии с упомянутым документом название каждой модели состоит из аббревиатуры завода изготовителя и цифрового кода из четырех и более цифр, которые обозначали следующее:
- Первая — класс автомобиля.
- Вторая — тип транспортного средства.
- Третья и четвертая — заводской номер модели.
- Пятая — модификация.
- Шестая – импортное исполнение.
В качестве примера использования данной классификации в отношении популярного автомобиля советского производства можно привести ее расшифровку для одной из моделей малого класса. Обозначение ВАЗ-21079 означает:
- 2 — машина имеет объем двигателя в пределах от 1,2 до 1,8 л;
- 1 — в пассажирском исполнении;
- 07 – седьмая модель по заводской нумерации;
- 9 – модификация в данном случае с роторно-поршневым двигателем.
Система оказалась достаточно удобной в условиях централизованного государства и планового хозяйства. В России система классификации автомобилей по установленным классам осталась пока неизменной с советских времен. В условиях рыночной экономии отдельные российские производители допускают отклонения от сложившейся практики, что может привести к путанице и дезориентации потребителя.
В Европе
Объединение Европы и образование наднациональных структур привело к образованию единого экономического и правового пространства. Этот процесс затронул и такую сферу, как классификация автомобилей по классам, уполномоченными структурами была разработана соответствующая таблица. Основным параметром, по которому осуществлялось деление на категории стали габаритные размеры.
Видео — классы легковых автомобилей с примерами:
В итоге все существующие модели были разделены на шесть основных классов, которые для удобства получила обозначения по первым буквам латинского алфавита. Ниже приводится официальная таблица классов машин, принятая в ЕС.
Принятая методология определения категории машин не отличается совершенством, в нее не вписываются некоторые модели. Для исправления данного положения классификация автомобилей по классам в Европе была дополнена еще тремя категориями. Их описания представлены в приведенной ниже таблице:
Впрочем, и указанных дополнений оказалось недостаточно. Пришлось делать дополнения к существующей системе и добавить два класса: фургоны и пикапы. Следует понимать, что данное разделение довольно условно и отражает скорее отношение модели к определенному рыночному сегменту. Недаром же после модернизации машины даже в случае изменения ее габаритов, производитель приписывает ее к озвученной ранее категории.
Экологический класс автомобиля
Массовое развитие транспорта, оснащенного двигателями внутреннего сгорания, не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. В начале девяностых годов прошлого века в Евросоюзе были разработаны ряд нормативных актов, которые устанавливали уровень предельно допустимых концентраций вредных веществ в выхлопе. Таким образом, было введено понятие об экологическом классе автомобиля.
Первый свод правил получил общее наименование Евро-1 и был утвержден в 1992 году. За бурным развитием технологий последовало дальнейшее ужесточение требований к сходящим с конвейера автомобилям.
Так, спустя 4 года появляется новый стандарт Евро-2, а несколько позже и Евро–3. Однако и он не стал последним в этом ряду и в настоящий момент действует уже пятая версия экологических норм в сфере регулирования автотранспорта.
Наша страна присоединилась к указанному процессу значительно позже — так стандарт Евро-2 введен был только девять лет назад. Через каждые два года требования усложнялись и к настоящему моменту все ввозимые в РФ автомобили должны соответствовать последней пятой версии данного стандарта.
Возникает закономерный вопрос, как узнать экологический класс автомобиля и где найти необходимую информацию.
Государственный контроль в данной сфере возложен на специальные органы сертификации, которые осуществляют экспертизу транспортных средств. Сведения о выдаче соответствующих документов для конкретной модели можно найти на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Как показывает практика узнать экологический класс автомобиля можно по следующим данным: , марка (модель) автомобиля и год его выхода с конвейера.
Указанные сведения необходимы, прежде всего, для проведения в МРЭО. В 2005 году были внесены изменения в положение о ПТС и теперь указанный документ необходимый для постановки на учет вновь ввезенного в страну авто невозможно получить без сертификата. С 1 января прошлого года машина должна соответствовать нормам последнего Евро-5.
Законодатели внесли изменения и в фискальную систему, размер дорожного сбора теперь напрямую зависит от степени негативного воздействия машины на окружающую среду. Как правило, узнать экологический класс автомобиля для транспортного налога можно на сайте все того же Федерального агентства, занимающегося вопросами технического регулирования и метрологии.
Другие варианты классификации автомобилей
Категории A, B, C, D, E
Водителю для управления машиной нужны определенные навыки, соответствующие категории данного транспортного средства. В 2013 году привычные всем классы автомобилей A, B, C, D, E были изменены в соответствии с новой редакцией Федерального закона «О безопасности дорожного движения». К уже имеющимся пяти категориям были добавлены целый рад подкатегорий, дающих право управления транспортом определенного вида или сцепками.
Теперь для управления популярным в народе скутером потребуется водительское удостоверение. В нем должна быть открыта категория А1, при этом обладатель мотоциклетных прав тоже может ездить на таком транспортном средстве.
Некоторые изменения коснулись и класса легковых машин, к которым относятся все автомобили весом до 3,5 тонн. Для того чтобы ездить с тяжелым прицепом автовладельцу придется открывать категорию ВЕ.
В отдельный класс В1 выделяются такие экзотические для нашей страны машины как трициклы и квадроциклы. Ранее езда на них по дорогам общего пользования была и вовсе незаконной. Введение этой правой нормы позволит владельцам упомянутых средств передвижения легально использовать свое имущество как в пределах населенных пунктов так, и вне их. Некоторые изменения были сделаны и в отношении прав управления грузовиками и автопоездами.
По престижу
Машины одного размера могут существенно различаться по уровню оснащенности и соответственно по стоимости. Престижность модели определяется еще ее маркой. Недаром же известные компании создали отделения, которые занимаются выпуском машин премиального класса. Речь идет о таких марках, как Лексус, Инфинити, Акура, Майбах и другие. Существуют также и компании, специализирующиеся исключительно на дорогих авто: Порше, Мазерати, Бентли и другие.
Автомобиль Chevrolet Corvette относится к S-классу
В качестве отдельного класса автомобилей можно выделить лимузины, которые отличаются от обычных моделей наличием перегородки между водительским местом и пассажирским салоном. Следует отметить, что такие машины производились только в трех странах: в Англии – компанией Роллс-ройс, в Советском Союзе, а позже в России на автозаводе ЗИЛ, и в Китайской Народной Республике под маркой «Красная стена».
Лимузины от других производителей являются по большому счету переделкой серийных моделей. Стандартный кузов удлиняется и укрепляется, оборудуется соответствующим образом. Высокая стоимость такого рода автомобилей определяется прежде всего большими затратами ручного труда. Многие сборочные операции часто выполняются квалифицированными специалистами под контролем со стороны инженерно-технического персонала.
Транспорт скорой медицинской помощи
Помимо пассажирских и грузовых машин существуют и оборудованный соответствующим образом транспорт для специальных служб. К ним относятся пожарные, спасатели, медики и органы охраны правопорядка. Для выполнения поставленных перед ними задач используются автомобили, оборудованные на базе серийных моделей разных категорий.
Автомобили скорой медицинской помощи тоже делятся на классы
Соответственно они отличаются друг от друга по техническим характеристикам и оснащенности. Существуют следующие классы автомобилей скорой медицинской помощи:
- А – машина для перевозки пациентов под присмотром врача, фельдшера или медицинской сестры. В таких автомобилях скорой помощи нет оборудования для оказания экстренной помощи пациенту. Такой спецтранспорт в нашей стране обычно делается на базе микроавтобусов Горьковского автозавода.
- В – машина экстренной медицинской помощи предназначена для перевозки пациентов при одновременном выполнении определенных лечебных мероприятий. Специальный отсек автомобиля оборудуется диагностическими аппаратами, позволяющими контролировать состояние больного до момента доставки его в лечебное учреждение.
- С – реанимобиль карета скорой медицинской помощи, оснащенная для выполнения лечебных процедур специализированными врачебными бригадами непосредственно в процессе транспортировки больного или раненного в больницу или госпиталь.
Описанная система классификации позволяет вести их учет по классам, степени оснащенности и другим показателям. Существуют определенные нормативы по количеству спецмашин разных категорий. Он установлен для городской и сельской местности с учетом плотности населения, расстояния до ближайшей станции скорой помощи и других факторов.
Для автомойки
Свои собственные системы классификации могут быть разработаны и некоторыми отраслевыми объединениями в сфере обслуживания транспортных или других видов бизнеса.
Существует, к примеру, классификация автомобилей по классам для автомойки, призванная упростить учет в сети принадлежащих одной компании предприятий. Это необходимо для установления единых тарифов и урегулирования иных хозяйственных вопросов.
Для проката автомобилей
Подобные системы были разработаны и в крупных компаниях, которые работают в сфере . Парк машин у таких международных корпорации, как Enterprise, Hertz или Avis превышает десятки тысяч единиц техники разных моделей и производителей. Для упрощения контроля были введены SIPP коды, которые устанавливают не только класс, но и комплектацию прокатного авто.
Такой подход позволяет в рекламных материалах и официальных документах не указывать полный список автомобилей по маркам, а публиковать перечень по классам в виде таблицы. Клиенту при оформлении заказа достаточно указать сведения о том, машину какой категории он хотел бы получить во временное пользование с учетом уровня ее оснащенности. Это значительно проще, нежели оговаривать предоставление машины определенной марки и комплектации.
Прокатные компании получают возможность своевременно откликаться на изменения конъюнктуры в отдельном регионе. Имея на руках таблицу классов автомобилей с примерами, менеджер может оперативно связаться с руководством и передать данные о наличии машин и уровне спроса на них. Администрация на основе полученных сведений может перенаправить часть машин из других филиалов.
Как быстро избавиться от царапин на кузове авто
Что дает установка автобаферов?
Зеркало видеорегистратор Car DVRs Mirror
Известно несколько классификаций АТС, которые разрабатывались в интересах различных ведомств по соответствующим классификационным признакам.
По назначению АТС делятся на грузовые, пассажирские и специальные. К грузовым относятся АТС предназначенные для перевозки различных видов грузов. К пассажирским относятся АТС предназначенные для перевозки людей, это автобусы и легковые автомобили. К специальным относятся автомобили предназначены не для транспортирования грузов или пассажиров, а щя монтажи специального оборудования с целью выполнения соответствующих работ.
По типу двигателя АТС делятся на бензиновые, дизельные, газовые, газогенераторные, электрические и другие.
По проходимости АТС делятся на автомобили обычной проходимости (непопноприводные), повышенной проходимости (полноприводные), болотоходы, снегоходы, плавающие и другие, а полуприцепы и прицепы делятся на имеющие активный привод и без активного привода.
По колесной формуле АТС классифицируются по общему числу колес и по числу ведущих колес. Колесная формула. Для колесных автомобилей принято обозначение двумя цифрами, разделенными знаком умножения. Первая цифра - общей число колес, вторая - число ведущих колес (двухскатные колеса считаются за одно колесо). Исключение составляют переднеприводные автомобили и автопоезда с одноосными тягачами, где первая цифра - число ведущих колес, вгорая - общее число колес.
Для грузовых автомобилей в основную колесную формулу может быть введена через точку третья цифра: «1» означает, что все колеса односкатные; «2» - что ведущая задняя ось (оси, тележки) имеют двухскатную ошиновку.
Таким образом, колесные формулы 4x2.2, 4x2.1, 4x4.2 и 4x4.1; 6x4.2, 6x6.2, 6x6.1 и 6x2.1; 8x4.2, 8x4.1, 8x8.2 и 8x8.1 означают, соответственно, двух-, трех- и четырехосные грузовые автомобили.
Сочлененные грузовые автопоезда с одно-двухосными тягачами имеют колесную формулу 2x4.1 и 2x6.1
По характеру исполнения АТС делятся на одиночные автомобили, автомобили-тягачи для буксирования прицепов и автомобили седельные тягачи для буксирования полуприцепов.
По числу осей АТС делятся на одно-, двух-, трех-, четырех- и многоосные.
По климатическому исполнению АТС делятся на исполнение обычное (умеренный климат), северное (холодный климат) и жаркое (тропический - влажный и пустынный - запыленный климат).
Кроме того АТС делятся на армейские, сельскохозяйственные, лесохозяйственные, строительные и другие. По конструктивным признакам АТС подразделяются еще на капотные, безкапотные, ко-роткокапотные, длиннобазные, короткобазные, с различными трансмиссиями, по расположению двигателя, с передним, средним и задним продольным и поперечным расположением двигателя.
Большинство из перечисленных классификационных признаков практически имеют незначительное отношение к отрасли автомобильный транспорт. Поэтому разработана специальная транспортная классибикация, основанная на принципе использования АТС
(рис. 3.6).
По этой классификации, все виды автомобилей и автомобильных поездов подразделяются на три группы, определяемые их массой, точнее, наибольшей величиной осевой нагрузки на опорную поверхность. Этим характеризуется возможность их применения на тех или иных видах автомобильных дорог.
Все автомобили разделены на три группы:
К группе А относятся автомобили МАЗ, КрАЗ, а также некоторые модели автомобилей КамАЗ, большегрузные автомобили иностранного производства, многоместные автобусы Ликинского и Львовского заводов, автобусы «Икарус» и другие.
К группе Б относятся автомобили УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, УралАЗ, КАЗ, а также некоторые модели автомобилей КамАЗ, автобусы средней размерности Ликинского, Львовского, Павловского и Курганского заводов, все автобусы малой размерности и легковые автомобили.
К группе внедорожных относятся карьерные самосвалы БелАЗ и другие.
Все автомобили подразделяются на транспортные, используемые для перевозки грузов и пассажиров и на специальные - не транспортные. К последним относятся пожарные автомобили, автокраны, автовышки, подметальные, снегоуборочные и другие.
Транспортные автомобили и автопоезда подразделяются на грузовые и пассажирские, а последние на автобусы и легковые. Каждая из трех разновидностей подразделяется по своим основным конструктивным схемам, размерности и виду перевозок.
Грузовые автомобили по конструктивной схеме подразделяются на одиночные и автопоезда, последние могут состоять из бортового автомобиля с прицепом или седельного автомобиля-тягача с полуприцепом.
Для организации поточного движения по дорогам все грузовые автомобили и автобусы независимо от их полной массы должны обладать одинаковыми тягово-скоростными качествами, одинаковой динамикой разгона и торхюжения. Для этого необходимо чтобы мощности двигателей были пропорциональны полным массам транспортных единиц. В противном случае снижается пропускная способность дорог и могут создаваться заторы движения. Поэтому на автомобилях-тягачах, используемых с прицепом или полуприцепом, нужно применять двигатель более мощный, чем на одиночных автомобилях.
Грузовые автомобили по размерности (по грузоподъемности) разделяются на пять классов:
- особо малой до 0,5 т;
- малой от 0,5 до 2,0 т;
- средней от 2,0 до 5,0 т;
- большой от 5,0 до 15,0 т;
- особо большой свыше 15,0 т.
Грузовые автомобили и автопоезда подразделяются по виду перевозок, определяющему тип кузова на две группы:
- универсальные - многоцелевого назначения с кузовом бортовая платформа;
- специализированные, конструктивно приспособленные для перевозки одного или нескольких определенных видов грузов,
Автомобили и автопоезда могут быть двух видов по дальности перевозок - для местных перевозок, на расстояние в пределах 50 км, а также для дальних, междугородн их. Автобусы по конструкционной схеме подразделяются на три вида:
- одиночные;
- сочлененные;
- автобусные поезда, то есть автобус с прицепом.
Одиночные автобусы применяются наиболее часто.
Сочлененные автобусы применяются для улучшения маневренности автобусов большой вместимости.
Автобусные поезда применяются ограниченно. Возможно применение прицепов для перевозки багажа, а также применение прицепов для обслуживания аэропортов.
Двухэтажные автобусы в классификацию не включены, так как в Российской Федерации они распространения не получили. Их основные недостатки: плохая устойчивость, затруднение посадки и высадки.
Автобусы по габаритной длине согласно ГОСТ 18716-73 подразделяются на пять классов:
- особо малые длиной до 3,0 м;
- малые длиной от 6,0 до 7,5 м;
- средние длиной от 8,0 до 9,5 м;
- большие длиной от 10,0 до 12,0 м;
Для автобусов наряду с габаритной длиной необходимо также учитывать вместимость (табл. 3.1).
По виду перевозок автобусы подразделяются на следующие разновидности: городские, пригородные, междугородные, местного сообщения, общего назначения, туристические, экскурсионные и школьные.
Таблица 3.1. Классификация автобусов
Легковые автомобили по конструкции кузова подразделяются на седаны, купе, универсалы, фастбеки. лимузины и другие
Легковые автомобили различаются по величине рабочего объема двигателя, массе автомобиля и числу мест. При предельном между группами н классами рабочем объеме двигателя определяющей принимается сухая масса автомобиля. По виду перевозок легковые автомобили подразделяются на личные, служебные, такси и прокатные.
В отечественном автомобилестроении используется классификация и система обозначения АТС, определяемые отраслевой нормалью ОН 025 270-66 Минавтопрома СССР.
В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 принята следующая система обозначения АТС: каждой новой модели автомобиля, прицепа и полуприцепа присваивается индекс, состоящий из ряда букв и цифр.
Перед полным цифровым индексом ставится через дефис буквенное обозначение (марка) завода-изготовителя (аббревиатура или условное название, например: ГАЗ, ЗИЛ, КрАЗ, Урал, Москвич). Первая цифра обозначает класс АТС: по рабочему объему двигателя - для легкового автомобиля; по габаритной длине - для автобуса; по полной массе для грузового автомобиля. Вторая цифра указывает на тип АТС: легковой автомобиль обозначается цифрой 1 автобус - 2, грузовой автомобиль или пикап - 3, седельный тягач - 4, самосвал - 5, цистерна - 6, фургон - 7, цифра 8 - резерв, специальное АТС-9.
Третья и четвертая цифры индексов указывают на порядковый номер модели, а пятая говорит о том, что это не базовая модель, а модификация. Шестая цифра обозначает вид исполнения: для холодного климата - 1, экспортное исполнение для умеренного климата - 6, экспортное исполнение для тропического климата - 7.
Некоторые АТС имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03, 04 и т.п., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет какие-то дополнительные комплектации.
Две первые цифры индексов, присвоенных в соответствии с отраслевой нормалью легковым автомобилям, автобусам, грузовым (специализированным) автомобилям и прицепам (полуприцепам) приведены соответственно в табл.3.2, 3.3, 3.4.
Для прицепного состава первая цифра 8 для прицепов и для полуприцепов цифра 9.
Для прицепов и полуприцепов вторая цифра обозначает тип прицепного состава в соответствии с типом автомобиля-тягача, т.е. 1 - это прицеп легкового автомобиля, 2 - пассажирский прицеп к автобусу и т.д. (табл.3.5.).
Таблица 3.5. Индексы прицепов и полуприцепов (первые две цифры по ОН 025270-66)
Типы прицепов |
Прицепы |
Полуприцепы |
Легковые |
||
Автобусные |
||
Грузовые (бортовые) |
||
Самосвальные |
||
Цистерны |
||
Фургоны |
||
Специальные |
Третья и четвертые цифры индексов для прицепов и полуприцепов определяют их полную массу, а пятая цифра модификацию (табл.3.6). Таблица 3.6. Индексы прицепов и полуприцепов (третья и четвертая цифры по ОН 025 270-66)
№№ группы |
Индексы |
Полная масса, т |
|
Прицепы и полуприцепы |
Прицепы-роспуски |
||
01-24 |
|||
25-49 |
4-10 |
6-10 |
|
50-69 |
10-16 |
10-16 |
|
70-84 |
16-24 |
16-24 |
|
85-99 |
Так, например, легковой автомобиль с рабочим объемом двигателя 1,5 л, выпускаемый Волжским автозаводом, обозначается ВАЗ-2112; автобус с габаритной длиной 7,00 м, выпускаемый Павловским автобусным заводом - ПАЗ-3205; грузовой бертовой автомобиль-тягач полной массой 15,3 т, выпускаемый Камским автозаводов, обозначается КамАЗ-5320; прицеп грузовой бортовой полной массой 12,0 т, выпускаемый Ставропольским заводом автомобильных принципов, обозначается СЗАП-8355.
Базовые модели автомобильных двигателей, их узлы и детали обозначаются по той же нормали десятизначным цифровым индексом. Первая цифра индекса определяет класс двигателя, связанный с его рабочим объемом (табл. 3.7).
Таблица 3.7. Классификация двигателей по рабочему объему (по ОН 025 270-66)
Рабочий объем, |
Класс |
До 0,75 |
|
Свыше 0,75 до 1.2 |
|
свыше 1,2 до 2 |
|
Свыше 2 до 4 |
|
Свыше 4 до 7 |
|
Свыше 7 до 10 |
|
Свыше 10 до 15 |
|
Свыше 15 |
Сказанная классификация применяется в соответствии с ГОСТ 25478-91 в Российской Федерации. Кроме того, она обеспечивает единообразный подход при использовании технической документации на отечественные и зарубежные АТС по условиям безопасности дорожного движения.
В качестве пояснений к табл. 3.8 следует отметить, что полная масса седельного автомобиля-тягача состоит из его массы в снаряженном состоянии, массы водителя и другого обслуживающего персонала, находящегося в кабине автомобиля и части полной массы полуприцепа, которая передается на седельное устройство тягача. Полная масса полуприцепа состоит из его массы в снаряженном состоянии и грузоподъемности.
Сравнительная таблица соответствия категорий АТС по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации конвенции о дорожном движении приведена в табл. 3.9.
Последующие цифры индекса обозначают номера базовой модели двигателя, его агрегатов, узлов и деталей.
До введения в действие ОН 025 270-66 индексация основных моделей отечественных автомобилей, прицепов и полуприцепов производилась следующем образом: вначале ставилась марка - буквенное обозначение завода-изготовителя (ГАЗ, ЗИЛ, Москвич и т.п., после нее через дефис двух- или трехзначное цифровое обозначение. Например, ГЛЗ-52, Урал-375, полуприцеп ОдАЗ-885. при этом каждый за вод-изготовитель применял цифровые индексы в определенных пределах. Так, например, Горьковский автомобильный завод использовал цифры от 10 до 100, ЗИЛ - от 100 до 200 и т.д. Для модернизированной автомобильной техники и модификаций добавлялись буквенные обозначения или через дефис двухзначное число. Например, МАЗ-200В, ЛАЗ-699Р, Москвич-412ИЭ, ЗИЛ-130-76.ГАЗ-24-10.
Кроме индексации прицепов, предусмотренной нормалью ОН 025 270-66, широкое распространение получило следующее условное обозначение автомобильных прицепов, которое включает:
П - полуприцеп (в сочетании с АПП - автомобильный полуприцеп);
Р - роспуск (в сочетании с АПР - автомобильный прицеп роспуск;
Н - ннзкорамный; Б - бортовой; С-самосвальный; П - платформа; Ф - фургон; Ц - цистерна; К - контейнеровоз; Т - тяжеловоз; М-модульный и другие. через тире одна, две или три цифры обозначающие грузоподъ
емность прицепа или полуприцепа в тоннах;
» далее тогда через тире условное обозначение по нормали ОН 025 270-66. Примеры условного обозначения некоторых прицепов и полуприцепов:
Государственная регистрация автотранспортных средств производится в соответствии с классификацией, установленной Конвенцией о дорожном движении, которая принята на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 8 ноября 1968 г. и ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 г. в соответствии с данной классификацией АТС разделяются на следующие категории:
В - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест в которых, помимо Сиденья водителя, не превышает восьми;
С - автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
Прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством (включает и полуприцепы).
В отечественной практике, связанной с классификацией АТС, постепенно начинают использоваться обозначения, принятые в международных требованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разработанных Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН.
Источник информации Сайт: http://www.grtrans.ru/
- Назад
Устройство современного грузового автомобиля.
Современные грузовые автомобили могут
двигаться без помощи водителя
Виды и классификация автотранспортных средств
Классификация автомобилей осуществля-ется по следующим признакам:
Вид автотранспортного средства;
Основном технический параметр
(масса, мощность или габаритные размеры);
Назначение;
Автомобильный подвижной состав подразделяют на разновидности автомобилей:
Пассажирский
(легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы)
Грузовой
(гру-зовые автомобили, автомобили-тягачи, грузовые прицепы и полуприцепы с универсальными или специализированными надстройками для размеще-ния груза)
Специальный (скорая помощь, милиция, пожарная автомобили)
Специализированный (прицепы и полуприцепы с уста-новленным специальным оборудованием, имеющие технологическое или другое назначение и выполняющие различные, преимущественно нетранспортные, работы)
Пассажирские автомобили (вместимость до восьми человек, включая водителя) называются легковыми , свыше 8 человек автобусом.
После изучения классификации автотранспортных средств обратите внимание на компоновочные схемы автомобилей , что даст общие понятия о компоновке механизмов и агрегатов на автомобиль и поможет вам
разобраться в .
Классификация автотранспортных средств, легковых автомобилей, разновидности кузова автомобиля
Легковые автомобили по рабочему объему цилиндров двигателя делится на следующие классы:
Особо малый (до 1,2 л);
малый (1,2-1,8 л);
Средний (1,8— 3,5 л);
Большой (3,5 л и более);
Высший (не регламентируется).
Автобусы подразделяются по габаритным размерам, - длине на следующие классы:
Особо малый (до 5 м);
Малый (6—7.5 м);
Средний (8,0-9,5 м);
Большой (11-12 м);
Особо большой (16,5 и более метров).
Классификация грузовых автомобилей с бортовой платформой определяется по грузоподъемности:
Особо малый (менее 1т);
Малый (1 — З т);
Средний (3—8 т);
Большой (8—15 т);
Особо большой (15—26 т);
Сверх особо большой (свыше 26 т).
Специальные автомобили выполняют преимущественно нетранспорт-ные работы. К ним относят пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорными, буровыми установками, автокраны, уборочные, авто-мобили скорой медицинской помощи.
Специализированные автомобили учитывают специфику груза (сыпу-чие, жидкие, крупногабаритные и т. д.). К ним относятся: самосвалы, фур-гоны, цистерны, панелевозы, контейнеровозы и т.д.
Автомобили дня буксирования прицепов и полуприцепов называются автомобилями-тягачами.
Автомобиль-тягач или стандартный грузовой автомобиль вместе с од-ним или несколькими прицепами образуют автопоезд .
По приспособленности к дорожным условиям различают автомобили обычной и повышенной проходимости.
Автомобили по общему числу колес и ведущих колес обозначают колесной формулой, где первая цифра — число колес автомобиля, вторая чис-ло ведущих колес.
Каждое сдвоенное ведущее колесо считается как одно целое. Например, колесной формулой 4x2 обозначен двухосный автомобиль с одной ведущей осью (ЗИЛ-431410), 6x6 — трехосный автомобиль со всеми веду-щими осями (ЗИЛ-131), 6x4 — трехосный автомобиль с двумя ведущими осями (КамАЗ).
По роду потребляемого топлива и типу двигателя автомобили подразде-ляются на бензиновые, дизельные, работающие на альтернативных топливах (газогенераторные, газобаллонные, электрические (электромобили), па-ровые, газотурбинные, а также автомобили с комбинированными силовы-ми установками, например двигатель внутреннего сгорании (ДВС) электрический двигатель.
Каждой модели автомобиля (прицепа, полуприцепа) присваивается ин-декс, состоящий из четырех цифр.
Первая цифра обозначает класс автомобиля (прицепа, полуприцепа), по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине для ав-тобусов и по полной массе для грузовых автомобилей.
В основу деления классов на виды положен признак эксплуатационно-го назначения автомобиля. Установлены следующие виды автомобилей (прицепов, полуприцепов) по второму знаку четырехзначного цифрового индекса модели:
1 — легковые;
2 — автобусы;
3 _ грузовые бортовые;
4 — седельные тягачи (резерв);
5 — самосвалы;
6 — цистерны;
7 — фургоны;
8 — резерв;
9 — специальные.
Третья и четвертая цифры обозначают номер базовой модели.
Выбрать подходящий автомобиль на современном рынке становится все сложнее. Новые виды и классы машин появляются чуть ли не каждый год. Еще 5-8 лет назад новинками считались городские кроссоверы и четырехдверные купе. И если последние так и остались нишевыми авто, то первые захватывают все большие доли рынка. Кроме того, наблюдается размытие границ классов: все чаще встречаются обозначения B+ и C+. В этой статье мы рассмотрим общие классификации легковых автомобилей по классам и типам кузова. Она поможет вам сориентироваться в типах авто и подобрать подходящий. Для наглядности мы приведем примеры популярных в каждом классе моделей.
Классификация автомобилей по типам кузова
Седан
Это самый распространенный и популярный кузов, именно он ассоциируется со словом «автомобиль». Его конструктивной особенностью стала трехобъемность - моторный отсек, салон и багажник отделены друг от друга и занимают отдельные объемы. Седанами бывают и машины B-класса, и автомобили класса F (о размерах и классах - ниже). Это обусловлено уже упомянутой популярностью, которая, в свою очередь, вытекает из удобства использования и условной «статусности». Почему-то именно этот тип кузова считается наиболее представительным, стильным, и при этом практичным. Так это, или нет - решать вам.
Хэтчбек
Это городские автомобили, багажное отделение которых совмещено с салоном. Они лишены традиционного для седанов «хвоста» - задний свес у таких авто значительно короче. Такая конструктивная особенность и делает их практичными для использования в городских условиях - парковаться и маневрировать на хэтчбеке легче, чем на седане, ведь кузов заканчивается примерно на линии заднего стекла.
Универсал
Это гибрид седана и хэтчбека. Его багажник так же совмещен с салоном, но задний свес при этом «растянут» так же как у седана. Если вы любите путешествовать на автомобиле или часто перевозите габаритные грузы - стоит рассмотреть именно этот тип кузова.
Другие
Типов кузовов на деле огромное количество, но описывать абсолютно все смысла нет - они мало распространены, и либо встречаются крайне редко, либо вообще перестали использоваться автопроизводителями. Тем не менее, перечислим некоторые из них, и дадим им краткое описание.
- Купе - двухдверный трехобъемник, в целом аналогичный седану. Главное отличие - уменьшенный задний ряд сидений. Термином «купе» также называют трехдверные хэтчбэки с небольшими размерами заднего дивана.
- Минивэн - двухобъемный или однообъемный кузов, предназначенный для комфортной перевозки пассажиров. Может оборудоваться третьим рядом сидений и сдвижными задними дверьми.
- Лифтбек - хэтчбек с длинным задним свесом. Выглядит почти как седан, но располагает пятой дверью. Такой тип кузова стал «фирменным» для автомобилей Skoda.
- SUV. Не совсем верно выделять такой тип кузова, но тем не менее, упомянуть о так называемых sports utility vehicles стоит. К этому классу относятся всевозможные кроссоверы и внедорожники. Первые - это построенные на платформах обычных легковых автомобилей машины. Отличаются они формой кузова, высоким клиренсом и возможностью установки полноприводной трансмиссии. Такие авто предназначены в первую очередь для города - высокий дорожный просвет нужен для преодоления бордюров, и небольших ям, а увеличенная высота кузова помогает выкроить несколько лишних сантиметров пространства для водителя, пассажиров и багажного отделения. Внедорожники проектируются на основе рамной конструкции, обеспечивающей им повышенную проходимость и просторный салон.
Классификация автомобилей по классам
Класс A
Самый компактный класс, отлично подходящий для использования в городских условиях. Длина кузова таких машин не превышает 3,6 м, а ширина 1,6 м. Авто класса А - это трех- и пятидверные хэтчбеки, оснащаемые небольшими по объему моторами. Примеры автомобилей A-класса:
- Ravon Matiz
- Ravon R2
- Lifan Smily
- Hyundai i10
Класс B
Еще 5-6 лет назад такие авто были представлены, по большей части, пятидверными хэтчбеками и седанами длиной до 3,9м и шириной до 1,7. Однако развитие автомобильного рынка привело к возникновению целого сегмента бюджетных седанов этого класса. Авто класса B также ориентированы на городскую эксплуатацию: они компактны, маневренны и при этом вместительны и комфортны. К популярным моделям относят:
- Ravon Nexia
- Volkswagen Polo Sedan
- Skoda Rapid
- Lada Kalina, Granta
Класс C
Это так называемый «гольф-класс», названный так в честь своего основателя - модели Volkswagen Golf. Машины этого сегмента не превышают в размерах 4,3-4,5м в длину и 1,8м в ширину. При этом авто выполняются в кузовах «седан», «хэтчбек» и «универсал». С класса C начинается «средний» ценовой сегмент. Такие машины прекрасно подходят на роль семейного городского авто: в салоне с комфортом размещаются четыре человека, но вместе с тем габариты кузова позволяют им легко маневрировать в потоке машин. К популярным моделям относят:
- Ravon Gentra
- Skoda Octavia
- Volkswagen Golf
- Ford Focus
- Kia ceed
- Toyota Corolla
Класс D
Автомобили D-класса - это, в большинстве своем, седаны и универсалы, длиной до 4,6м. Эти машины сочетают в себе простор салона с хорошим оснащением и ездовыми характеристиками. Наиболее популярные модели:
- Volkswage Passat
- Mazda 6
- Ford Mondeo
- Toyota Avensis
Класс E
Это «бизнес-класс», такие машины отличаются богатым пакетом опций уже в «базе», более сложной подвеской, просторным салоном и повышенным комфортом. Длина кузова авто класса E равна 4,8-5м, а ширина 1,8м. Распространенные модели:
- Toyota Camry
- Nissan Teana
- Skoda Superb
Класс F
Это люксовые представительские автомобили премиум-брендов. Они ориентированы на тех, кто предпочитает задний диван месту водителя. Регулировки задних кресел и отдельный блок управления климатом для пассажиров - стандартные опции для таких авто. Они длинные (от 5м) и широкие (от 1,9), что позволяет водителю и пассажирам располагаться в салоне с максимальным комфортом. Главные модели в классе:
- Mercedes-Benz E-klasse
- BMW 7 series
- Audi A8
Класс J
Это отдельный класс авто, в которых входят внедорожники и кроссоверы - SUV (sports utility vehicles). Внутри него есть своя система классификации автомобилей, схожая с общей. В общем случае их делят на компактные, средне- и полноразмерные SUV. По аналогии с обычными легковушками, существует также разделение на B,C,D и E классы.
Заключение
В этой статье мы привели общую классификацию автомобилей по классам (размерам) и кузовам, которая поможет вам сориентироваться на рынке, и подобрать машину, удовлетворяющую ваши потребности. Стоит отметить, что, за исключением класса F, мы не упоминали преимум-бренды. Авто таких производителей отличаются высокой ценой, технологичностью и уровнем оснащения. Компактный хэтчбек премиум-марки может быть напичкан опциями, обычно ассоциирующимися с полноразмерными седанами класса D или E, и обладать соответствующей стоимостью. Поэтому, во избежание путаницы, мы и обошли вниманием «дорогие» марки.