Сколько машин было у брежнева. Дтп союзного значения. Какая судьба постигла эти машины после списания

Каждый ценитель раритетных машин, считающий себя истинным коллекционером, мечтает приобрести автомобиль «с историей». За элитное авто, на котором некогда разъезжали видные политические и общественные деятели, богачи готовы выложить круглую сумму. Этим пользуются многие находчивые продавцы - в том числе в нашей стране.

В последнее время на сайтах по продаже автомобилей все чаще мелькают объявления, авторы которых предлагают настоящий «эксклюзив». Так, недавно на одном из таких онлайн-ресурсов о продаже раритетного ЗИЛ-117. Владелец утверждает, что в свое время на этой машине ездил сам Леонид Брежнев. При этом многие эксперты предостерегают автолюбителей от чрезмерного доверия: сегодня найти подобные автомобили не так уж просто, а многие и вовсе были уничтожены, чтобы шпионы не похитили секретные технологии.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков рассказал порталу «История.РФ», что на самом деле стало с автомобилями партийных деятелей времен СССР, почему многие из них были вывезены из России и как настоящие коллекционеры безошибочно определяют подделку.

«На рынке два дурака»

Максим, как вы считаете, подобные объявления - это всегда обман? Насколько вообще велика вероятность встретить сегодня такую машину, как «брежневский» ЗИЛ?

Автомобиль ЗИЛ-117, о котором вы говорите, действительно выпускался для обслуживания высшего руководства СССР. То есть это Политбюро (председатель Совета министров и так далее), может быть, главы союзных республик - собственно говоря, всё. Поэтому их [таких автомобилей] было сделано немного. По протоколу, естественно, были запасные машины.

То, что делал ГАЗ под названием «Чайка», - это уже машины второго эшелона. На них ездили вторые и третьи секретари ЦК КПСС, Минобороны и так далее. Таких машин мало. Большинство из этих машин, поскольку у них была аккуратная, специфическая эксплуатация, в разном состоянии почти все сохранились. Это как бы отдельная каста автомобилей.

- Какая судьба постигла эти машины после списания?

Надо понимать, что почти все эти автомобили, за редким исключением (есть кое-какие машины, которые остались в ГОНе - Гараже особого назначения; они полуисторические и, конечно, уже не используются, но это единицы), разными путями перекочевали в частные руки. Какие-то осели в России, что-то было вывезено. Такие машины еще и дарились: Эриху Хонеккеру в ГДР, Фиделю Кастро на Кубу и так далее. Естественно, когда следы каких-то машин теряются (хотя почти все они были поштучно известны), сейчас, когда люди перепродают эти машины или просто владеют, каждому хочется иметь автомобиль с историей. Это круто, и это поднимает цену автомобиля. Допустим, просто ЗИЛ-117 стоит миллионов десять - может быть, больше. А если это машина Брежнева, умножайте на два.

Вот видите! На рынке два дурака, можно и на пять умножить. К чему я веду: очень много таких автомобилей. Это относится и к старым немецким машинам: вот на этой ездил Геринг, а на этой Гиммлер и так далее. Рассказывателей таких историй очень много.

- Неужели люди так легко поддаются на обман?

Коллекционеры, которые всерьез этим занимаются, знают автомобиль, что называется, наперечет по номерам или каким-то особым отметинам. К примеру, сохранился автомобиль ЗИЛ-111, который вез космонавтов, когда было совершено знаменитое покушение на Брежнева. И внутри этой машины, на обшивке, остались отметины от пуль - вот это машина с историей. Если у человека нет конкретных доказательств (они могут быть разные: бумажные, еще какие-то), то этот человек - балабол. Если есть, то все может быть.

- Значит, есть шанс, что машина действительно та самая?

Почему нет? У Брежнева был большой гараж, он был сумасшедший любитель автомобилей. Ему много машин дарили, в том числе Киссинджер. У него был большой [автомобильный] парк, в том числе иномарки. Да, такой автомобиль, конечно, мог принадлежать Брежневу, но не ему лично, а обслуживал Брежнева, потому что машина была государственная. Он мог обслуживать Брежнева, но пока продавец не предоставит конкретных доказательств, то это все разговоры.

По словам экспертов, многие автомобили, на которых ездили партийные лидеры, - в том числе ЗИЛ-114, которым также пользовался Брежнев, - были после списания возвращены на завод и там уничтожены из соображений секретности. Это правда?

В общем, да, потому что это были бронированные автомобили, их было немного и в те годы их некуда было девать. Это сейчас машины последних поколений, которые еще работали, когда Союз развалился, пошли, что называется, в народ. А тогда, при Хрущеве, куда эту бронированную машину деть? Вот она уже старенькая, поездила, израсходовала свой ресурс; конечно, их уничтожали. Эти машины не нужно было «светить», автомобильных музеев тогда не было, только заводские музеи. И самое главное в случае с бронированными машинами - это режим секретности. Все это курировал КГБ, и, естественно, никто не хотел раскрывать секреты, все эти технологии были закрыты. Поэтому их отправляли на завод. На ЗИЛе был отдельный цех сборки таких автомобилей, все было очень строго.

«Новую машину президента «засветят» на инаугурации»

Машины, которые обслуживают первых лиц государства, всегда окружены этим ореолом тайны. Сейчас, например, все обсуждают лимузин проекта «Кортеж», который разрабатывается специально для Владимира Путина и будет на службе у ФСО. Что известно об этом автомобиле?

Я видел эти автомобили живьем и знаю все эти вещи. Что-то я могу говорить, что-то не могу, потому что действительно есть режим секретности. Там четыре автомобиля: это большой седан, лимузин (длинная версия с перегородкой для водителя), большой кроссовер и минивэн (машина охраны). Разработка идет, живые машины есть, они проходят испытания.

- Когда они впервые появятся на публике?

Это все происходит в режиме абсолютной секретности. Я не знаю, как дело повернется, потому что, с одной стороны, есть основной заказчик, как его называют (понятно кто), с другой стороны, это курируют разные министерства: на всем этом сидит Госбезопасность, которая контролирует, чтобы утечек не было. Я думаю, если ничего не изменится, то машины живьем мы увидим только на инаугурации президента. Машины сами по себе есть: они на этапе достройки, доводки, испытаний и так далее. Скорее всего, конечно, какие-то машины будут переданы, опять же, в ГОН.

- Для того, чтобы их «обкатали»?

Вы должны понимать, что эта разработка не ведется как в черном ящике: вот, мы сделали, нате вам машину! Конечно, по ходу утверждаются какие-то вещи: интерьер, дизайнерские решения, уже давно утверждена силовая структура трансмиссии двигателя и так далее. Но тем не менее в автомобиль, который вышел из цеха, конечно, сразу не посадят президента: автомобиль сначала проверят, посмотрят. Там масса всяких испытаний. А поскольку машина защищенная (так на профессиональном языке называется бронированная машина), то, естественно, должны провести отдельные испытания - произвести в капсулу определенное количество выстрелов. Это целая технология. Более того, по протоколу безопасности, президента не может обслуживать один автомобиль - как минимум три. Поэтому когда они в товарном виде будут переданы в ГОН, мы не знаем - может, в конце года, а может, в начале следующего. А то, что машину «засветят» всем на инаугурации, - это стопроцентная вероятность.

Если б я был султан... Сто жён? Чур меня, чур! Сегодняшние султаны и с одной разводятся - времена такие. Но, вот автомобили - другое дело! И сто, и двести. Самых-самых! И как я понимаю Леонида Ильича)) Его любовь к хорошим машинам началась ещё в далёком 38 году, когда первому секретарю Днепропетровского обкома Брежневу был "выделен" Buick-90 Limited.

    Тогда вообще любили американские машины - как известно, Сталин ездил на Паккарде.
    Но, и Бьюик был совсем не плох...

    Так или иначе, но с этого момента Леонид Ильич уже не мог равнодушно смотреть на хорошие автомобили.
    Следующей иномаркой Брежнева стал легендарный Chevrolet Bel Air, автомобиль массовый, не преумный, однако, необычайно популярный в середине 50-х в далёкой Америке.
    Весной 1955 года глава СССР Никита Сергеевич Хрущев, пребывая с визитом в Вене, распорядился купить несколько хороших автомобилей - в качестве подарков для особо отличившихся перед партией и правительством. Поэтому в апреле того же года в салоне Берхарда Данеке был куплен бело-зеленый Chevrolet Bel Air Sport Coupe Hardtop - со «средненьким» мотором мощностью 170 л.с. и механической коробкой передач, хотя в ту пору в Америке особым шиком считались машины с «автоматами».

    Хрущев знал, что глава компартии Казахстана Леонид Ильич Брежнев души не чает в породистых скоростных машинах. Никита Сергеевич решил: «Пусть Брежнев поднимет целинные земли и поддержит меня на ХХ съезде - тогда верну его в Москву и подарю Chevrolet». Так оно и случилось.

    Но даже такой шикарный подарок радовал будущего генсека недолго - «роскошный» Bel Air оказался не таким уж и роскошным. К примеру, стеклоподъемники были обычными механическими - сервопривод не предлагался даже за доплату. Chevrolet - это не Cadillac. Впрочем, не будем гадать о причинах, но красавец БелЭйр был подарен дочери Галине, которая в то время была замужем за цирковым артистом Евгением Милаевым.
    Евгений и Галина не остались в долгу - и в 1960 году привезли Леониду Ильичу из гастролей по ФРГ седан Opel Kapitan L.

    А Шевроле позже всё равно вернулся в отцовский гараж. Разведясь, Галина забрала его с собой, хотя к тому времени он уже и был изрядно потрёпан. Через какое то время этот автомобиль при посредничестве знаменитого лётчика Александра Ивановича Покрышкина был продан главному инженеру одного из Днепропетровских заводов.
    Этому автомобилю повезло - уже в наше время его в бессознательном состоянии нашли энтузиасты, и вдохнули новую жизнь. На фото та самая машинка после реставрации.

    После Опеля Леонида Ильича радовал красавец CHRYSLER 300 (1966)

    Судьба этого красавца сложилась трагично. В 1986 году с киностудии имени Максима Горького была куплена Эжиевым Мухарбеком Исмаиловичем, проживавшим на тот момент в СОАССР. В 1992 году во время Осетино-Ингушского конфликта была сожжена мародёрами, после безуспешной попытки угона. Единственное, что осталось от этой машины, это ключи и документы.

    Настоящей жемчужиной коллекции Брежнева был Maserati Quattroporte. В 1968 году это был один из самых мощных и дорогих четырёх дверных седанов. Он мог разгонятся до 230 км/ч и имел V-образную восьмерку с мощным 290 л.с. двигателем. Этот автомобиль Брежнев получил в подарок от руководства итальянской партии.

    Ну, и какая же коллекция без Rolls-Royce? Это было бы совсем не по ленински))

    У Леонида Ильича было два Rolls-Royce Silver Shadow. Один "призрак" был подарен ему "большим другом Советского Союза" предпринимателем Армандом Хаммером, а второй - королевой Елизаветой II

    По одной версии королевский подарок был разбит Леонидом Ильичом под Завидово, по другой, официальной, виноват водитель Гаража особого назначения. Разбитый "призрак" находится в Рижском музее...

    Год спустя канцлером ФРГ был подарен очередной автомобиль Брежневу. На этот раз им оказался 6-ти дверный лимузит от компании Мерседес модели 600. Серия этих автомобилей была строго ограничена. Их было изготовлено всего семь, а 6-ти дверных – два, один из которых достался Брежневу, а второй – императору Японии.

    В мае 1972 года ожидался визит Президента США Ричарда Никсона в Москву. Накануне поездки посол СССР в США Анатолий Добрынин приватно сообщил Никсону: «Леониду Ильичу очень хотелось бы получить в подарок автомобиль «Кадиллак Эльдорадо»». Автомобиль изготовили по специальному заказу за три дня. На четвёртый день «Кадиллак» для Л.И. Брежнева был доставлен в Москву транспортным самолётом американских ВВС.

    Вспоминает Генри Киссенджер:

    «Однажды он подвел меня к черному „Кадиллаку“, который Никсон подарил ему год назад по совету Добрынина. С Брежневым за рулем мы помчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрестке появился какой-нибудь полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но это было слишком невероятно, ибо здесь, за городом, если и имелся дорожный инспектор, он вряд ли бы осмелился остановить машину Генерального секретаря партии. Быстрая езда окончилась у причала. Брежнев разместил меня на катере с подводными крыльями, который, к счастью, он вёл не самостоятельно. Но мне казалось, что он должен побить тот рекорд скорости, установленный генсеком во время нашей поездки на автомобиле».

    Другим шикарным американцем в коллекции Генсека стал Lincoln Continental 1972 года.

    Эта машина также была подарена Брежневу. История была такова – во время визита Никсона в СССР, Брежнев увидел лимузин президента США, и имел неосторожность пожелать себе такой же.

    Роскошный голубой седан был преподнесен Брежневу в Кемп-Дэвиде. Машина была также уникальна, как и все другие – там была и климатическая установка, и электрорегулировка кресел, и музыкальный центр. Когда Брежнев увидел сей суперкар, весьма обрадовался, и принял решение прокатиться на ней немедля, вместе с Никсоном.

    «Я сделал ему официальный подарок на память о его визите в Америку - темно-голубой „Линкольн-Континенталь“ индивидуальной сборки. На приборной панели была выгравирована надпись: „На добрую память. Самые лучшие пожелания“. Брежнев коллекционировал роскошные автомобили и поэтому не пытался скрыть своего восхищения. Он настоял на том, чтобы немедленно опробовать подарок. Он сел за руль и с энтузиазмом подтолкнул меня на пассажирское сиденье. Глава моей личной охраны побледнел, когда увидел, что я сажусь вовнутрь. Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге с односторонним движением. В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью: „Медленно, опасный поворот“. Даже когда я ехал здесь на спортивном автомобиле, я нажимал на тормоз, чтобы съехать с дороги вниз. Брежнев ехал со скоростью более 50 миль (80 км) в час, когда мы приблизились к спуску. Я подался вперед и сказал: „Медленный спуск, медленный спуск“, но он не обратил на это внимания. Мы достигли конца спуска, пронзительно завизжали покрышки, когда он резко нажал на тормоза и повернул. После нашей поездки Брежнев сказал мне: „Это очень хороший автомобиль. Он отлично идёт по дороге“. „Вы великолепный водитель, - ответил я. - Я никогда не смог бы повернуть здесь на такой скорости, с которой вы ехали“. Дипломатия - не всегда лёгкое искусство».

    Японская нота в этой автомобильной симфонии - "Ниссан Президент". Первый экземпляр был служебным автомобилем Премьер-министра Японии, а второй изготовили специально для Л.И. Брежнева. Именно на "Ниссане" Генсек однажды прокатил по Москве Президента США Никсона и Госсекретаря США Киссинджера. Отсюда пошел анекдот: "Ты посмотри кто у них за шофера?"

    С его объёмом в 4.4 литра и весом более двух тонн автомобиль разгонялся до 195 км/ч. При этом расход топлива с установленной автоматической коробкой передач составлял всего 15 литров / 100 км, что было большим новшеством для тех времен.

    Но, не иномарками едиными. Были в гараже у Генсека и автомобили отечественного производства. Например, знаменитая лифтованная "Волга", на которой Брежнев ездил на охоту. Вот он - прообраз и предтеча современных кроссоверов!

    Не обошлось и без "Чайки", куда же без неё? Сначала это была "Чайка" ГАЗ-13

    А в декабре 1976 года коллекция Леонида Ильича пополнилась новым автомобилем – представительской «Чайкой» ГАЗ-14.

    Подголовники и подлокотники комфортабельных кресел обтягивали натуральной шерстью или кожей преимущественно английской марки Connolly – поставщика Aston Martin, Bentley и Rolls-Royce. Средний ряд сидений был откидным и при необходимости легко складывался в ниши в спинках передних кресел. Существовало два варианта обивки салона: бежевый и темно-зеленый.

    Удобство и комфорт «слугам народа» обеспечивали электрические стеклоподъемники, прикуриватели, четыре пепельницы, телефон, обогрев боковых дверных и заднего стекол, стереофонический приемник высшего класса «Радиотехника» с кассетной приставкой «Вильма». Управление радиоприемником с пульта, встроенного в подлокотники заднего сиденья, было основным – водитель обязан безропотно мириться со вкусами хозяина.

    Вот такая история любви Генсека и Автомобилей. По разному сложилась судьба раритетов.
    После прихода Горбачева, автомобили разошлись по разным местам. Замечательный Maserati попал в Эстонию. После перестройки очутился в руках охранной фирмы «Доломит», состоявшей из бывших сотрудников КГБ, которые продали его Маргарет Тэтчер. Разбитый "призрак" находится в Рижском музее. Cadillac Eldorado можно увидеть в клубе «Автоамерика» в Москве.

    До сих пор всплывают то тут то там по миру разные автомобили из коллекции Брежнева. В Германии с аукциона был продан Мерседес Брежнева. В Москве в очередной раз перепродавали автомобиль Ниссан на аукционе, организованным Sotheby’s, правда на этот раз неудачно.

    А хорошо бы собрать их всех вместе, правда?)

Любовь Леонида Ильича к хорошим машинам началась ещё в далёком 38 году, когда первому секретарю Днепропетровского обкома Брежневу был «выделен» Buick-90 Limited.
Тогда вообще любили американские машины - как известно, Сталин ездил на Паккарде.
Но, и Бьюик был совсем не плох…
Так или иначе, но с этого момента Леонид Ильич уже не мог равнодушно смотреть на хорошие автомобили.
Следующей иномаркой Брежнева стал легендарный Chevrolet Bel Air, автомобиль массовый, не преумный, однако, необычайно популярный в середине 50-х в далёкой Америке.
весной 1955 года глава СССР Никита Сергеевич Хрущев, пребывая с визитом в Вене, распорядился купить несколько хороших автомобилей - в качестве подарков для особо отличившихся перед партией и правительством. Поэтому в апреле того же года в салоне Берхарда Данеке был куплен бело-зеленый Chevrolet Bel Air Sport Coupe Hardtop - со «средненьким» мотором мощностью 170 л.с. и механической коробкой передач, хотя в ту пору в Америке особым шиком считались машины с «автоматами».


Хрущев знал, что глава компартии Казахстана Леонид Ильич Брежнев души не чает в породистых скоростных машинах. Никита Сергеевич решил: «Пусть Брежнев поднимет целинные земли и поддержит меня на ХХ съезде - тогда верну его в Москву и подарю Chevrolet». Так оно и случилось.


Но даже такой шикарный подарок радовал будущего генсека недолго - «роскошный» Bel Air оказался не таким уж и роскошным. К примеру, стеклоподъемники были обычными механическими - сервопривод не предлагался даже за доплату. Chevrolet - это не Cadillac. Впрочем, не будем гадать о причинах, но красавец БелЭйр был подарен дочери Галине, которая в то время была замужем за цирковым артистом Евгением Милаевым.
Евгений и Галина не остались в долгу - и в 1960 году привезли Леониду Ильичу из гастролей по ФРГ седан Opel Kapitan L.



А Шевроле позже всё равно вернулся в отцовский гараж. Разведясь, Галина забрала его с собой, хотя к тому времени он уже и был изрядно потрёпан. Через какое то время этот автомобиль при посредничестве знаменитого лётчика Александра Ивановича Покрышкина был продан главному инженеру одного из Днепропетровских заводов.
Этому автомобилю повезло - уже в наше время его в бессознательном состоянии нашли энтузиасты, и вдохнули новую жизнь. На фото та самая машинка после реставрации.
После Опеля Леонида Ильича радовал красавец CHRYSLER 300 (1966)


Судьба этого красавца сложилась трагично. В 1986 году с киностудии имени Максима Горького была куплена Эжиевым Мухарбеком Исмаиловичем, проживавшим на тот момент в СОАССР. В 1992 году во время Осетино-Ингушского конфликта была сожжена мародёрами, после безуспешной попытки угона. Единственное, что осталось от этой машины, это ключи и документы.
Настоящей жемчужиной коллекции Брежнева был Maserati Quattroporte. В 1968 году это был один из самых мощных и дорогих четырёх дверных седанов. Он мог разгонятся до 230 км/ч и имел V-образную восьмерку с мощным 290 л.с. двигателем. Этот автомобиль Брежнев получил в подарок от руководства итальянской партии.




Ну, и какая же коллекция без Rolls-Royce? Это было бы совсем не по ленински))
У Леонида Ильича было два Rolls-Royce Silver Shadow. Один «призрак» был подарен ему «большим другом Советского Союза» предпринимателем Армандом Хаммером, а второй - королевой Елизаветой II


По одной версии королевский подарок был разбит Леонидом Ильичом под Завидово, по другой, официальной, виноват водитель Гаража особого назначения. Разбитый «призрак» находится в Рижском музее…




Год спустя канцлером ФРГ был подарен очередной автомобиль Брежневу. На этот раз им оказался 6-ти дверный лимузин от компании Мерседес модели 600. Серия этих автомобилей была строго ограничена. Их было изготовлено всего семь, а 6-ти дверных – два, один из которых достался Брежневу, а второй – императору Японии.




В мае 1972 года ожидался визит Президента США Ричарда Никсона в Москву. Накануне поездки посол СССР в США Анатолий Добрынин приватно сообщил Никсону: «Леониду Ильичу очень хотелось бы получить в подарок автомобиль «Кадиллак Эльдорадо»». Автомобиль изготовили по специальному заказу за три дня. На четвёртый день «Кадиллак» для Л.И. Брежнева был доставлен в Москву транспортным самолётом американских ВВС.


Вспоминает Генри Киссенджер:
«Однажды он подвел меня к черному „Кадиллаку“, который Никсон подарил ему год назад по совету Добрынина. С Брежневым за рулем мы помчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрестке появился какой-нибудь полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но это было слишком невероятно, ибо здесь, за городом, если и имелся дорожный инспектор, он вряд ли бы осмелился остановить машину Генерального секретаря партии. Быстрая езда окончилась у причала. Брежнев разместил меня на катере с подводными крыльями, который, к счастью, он вёл не самостоятельно. Но мне казалось, что он должен побить тот рекорд скорости, установленный генсеком во время нашей поездки на автомобиле».
Другим шикарным американцем в коллекции Генсека стал Lincoln Continental 1972 года.


Эта машина также была подарена Брежневу. История была такова – во время визита Никсона в СССР, Брежнев увидел лимузин президента США, и имел неосторожность пожелать себе такой же.




Роскошный голубой седан был преподнесен Брежневу в Кемп-Дэвиде. Машина была также уникальна, как и все другие – там была и климатическая установка, и электрорегулировка кресел, и музыкальный центр. Когда Брежнев увидел сей суперкар, весьма обрадовался, и принял решение прокатиться на ней немедля, вместе с Никсоном.


«Я сделал ему официальный подарок на память о его визите в Америку - темно-голубой „Линкольн-Континенталь“ индивидуальной сборки. На приборной панели была выгравирована надпись: „На добрую память. Самые лучшие пожелания“. Брежнев коллекционировал роскошные автомобили и поэтому не пытался скрыть своего восхищения. Он настоял на том, чтобы немедленно опробовать подарок. Он сел за руль и с энтузиазмом подтолкнул меня на пассажирское сиденье. Глава моей личной охраны побледнел, когда увидел, что я сажусь вовнутрь. Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге с односторонним движением. В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью: „Медленно, опасный поворот“. Даже когда я ехал здесь на спортивном автомобиле, я нажимал на тормоз, чтобы съехать с дороги вниз. Брежнев ехал со скоростью более 50 миль (80 км) в час, когда мы приблизились к спуску. Я подался вперед и сказал: „Медленный спуск, медленный спуск“, но он не обратил на это внимания. Мы достигли конца спуска, пронзительно завизжали покрышки, когда он резко нажал на тормоза и повернул. После нашей поездки Брежнев сказал мне: „Это очень хороший автомобиль. Он отлично идёт по дороге“. „Вы великолепный водитель, - ответил я. - Я никогда не смог бы повернуть здесь на такой скорости, с которой вы ехали“. Дипломатия - не всегда лёгкое искусство».


Японская нота в этой автомобильной симфонии - «Ниссан Президент». Первый экземпляр был служебным автомобилем Премьер-министра Японии, а второй изготовили специально для Л.И. Брежнева. Именно на «Ниссане» Генсек однажды прокатил по Москве Президента США Никсона и Госсекретаря США Киссинджера. Отсюда пошел анекдот: «Ты посмотри кто у них за шофера?»


С его объёмом в 4.4 литра и весом более двух тонн автомобиль разгонялся до 195 км/ч. При этом расход топлива с установленной автоматической коробкой передач составлял всего 15 литров / 100 км, что было большим новшеством для тех времен.




Но, не иномарками едиными. Были в гараже у Генсека и автомобили отечественного производства. Например, знаменитая лифтованная «Волга», на которой Брежнев ездил на охоту. Вот он - прообраз и предтеча современных кроссоверов!










Не обошлось и без «Чайки», куда же без неё? Сначала это была «Чайка» ГАЗ-13


А в декабре 1976 года коллекция Леонида Ильича пополнилась новым автомобилем – представительской«Чайкой» ГАЗ-14.






Подголовники и подлокотники комфортабельных кресел обтягивали натуральной шерстью или кожей преимущественно английской марки Connolly – поставщика Aston Martin, Bentley и Rolls-Royce. Средний ряд сидений был откидным и при необходимости легко складывался в ниши в спинках передних кресел. Существовало два варианта обивки салона: бежевый и темно-зеленый.




Удобство и комфорт «слугам народа» обеспечивали электрические стеклоподъемники, прикуриватели, четыре пепельницы, телефон, обогрев боковых дверных и заднего стекол, стереофонический приемник высшего класса «Радиотехника» с кассетной приставкой «Вильма». Управление радиоприемником с пульта, встроенного в подлокотники заднего сиденья, было основным – водитель обязан безропотно мириться со вкусами хозяина.




Вот такая история любви Генсека и Автомобилей. По разному сложилась судьба раритетов.
После прихода Горбачева, автомобили разошлись по разным местам. Замечательный Maserati попал в Эстонию. После перестройки очутился в руках охранной фирмы «Доломит», состоявшей из бывших сотрудников КГБ, которые продали его Маргарет Тэтчер. Разбитый «призрак» находится в Рижском музее. Cadillac Eldorado можно увидеть в клубе «Автоамерика» в Москве.
До сих пор всплывают то тут то там по миру разные автомобили из коллекции Брежнева. В Германии с аукциона был продан Мерседес Брежнева. В Москве в очередной раз перепродавали автомобиль Ниссан на аукционе, организованным Sotheby’s, правда на этот раз неудачно.

Единиц.

По воспоминаниям современников, Л.И. Брежнев имел страсть к автомобилям и быстрой езде и любил ездить на автомобилях из своей коллекции . Известны случаи, когда он своим лихачеством подвергал опасности жизни иностранных руководителей .

Автомобили хранились в кремлёвском Гараже особого назначения и на даче Л.И. Брежнева в Заречье (Подмосковье) . После смерти Генерального секретаря коллекция была раздроблена и распродана.

Коллекция

В отличие от стран Запада, в СССР коллекционирование автомобилей было редчайшим явлением. Кроме того, владение автомобилем производства капиталистических стран, которые составляли большую часть коллекции Л.И. Брежнева, само по себе было среди советских граждан крайне редким исключением. Официально, для открытой продажи, они в страну не поставлялись. Формально многие из автомобилей коллекции принадлежали не лично Л.И. Брежневу, а аппарату ЦК , но делались именно для него .

По воспоминаниям личного телохранителя Л.И. Брежнева Владимира Медведева, большое количество дарившихся Генсеку автомобилей объясняется тем, что о необходимости автоподарка МИД СССР заранее договаривался с властями страны, куда готовился визит .

Такой же Роллс Ройс принадлежал Л.И. Брежневу

Известны следующие автомобили из коллекции Брежнева:

Я сделал ему официальный подарок - тёмно-голубой «Линкольн-Континенталь» индивидуальной сборки с чёрной велюровой обивкой салона. На приборной доске надпись: «На добрую память. Самые лучшие пожелания»

По воспоминаниям охранников Л.И. Брежнева, это был его любимый автомобиль. На этом автомобиле состоялась знаменитая поездка двух лидеров.

«Волга» ГАЗ-24-95, принадлежавшая Брежневу

После смерти Л.И. Брежнева коллекция была конфискована у его семьи и раздроблена. Из воспоминаний его дочери Галины :

Папу награждали решением Политбюро, ЦК. Да ну и что, что он любил ордена? Ведь это безобидная причуда. Он же не квартиры и дачи присваивал, да и заграничных счетов у него не было… А что ордена - так это ведь самый дешевый способ отблагодарить человека, который так много сделал для страны. Почти все потом же и забрали. Не постыдились издавать по этому случаю указы. Первым изъяли орден Победы. По стоимости этот орден был самый дорогой: там много бриллиантов, рубины… Отобрали все ценности, которые папе дарили. Всю коллекцию оружия отобрали, когда еще папино тело не остыло. Отобрали все машины. Даже квартиру опечатали - потом там почти все пропало. Отобрали все ценное - все, что блестит…

Не совсем ясно, что Г. Брежнева понимает под словом «отобрали», так как многие из машин коллекции находились в собственности аппарата ЦК КПСС, а не лично Леонида Ильича или его семьи.

Лихачество

Л.И. Брежнев научился водить автомобиль в годы Великой Отечественной войны ( -), любил быструю езду. Став Генеральным секретарём, он лихачил на освобождённых от другого транспорта участках шоссе.

Своей рискованной ездой Леонид Ильич несколько раз шокировал иностранных политиков, оказавшихся с ним в машине. Генри Киссинджер так описал один из этих случаев:

«Однажды он подвёл меня к чёрному „Кадиллаку“, который Никсон подарил ему год назад по совету Добрынина . С Брежневым за рулём мы помчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрёстке появился какой-нибудь полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но это было слишком невероятно, ибо здесь, за городом, если и имелся дорожный инспектор, он вряд ли бы осмелился остановить машину Генерального секретаря партии. Быстрая езда окончилась у причала. Брежнев разместил меня на катере с подводными крыльями, который, к счастью, он вёл не самостоятельно. Но мне казалось, что он должен побить тот рекорд скорости, установленный генсеком во время нашей поездки на автомобиле».

Аналогичным воспоминанием делится Ричард Никсон :

«Я сделал ему официальный подарок на память о его визите в Америку - темно-голубой „Линкольн-Континенталь“ индивидуальной сборки. На приборной панели была выгравирована надпись: „На добрую память. Самые лучшие пожелания“. Брежнев коллекционировал роскошные автомобили и поэтому не пытался скрыть своего восхищения. Он настоял на том, чтобы немедленно опробовать подарок. Он сел за руль и с энтузиазмом подтолкнул меня на пассажирское сиденье. Глава моей личной охраны побледнел, когда увидел, что я сажусь вовнутрь. Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге с односторонним движением. В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью: „Медленно, опасный поворот“. Даже когда я ехал здесь на спортивном автомобиле, я нажимал на тормоз, чтобы съехать с дороги вниз. Брежнев ехал со скоростью более 50 миль (80 км) в час, когда мы приблизились к спуску. Я подался вперёд и сказал: „Медленный спуск, медленный спуск“, но он не обратил на это внимания. Мы достигли конца спуска, пронзительно завизжали покрышки, когда он резко нажал на тормоза и повернул. После нашей поездки Брежнев сказал мне: „Это очень хороший автомобиль. Он отлично идёт по дороге“. „Вы великолепный водитель, - ответил я. - Я никогда не смог бы повернуть здесь на такой скорости, с которой вы ехали“. Дипломатия - не всегда лёгкое искусство».

Примечания

Ссылки

  • Олег Вахрушев, Игрушки Брежнева // Радио Город ФМ, 20 сентября 2003 года.
  • Как Брежнев подарил Автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» Патриарху Московскому и всея Руси Пимену (сейчас эта машина в коллекции семьи Ломаковых - Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов)
  • Автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» 1977 года - подарок Брежнева Патриарху. И истинная история «Ниссана Брежнева»
  • Эксклюзивный рассказ личного телохранителя Брежнева // AutoNet.ru, 19.02.2002г.
  • Кремлевский гараж: автомобили вождей - от Ленина до Путина (ФОТО) // NEWSru.com, 12 августа 2005 г.
  • ЗИЛ Брежнева продали с аукциона в Париже // RusStart.com, 5 февраля 2011 г.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Коллекция автомобилей Брежнева" в других словарях:

    - (от лат. collectio собирание, сбор) систематизированное собрание чего либо, объединённое по какому то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу частному лицу, организации, государству.… … Википедия

    Запрос «Коллекционер» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Коллекционирование (от лат. collectio собирание, сбор) деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких… … Википедия

    В данной статье приводятся некоторые факты из биографии советских и российских руководителей, когда, по мнению современников, они вели себя не совсем адекватно. Ленин * У Ленина был шикарный «роллс ройс». Как то на Ленина, едущего в… … Википедия

    Брежнев и его эпоха. Историческая справка - Леонид Ильич Брежнев родился по новому стилю 1 января 1907 года, но официально его днем рождения считалось 19 декабря 1906 года (старый стиль), и его юбилеи всегда отмечались 19 декабря, возможно, во избежание совпадения с Новым годом. Родился он … Энциклопедия ньюсмейкеров - (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия

    1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… … Географическая энциклопедия

    В данном списке представлены серии документальной телепередачи «Следствие вели...». Цикл этих документальных фильмов выходит с января 2006 года на телеканале НТВ. Каждый фильм документальной телепередачи «Следствие вели…» представляет собой… … Википедия

Главным автомобилистом Страны Советов был ее самый заслуженный, если, конечно, считать по количеству звезд на груди, генсек - Леонид Ильич Брежнев

Считается, что с автомобилем Брежнев впервые познакомился в гараже Днепропетровского обкома партии, секретарем которого он работал в конце 1930-х. Брежнева возили тогда на американском Buick-90 Limited. Но по-настоящему заболел машинами Леонид Ильич уже во время войны. Поговаривают, что случилось это знаменательное событие в 1944-м в Карпатах, когда в расположение его политотдела попал трофейный Opel Kapitan. Так или иначе, но 9 мая 1945 г. генерал-майор Брежнев встретил уже заправским лихачом и эту страсть к быстрой езде сохранил до конца дней, периодически пугая уличными гонками дипломатов и руководителей иностранных государств.

Наиболее широкую известность в этом смысле получил эпизод, случившийся в загородной резиденции президента США Ричарда Никсона в Кэмп-Дэвиде в 1973 году: «Я сделал ему официальный подарок на память о его визите в Америку — темно-голубой Lincoln Continental индивидуальной сборки, — вспоминал Никсон, по просьбе которого американские бизнесмены «скинулись» и приобрели для Брежнева голубой седан с черным верхом за $10 000. - На приборной панели была выгравирована надпись: "На добрую память. Самые лучшие пожелания". Брежнев коллекционировал роскошные автомобили и поэтому не пытался скрыть своего восхищения. Он настоял на том, чтобы немедленно опробовать подарок. Сев за руль, он с энтузиазмом подтолкнул меня на пассажирское сиденье. Глава моей личной охраны побледнел, когда увидел, что я сажусь в машину. Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге с односторонним движением. В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью: "Медленно, опасный поворот". Даже когда я ехал здесь на спортивном автомобиле, я нажимал на тормоз, чтобы съехать с дороги вниз. Брежнев несся со скоростью более 50 миль в час, когда мы приблизились к спуску. Я подался вперед и сказал: "Медленный спуск, медленный спуск", но он не обратил на это внимания. Мы достигли конца спуска, пронзительно завизжали покрышки, когда он резко нажал на тормоза и повернул. После нашей поездки Брежнев сказал мне: "Это очень хороший автомобиль. Он отлично идёт по дороге". "Вы великолепный водитель, — ответил я. — Я никогда не смог бы повернуть здесь на такой скорости, с которой вы ехали".

C не меньшим азартом и лихостью годом ранее Брежнев прокатил по Подмосковью на подаренном американцами Cadillac и госсекретаря США Генри Киссинджера, который тоже долго не мог забыть ту поездку: «Мы мчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрёстке появился какой-нибудь полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но он вряд ли осмелился бы остановить машину генерального секретаря партии...»

«Он прекрасно водил… Любил очень быструю езду и, как правило, гнал со скоростью 160-180 км/ч. Принимая во внимание состояние наших дорог, можно представить, что это была за езда», — вспоминал позднее зам. начальника 9-го Управления КГБ СССР по охране первых лиц государства Михаил Докучаев.

Естественно, при такой любви к скорости не обходилось и без аварий. Самая знаменитая случилась в 1980 году, когда неподалеку от Завидово Леонид Ильич въехал под грузовик на своем черном Rolls-Royce Silver Shadow. По официальной версии, правда, все списали на водителя ГОН, якобы разбившего «тень» во время перегона. Так или иначе, но этот автомобиль позднее выкупил рижский автомобильный музей, однако не стал восстанавливать, а лишь усадил за руль восковой манекен генсека... Уникальный случай, когда ДТП не уменьшило, а напротив - увеличило стоимость лимузина!

Еще один неприятный эпизод в «карьере» Брежнева-водителя произошел тремя годами ранее в Крыму, когда Леонид Ильич решил прокатить с ветерком по горным серпантинам на своем Mercedes-Benz двух симпатичных медичек. От машины охраны генсек тогда оторвался успешно, а вот удержаться на крутом вираже не сумел, ушел в занос и лишь чудом не свалился в пропасть. Mercedes-Benz завис на краю обрыва, причем столь опасно, что водитель и пассажирки даже не рискнули самостоятельно выбираться из машины и затаив дыхание ждали, пока подъедет автомобиль охраны. Зачем хозяину огромной страны нужно было так рисковать?! Кто знает, возможно ощущение скорости за рулем автомобиля было тем немногим, что обогащало его кровь адреналином.

Первым официальным автомобилем Леонида Ильича стал двухдверный Chevrolet Bel Air 1955 г.в., подаренный ему Н.С. Хрущевым. Позднее, когда Брежнев станет генсеком, четырехколесные подарки он будет получать регулярно, практически во время каждого зарубежного визита. Советские дипломаты не стеснялись «подсказывать» своим зарубежным коллегам, чем порадовать душу главного автолюбителя Страны Советов!

Chevrolet, Opel, Chrysler, Maserati, Mercedes-Benz, Cadillac, Lincoln, Nissan, Rolls-Royce, Porsche, Jaguar, не говоря уже о бесчисленных «Волгах» и «Чайках»... В какой-то момент этих подарков стало так много, что им уже и счет потеряли, тем более что часть подарков Брежнев со временем передаривал или продавал - не сам, конечно, а через ГБистов ГОН. К примеру, свой первый Chevrolet Леонид Ильич сначала подарил дочери Галине, а потом, уже в начале 1970-х, при посредничестве Покрышкина «американец» был продан начальником брежневского гаража в Днепропетровск главному инженеру местного авторемонтного завода Валентину Игнатенко.

После смерти «героического генсека» по официальной версии осталось лишь 10 личных автомобилей: 4 оставили внукам, остальные по-братски, то есть поровну, поделили между аппаратами ЦК КПСС и КГБ. Но сколько всего автомобилей было в «коллекции» Брежнева за время его «царствования», доподлинно неизвестно и по сей день. Цифры назывались самые разные: от нескольких десятков до нескольких сотен. Вероятнее всего - около 50. Но тут дело даже не в количестве... Брежнев никогда не коллекционировал автомобили. В отличие от всей огромной страны, для него автомобили были не роскошью и даже не средством передвижения. Он их просто любил, как любят красивых женщин, и наслаждался ими.

Поделиться: