Оборудование для малого бизнеса тюнинг авто. Открываем тюнинг ателье: бизнес идея. Бизнес-идея: тюнинг автомобилей при помощи светодиодных лент

Перспективы у этого бизнеса неплохие сегодня каждое пятое авто, продающееся в России, попадает в руки мастеров тюнинга. Спрос на их услуги растет. Эта тенденция очень развивается в России, и потребность в специалистах растёт. Очень выгодно: маленькая конкуренция, при большой потребности, для занятия этим бизнесом не требуется мастерская, а если требуется, то это не магазин за дорогую аренду.

Ведь в тюнинге столько направлений деятельности:

  • Тюнинг двигателя - чип-тюнинг: наращивание мощности мотора путем перенастройки блока управления
  • Тюнинг салона: обшивка кожей, инсталляция продвинутой "музыки" и т.п.
  • Внешний тюнинг: различные обвесы - бамперы, антикрылья, тюнинг выхлопной системы и пр.

Видите сколько разных направлений своего дела. Ведь не все могут покупать иномарки, а сделать себе машину, которая отличается от других хотят все.

В автомобиле можно изменить все что угодно. И по данным, каждый пятый проданный в России автомобиль подвергается разному тюнингу.

Разновидность тюнингованных машин зависят от национальных особенностей. В США, преобладает гангстерско-рэперский стиль, в Японии - стритрейсерский или гоночный, в Германии водитель, прежде всего хочет улучшить комфортность. Но в России нет определенного стиля тюнинга, все разновидности присутствуют здесь примерно в равных пропорциях.

Узнать объем российского тюнингового рынка практически невозможно, поскольку максимальная часть находится в тени. По оценкам экспертов, речь идет о сотнях миллионов долларов. Лидеры тюнинг рынка относят компании "Точка тюнинга", Pro-sport, "Территория тюнинга", Altechno, Sport-mobile, Pit Lane, LD-Turbo, "Промастер", "Лит-дизайн", 4stars.

А вот у производителей автомобилей свое мнение к тюнингу, настороженное либо равнодушное. Производители дорогих иномарок предлагают клиентам штатный, уже как эксклюзив тюнинг, предусмотренный заводской программой. Но и стоит такой тюнинг не дешево.

У таких компаний есть собственные модельные ряды с тюнингом - повышенной мощностью двигателя, эксклюзивными по цвету и качеству кожаными салонами и пр. Это автомобили завода, на них распространяется гарантия. Но и цена на такой прокачаный автомобиль будет выше: Например Audi 4 стоит в среднем $45 тыс., то цена тюнингованной версии может превышать и $100 тыс.

Многие не знают что, машина с чип - тюнингом ведет к износу движка, подвески и других деталей. Даже повышается требование к более качественному маслу и топливу. Ясно, что увеличение мощности двигателя приводят к дополнительным расходам по целому ряду позиций. Но если это выполнить в подполье, перенастроить блок управления, просто угробит двигатель. Допустим, при увеличении мощности двигателя Audi всего на 20 л. с. стоимость каждого шатуна возрастает на $200, т.к. он уже имеет другую конструкцию.

В принципе чип - тюнинг это не так сложно, для знающих людей конечно. И наладить на это свою профессиональную деятельность будет не трудно.

Увеличение мощности тюнингом двигателя нигде не фиксируется. Впрочем, в некоторых случаях тюнинговое изменение мощности двигателя все же фиксируется (не путать с заменой одного двигателя другим). И платить за мощность становится слишком накладно. Если мощность 300 сил налог составит 30 тыс. руб. в год, и конечно владелец такого зверя намеренно занижает количество "лошадей" под капотом, указывая на некий "экологический" или "экономичный" тюнинг, который позволил уменьшить мощность. Стоимость такого бумажного "тюнинга" около 15 тыс. руб.

Владельцы других иномарок прибегают к тюнингу реже. Некоторые компании работают со всеми популярными в России иномарками возрастом до 10 лет (Ford Focus, Volkswagen Passat, Mazda3 и т. д.). Но это авто для среднего класса, и тюнинговый потенциал у них не большой.

Тот, кто покупают Nissan и Citroen не слишком платежеспособны для углубленного тюнинга, то есть они покупают машину либо в кредит, либо на последние деньги.

Тюнинг салона

У компаний, занимающихся салоном автомобиля, спроса и успеха в развитии значительно больше. Далеко не каждый хочет или может стать гонщиком, но очень многие хотят обтянуть салон кожей и инсталлировать AV-электронику (в том числе класса high-end), систему навигации GPS, улучшить шумо- и виброизоляцию и т. д., и в большинстве случаев это можно сделать без больших проблем (речь, понятно, не о финансах). Покупая машину, сразу после обкатки начинают тюнинговать салон.

Здесь, как можно выразиться, есть, где разгуляться, больше марок машин, где нужно поставить колонки, усилители, сабвуфер и пр. или даже офис с навигацией, находится примерно на одном уровне. Приезжают и те, кто еще на гарантии, и те, которым уже 30 лет. Оборудование закупать можно и у дилеров. Стоимость установки составляет около 50% цены самого оборудования. Вход на рынок такого тюнинга обойдется в сумму, где то от $100 тыс.

Слегка улучшить динамику автомобиля можно, поменяв выхлопную систему, а также обложив его кузов обвесом, так называемой аэродинамической юбкой. На самодельных выхлопных системах сделала свой бизнес фирма 4stars, сотрудники её когда-то участвовали в гонках. Ноу-хау фирмы пользуются сейчас большим спросом.

При помощи тюнинга выхлопной системы можно повысить мощность двигателя на 6-7 л. с. Для такого ручного производства необходимо иметь гильотину, пресс, токарный станок и ещё кое-какую мелочовку, но самое главное здесь - золотые рабочие руки, которые сейчас в остром дефиците. Стоит все это оборудование от $40 до $100 тыс.

Отдельных рейсеров, в подобных услугах не обслуживают, сотрудничают в основном с юр. лицами, гоночными командами и т. п. с заказом на комплект. Один из таких заказов на 10 комплектов с глушителем, коллектором и резонатором обойдется в $10 тыс. с учетом гарантийного обслуживания. Раньше подобные выхлопные системы закупались в Финляндии, но финны по соотношению "цена-качество" оказались далеко не идеальными партнерами, и для производства в России открылись хорошие перспективы. Лишь бы не превышала доля брака. Например австрийской компании – ,Remus” 3% брака. А у нашей Российской компании 4stars, доля брака – 1,5% .

Здесь надо подчеркнуть, что разработки наших мастеров, никак не защищены в плане авторства и кочуют из фирмы в фирму, причем многие изобретения воруют китайцы.

Учитывая особенности российской правовой культуры, патентовать собственные разработки бессмысленно. Каким бы тюнингом вы ни занимались хоть яхт, хоть вертолетов,- люди уходят в другие компании, создают собственный бизнес и пользуются уже украденными технологиями. Стоит им внести в проект небольшие изменения, и в суде вы уже ничего не докажете.

Для занятия внешним тюнингом - бамперами, антикрыльями, порогами, не нужна и собственная площадь для производства. Здесь лучше заниматься посредническим бизнесом.

Реально продавать несколько обвесов в месяц. Сами обвесы лучше заказывать на заводе, а уже потом отдать их в монтаж вместе с машиной, а там покрасить и установить. Значит выполнять роль посредника: обвесы делать по заказанным лекалам, вся деятельность будет состоять в том, чтобы принять заказ у клиента и договориться со смежниками. Но сами заводы не занимаются массовым производством обвесов, тюнинг как бизнес им не нужен, да и дилерские центры в основном не проявляют к этому интерес, так как связанны с производителем. Значит и такая деятельность очень востребована. Ну а выгода таких услуг составляет около 20-25% от цены обвеса, в среднем полный обвес вместе в антикрыльями, бамперами, юбкой обходится заказчику в $4 тыс. Заработать таким бизнесом можно где-то $3-5 тыс. в месяц, ведь самое главное накладные расходы при таком бизнесе минимальны.

Для тюнинга наших машин годится обвес и из "народного" стеклопластика, но уже в случае с иномарками сложнее, для них используется дорогой ABS-пластик. Но основная часть этого бизнеса находится в подполье, и такой стеклопластик зачастую выдается за фирменный продукт. Да еще и магазины обычно продают элементы обвеса с 45-50-процентной наценкой. Как и во многих других отраслях бизнеса, тюнинговые фирмы, которые уже поначалу зарекомендовали себя как поставщики хороших запчастей и сервиса, со временем могут снижать планку - например, перейти на использование китайских комплектующих.

Тюнинг разделяется по типам и маркам автомобилей

Тюнинг разделяется по типам и маркам автомобилей. И, в отдельный сегмент выделяют продукцию АвтоВАЗа.

В основном многие покупают наши автомобили, а потом занимаются тюнингом. Покупают "восьмерку" "ВАЗ" за $8 тыс., и потом доводят ее стоимость методом тюнинга до $15 тыс. Дело в том, что, как правило, у этих людей есть деньги и на более серьезную машину, просто им хочется вспомнить молодость, погонять, в поисках приключений. Для них это как хобби.

Если заниматься тюнингом "ВАЗов", появляются две основные категории покупателей. Первая - это "детки", которым родители подарили первую машину, чтобы те ее разбили, и они ее тюнингуют. Другая категория - те, для кого тюнинг - хобби. Тюнинговые запчасти, можно продавать в своем магазине и устанавливать их же сотрудничая с автоцентром. Пусть половина запчастей у вас тюнинговые, а другая - обычные. Рентабельность бизнеса в части тюнинга - около 30%.

Думаю стоит обозначить, что самые дешевые тюнинговые запчасти на модели "ВАЗ" производятся в тольяттинском, липецком и московском подполье, стоят они на 20% меньше предлагаемых "белыми" тюнинговыми компаниями. Допустим, бампер на Десятку от легального производителя стоит 5,5-6 тыс. руб., но такой же можно купить и за 4 тыс. Но, он будет не качественным, этот бампер "слизанный" и не продутый в аэродинамической трубе.

тюнинг внедорожников

А вот тюнинг внедорожников считают отдельной отраслью.

Делать внедорожники в наше, стране тоже выгодно, если заняться этой отраслью. Оборудование мастерской по тюнингу внедорожников стоит столько же, сколько комплект оборудования для обычного сервиса. Сами лучше меня понимаете, что тот кто делает из джипов монстров, имеет не малые деньги и готов платить приличные деньги.

Для этого требуется другие инструменты, чем для обычных машин и большую площадь для сервиса.

Сейчас в Москве работает около 20 специализированных ателье, тюнингующих внедорожники. Трудятся на этом поле и профильные клубы - "Клуб 4 x 4", "Нивоводы", Off Road Wrangler Club и т. д. Просто, эксклюзивными заказами крупные сервисы не будут занимаются - слишком много нестандартной работы, каждой машине нужен индивидуальный подход.

Чаще всего переделывают "УАЗы", 73-й и 80-й Land Cruiser, Wrangler, то есть "непаркетники". Самая популярная работа это лифт подвески ($5-7 тыс.), дающий возможность устанавливать колеса большего диаметра тем самым, увеличивается клиренс. И спросом пользуются:

Расширение колесных арок

Установка всевозможной защиты рулевых тяг, картера двигателя, агрегатов трансмиссии, карданных валов.

Установка шнорхеля для преодоления водных препятствий ($650-900)

Багажника на крышу для запаски и вещей.

Силовых бамперов и порогов.

Но, уже полный тюнинг предполагает

Наличие дифференциалов с блокировками в мостах (от $1100),

Пары электрических лебедок (от $850), дополнительных фар

И множества других опций, мелких и не очень, необходимых водителю и пассажирам в экстремальном путешествии.

Все это написано для того, что бы вы понимали что такие услуги и стоят затрат времени и усилий.

Если серьезно тюнинговать внедорожник - это будет стоить $15-20 тыс. И, эта сумма не предел цена может расти, бывают случаи что цена доходит до и больше $100 тыс. Дальнейшее обслуживание тоже недешевое: например, месячное содержание тюнингованного "УАЗа" обойдется примерно в 40 тыс. руб., причем большая часть этих денег уходит на оплату труда тюнингеров.

Оборот "внедорожного" тюнингового ателье может доходить до нескольких сот тысяч долларов в год, причем острой конкуренции на этом рынке нет.

Все машины построены по индивидуальному проекту, только мастерам известны их особенности, так что обеспечивать машины всю их жизнь, от постройки до пути на свалку. И даже если владелец продает автомобиль, тот обычно все равно остается на нашем обслуживании. Самое главное в нашем деле - заслужить доверие, на это нужно время.

Ну и в заключении я хотел бы сказать. Автомобиль в нашем времени - это не просто средство передвижения. Это как девушка, за ним хочется ухаживать. И очень много водителей стремятся сделать свою машину. Бизнес на тюнинге очень концептуален в выгоде и в простоте его развития. В этом бизнесе пока мало конкурентов, реальных конкурентов, которые могут составить конкуренцию на нашем тюнинг – рынке. Что бы начать этот бизнес требуется:

Начальный капитал, без него не куда.

Помещение (гараж) или просто посредническое участие.

И самое главное желание зарабатывать.

Желаю успехов.

*Статье более 8 лет. Может содержать устаревшие данные

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Готовые идеи для вашего бизнеса

Благодаря сети бронирование отелей стало более удобным, ведь теперь можно быстро найти и сделать заказ на одном из сайтов бронирования гостиниц. Узнаем, что нужно для создания подобного ресурса.

Резюме проекта

Цель проекта - создание предприятия, оказывающего услуги по стилизации авто- и мототранспорта (ателье графического тюнинга «Новая кожа»). Суть заключается в нанесении аэрографических изображений или виниловой пленки на кузов автомобилей, мотоциклов, яхт и т.д.; оформление салона пленками и декором. Это могут быть как художественные, так и рекламные изображения, фальш-хром и прочее. Изображения могут быть как стандартными, так и разрабатываться на заказ.

Предпосылкой для реализации проекта является растущее стремление авто- и мотовладельцев кастомизировать свое средство передвижения, придать ему неповторимый облик. Учитывая относительно невысокие затраты на стилизацию внешнего вида, данный вид услуги обладает очень высокой популярностью.

Предполагаемый формат предприятия в значительной степени отличает его от существующих конкурентов, а минимизация затрат на ведение бизнеса делает его высокорентабельным. Позиционирование в каком-либо конкретном ценовом сегменте отсутствует - предприятие предлагает широкий диапазон цен, от бюджетных до премиум, в зависимости от пожеланий заказчика.

Проект территориально расположен в г. Ставрополь. Срок реализации проекта не ограничен во времени. Эффективность проекта подтверждается финансовыми расчетами и полученными интегральными показателями эффективности (Табл. 1).

Таблица 1. Интегральные показатели эффективности проекта

Ставка дисконтирования (r), %

Ставка дисконтирования (r-мес), %

Срок окупаемости (PP), мес.

Дисконтированный срок окупаемости (DPP), мес.

Чистая приведенная стоимость (NPV), руб.

Коэффициент рентабельности инвестиций (ARR), %

Внутренняя норма прибыли (IRR), %

Индекс доходности (PI)

Описание компании и отрасли

Предприятие предлагает услуги по стилизации экстерьера и интерьера любых транспортных средств. Это может быть сделано с помощью аэрографии или виниловой пленки. Дизайн изображения, при необходимости, выполняется на заказ опытным графическим дизайнером. В работе используются материалы различных ценовых категорий, в соответствии с пожеланиями клиента. Однако, при отборе даже бюджетных материалов осуществляется жесткий контроль качества.

В отличие от существующих тюнинг-ателье, предлагающих широкую номенклатуру услуг по доработке внешнего вида, «Новая кожа» специализируется только на нанесении изображений и пленки. Это позволяет получить более выгодные входящие цены на используемый материал за счет консолидированного объема заказов, а также держать штатного аэрографа и графического дизайнера. Все это позволяет повысить качество предоставляемых услуг и их доступность.

Территориальное расположение предприятия весьма удачно, поскольку, из-за особенностей национального состава населения города и региона, стремление к кастомизации транспортных средств здесь находится на высоком уровне. Предполагается охват не только рынка Ставрополя, но и всего Ставропольского края - при достаточном уровне известности, обеспеченном рекламой и наработанной клиентской базой.

Численность населения Ставрополя составляет 426 тысяч человек; населения Ставропольского края - 2,8 млн. чел. Согласно данным исследований, общее количество автомобилей в Ставрополе - около 120 тыс. единиц. Таким образом, если предположить, что владельцы хотя бы 5% из них имеют желание изменить облик своего автомобиля, количество потенциальных клиентов составит 6000 человек. Целевая аудитория - мужчины (90%) и женщины (10%), в возрасте от 18 до 40 лет; уровень дохода не имеет решающего значения, поскольку «Новая кожа» предлагает решения любого ценового сегмента.

Поисковые системы по соответствующим запросам предлагают не более 10 тюнинг-ателье, осуществляющих подобные услуги. Предположительно, еще столько же ателье оказывают услуги, не имея интернет-сайта. Кроме того, аналогичные услуги могут оказывать и мастера-одиночки.

Большинство тюнинг-ателье предлагают, в первую очередь, чип-тюнинг двигателя, обвес автомобиля, а графический дизайн предлагается только в качестве дополнительной услуги. Зачастую это отрицательным образом сказывается на его качестве.

Для оказания подобных услуг требуется минимум специализированного оборудования. Стоимость комплекта инструментов и оборудования составляет 250 000 рублей. Таким образом, объем инвестиционных затрат по проекту крайне мал (Табл. 2).

Таблица 2. Инвестиционные затраты

НАИМЕНОВАНИЕ

СУММА, руб.

Оборудование помещения

Комплект оборудования

Оборотные средства

Итого:

1 500 000

Собственные средства:

Требуемые заемные средства:

1 000 000

Ставка:

Срок, мес.:

Описание услуг и товаров

Предприятие имеет узкую специализацию и ориентировано на графический дизайн. В Табл. 3 приведена полная номенклатура предлагаемых услуг и цены на них. Поскольку для каждого типа услуг предполагается использование расходных материалов разного ценового сегмента, в таблице приведены средние цены. Переменные затраты включают стоимость расходных материалов.

Таблица 3. Номенклатура услуг ателье графического тюнинга «Новая кожа»

Товар/Услуга

Затраты на ед.
руб.

Торговая наценка
%

Стоимость ед.
руб.

Аэрография, за 1 кв.м.

За авто, класс C, D

Виниловая пленка без изображения, за авто, класс E, F

Виниловая пленка без изображения, за авто, класс SUV

Антигравийная пленка

Демонтаж виниловой пленки

Итого:

Аэрография - наиболее дорогостоящий способ стайлинга автомобиля. С помощью пульверизатора на ЛКП наносится краска. Такой рисунок может быть выполнен только профессионалом высокого уровня. Удалить его невозможно.

Виниловая пленка в последнее время используется все чаще. Она может нанесена как на весь кузов автомобиля, так и на любую отдельную его часть. Пленка может быть одноцветной, иметь структуру (например, карбон или металл) или рисунок. Рисунок может быть нанесен любой - из каталога, предоставленный заказчиком или выполненный на заказ дизайнером. Стоимость нанесения пленки на автомобиль зависит от его размера.

Нанесение корпоративной/рекламной наклейки предполагает нанесение виниловой пленки с логотипом или иным рекламных сообщением на часть кузова автомобиля. Как правило, это передние двери. Изображение может быть предоставлено заказчиком, либо разработано дизайнером ателье. Обычно такие наклейки отличаются большей простотой по сравнению с художественной винилографией.

Тонировка автомобиля - хорошо известная услуга по нанесению пленки на стекла автомобиля. Тонировка защищает автомобиль от солнца и посторонних глаз, что, в первую очередь, снижает риск взлома и ограбления.

Антигравийная пленка - специальная прозрачная прочная пленка, которая наносится на некоторые детали кузова автомобиля, наиболее подверженные появлению сколов и царапин. Наиболее эффективный вид антигравийных пленок - полиуретановые. Кроме защиты ЛКП, они обеспечивают дополнительный глянец детали и имеют самовосстанавливающуюся поверхность. Срок службы - 5-7 лет.

Демонтаж пленки - не менее ответственное мероприятие, поскольку при неправильном демонтаже велик риск повреждения ЛКП. Вследствие этого, при снятии пленки специалисты ателье уделяют особенное внимание технологии, предлагаемой производителем конкретного вида пленки.

Продажи и маркетинг

Проектом не предполагается применение техники активных продаж. Привлечение клиентов на первом этапе реализации проекта предполагается осуществлять за счет массированной рекламы, участия в автошоу и прочих аналогичных мероприятиях. Для наибольшей наглядности предполагается использовать демонстрационный образец - автомобиль иностранного производства, спортивный по дизайну, стоимостью не более 300 000 рублей. При этом, состояние двигателя, ходовой части или салона автомобиля фактически не имеет значения, поскольку демонстрироваться будут возможности стайлинга экстерьера. За исключением периодов участия в рекламных мероприятиях, демо-автомобиль будет экспонироваться в крупнейшем торгово-развлекательном центре города.

Важным средством продвижения услуг ателье является интернет-сайт, содержащий не только информацию о предлагаемых услугах, но и справочную информацию о стайлинге в целом, каталог изображений для аэро- и винилографии, портфолио и т.д. Учитывая достаточно низкий уровень сайтов конкурентов, качественно выполненный сайт может стать серьезным толчком к принятию клиентом решения о посещении ателье.

Проект предлагает нишевый продукт. Уровень конкуренции в данной нише можно охарактеризовать как средний. Основным конкурентным преимуществом «Новой кожи» является именно ее узкая специализация, которая позволяет сосредоточиться на профильных услугах, использовать качественные инструменты, соблюдать предписанную технологию, а также держать в штате профильных специалистов - дизайнера и художника по аэрографии, - чего непрофильные тюнинг-ателье не могут себе позволить; в свою очередь, это сказывается на качестве и сроках выполнения работ. Таким образом, можно говорить, что прямые конкуренты на рынке отсутствуют.

Тем не менее, существующие тюнинг-ателье предлагают аналогичные услуги в аналогичном ассортименте. Уровень цен - в среднем на 10-15% ниже, чем у «Новой кожи». Более высокий уровень цены обусловлен более высоким качеством производимых работ, длительной гарантией и индивидуальным подходом к каждому клиенту.

План производства

Предприятие размещается в арендованном помещении на окраине города, вблизи от основной транспортной магистрали. Помещение отвечает требованиям надзорных органов. Предполагается наличие трех боксов универсального использования. Требуемая площадь производственного помещения - 50 м2. Технологический процесс нанесения пленки включает, как правило, двухстадийную мойку и очистку кузова, его полировку при необходимости, затем нанесение собственно пленки. Полная оклейка автомобиля пленкой занимает от 2 до 4 дней в зависимости от его размера и сложности поверхности. Предоставление услуг осуществляется по предварительной записи по телефону или через интернет-сайт.

Спрос на подобные услуги не имеет выраженной сезонности. Отчет о выручке и переменным затратам помесячно приведен в Приложении 1 данного бизнес-плана. Плановые показатели по объемам продаж приведены в Табл. 4.

Таблица 4. Плановые объемы продаж и переменные затраты

Товар/Услуга

Средний
объем
продаж
ед./мес.

Цена за ед.
руб.

Выручка
руб.

Переменные
затраты
руб.

Аэрография, за 1 кв.м.

Виниловая пленка без изображения,
за авто, класс E, F

Виниловая пленка без изображения,
за авто, класс SUV

Виниловая пленка с изображением

Тонировка стекол, задняя полусфера

Антигравийная пленка

Демонтаж виниловой пленки

Итого:

1 130 610

Клиентам предлагаются несколько видов пленки различной стоимости - Китай и европейские производители.

Поскольку некоторые работы проводятся в течение нескольких часов (тонировка стекол, нанесение антигравийной пленки), в помещении предполагается организация комнаты отдыха с диваном и креслами, телевизором, кофейным автоматом. Общая площадь помещения - 75 м 2 .

Организационный план

Организационно-правовая форма предприятия - ИП. Предприниматель выполняет все основные руководящие функции и стратегическое планирование. Все работники предприятия подчиняются непосредственно собственнику. Сложная организационная структура отсутствует.

Администратор ателье осуществляет запись клиентов, а также отвечает за порядок в ателье. Квалификация на данной позиции не требуется. Бухгалтерия передана на аутсорсинг.

Особенные требования предъявляются к специалистам производства. Художник-аэрограф должен обладать опытом работы в данной сфере не менее 5 лет; отбор осуществляется по предоставленному портфолио. Кроме того, художник выполняет тестовое задание.

Графический дизайнер выполняет работы по разработке изображений для винилографии. Требования к квалификации: знание дизайнерского ПО, наличие портфолио. Опыт работы не требуется.

Специалисты производственного участка выполняют весь спектр работ, связанных с подготовкой автомобиля к работе, нанесению и демонтажу пленки. Требуется наличие опыта работы в автосервисе, предпочтительно - в тюнинг-ателье. Испытательный срок - 3 месяца.

Таблица 5. Штатное расписание и фонд оплаты труда

Должность

Оклад
руб.

Кол-во
чел.

ФОТ
руб.

Администратор

Специалист по аэрографии

Графический дизайнер

Специалисты производственного участка

Итого:

Социальные отчисления:

Итого с отчислениями:

247 000

Финансовый план

Для оценки инвестиционной привлекательности разрабатывается финансовый план на пятилетний период; составляется отчет о движении денежных средств. Объем инвестиционных затрат - 1,5 млн. руб.; основные затраты связаны с формированием фонда оборотных средств до момента выхода предприятия на окупаемость. Собственные средства предпринимателя - 500 000 рублей. Остальные средства привлекаются в виде банковского займа на срок 12 месяцев.

На переменные затраты относится стоимость используемых материалов. Постоянные затраты приведены в Табл. 6. Расходы на рекламу являются одной из основных статей затрат. Амортизация учитывает стоимость всех инвестиционных затрат без затрат на оборотные средства; амортизация рассчитана линейным способом на 5 лет. Общая сумма постоянных затрат составляет 172 000 рублей в месяц. Подробный финансовый план приведен в Приложении 2 данного бизнес-плана.

Таблица 6. Постоянные затраты

НАИМЕНОВАНИЕ

СУММА В МЕС., руб.

Арендная плата

Коммунальные платежи

Телефония и интернет

Амортизация

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

Итого:

Оценка эффективности

Эффективность проекта оценивается на основании рассчитанных интегральных показателей эффективности, принятых в мировой практике (Табл. 1). Показатели рассчитаны на основании пятилетнего финансового плана с учетом стоимости денег во времени; для этого вводится ставка дисконтирования, принятая для данного проекта на уровне 10%, поскольку услуги не являются инновационными, рынок стабилен, а риски относительно низки.

Чистый дисконтированный доход (NPV) равен 13,96 млн. руб., что значительно превышает инвестиционные затраты. Срок окупаемости - 12 месяцев. Внутренняя норма доходности (IRR) - 10,97%, что выше ставки дисконтирования. Индекс доходности - 8,46 > 1. Все это говорит о высокой инвестиционной привлекательности проекта.

Риски и гарантии

На этапе планирования необходимо предусмотреть все возможные риски, а также мероприятия по их предотвращению или ликвидации последствий.

Основной риск связан с неверной оценкой рыночной ситуации и, как следствие, недовыполнением плана по выручке. Несмотря на то, что проводилась неоднократная перепроверка полученных данных, на случай негативного развитий предусмотрен альтернативный план, согласно которому предусмотрено снижение расходов за счет перевода на аутсорсинг художника-аэрографа, дизайнера и сокращения одной позиции специалиста производственного участка.

Выход на рынок конкурента с аналогичным нишевым предложением маловероятен именно в силу его узости. Более вероятным представляется повышение качества подобных услуг существующими конкурентами. В этом случае предусматриваются мероприятия по повышению лояльности клиентов, а также активная массированная реклама.

В целом, принимая во внимание низкий уровень инвестиционных затрат, можно говорить о том, что риски, связанные с проектом, достаточно низки.

Приложение 2

Отчет о движении денежных средств

Услуги по тюнингу автомобилей за рубежом давно стали высоко прибыльным бизнесом. Есть интерес со стороны клиентов к этой услуге и у нас в стране. Пока, в основном этим бизнесом занимаются мелкие и средние компании, базирующиеся в гаражных комплексах и рядом с автомобильными рынками. Спрос на эти услуги растет достаточно быстрыми темпами, а конкуренция на рынке пока что незначительна. Специалисты, разбирающиеся в этом деле и любящие автомобили, имеют шанс открыть свою фирму занимающуюся тюнингом автомобилей. Сейчас этот вид малого бизнеса достаточно перспективен и приносит своим владельцам неплохую прибыль. Подробнее об открытии своего тюнингового бизнеса читайте далее.

Прежде всего, услуги по доводке серийного автомобиля касаются увеличения мощности двигателя. В основном, это интересно драг- и стритрэйсерам, армия которых постоянно пополняется. Но помимо наращивания мощности путем внесения изменений в конструкцию мотора, существуют и другие популярные виды тюнинга. Мощность двигателя может быть отрегулирована в большую сторону за счет настройки блока управления, иначе это называется чип-тюнингом.

Специалисты по внутреннему оснащению могут провести тюнинг салона, установив навороченную акустику, DVD, перетянув сидения кожей и др. Наконец, серийную модель автомобиля можно изменить чисто внешне, снабдив ее аэродинамическим обвесом, антикрыльями, молдингами. Это придаст ей спортивный вид и будет тешить самолюбие владельца, приобщившегося к автоспорту.


Как правило, у каждого тюнингового ателье есть своя специализация, то направление, в котором они могут предоставить наиболее качественные услуги. Фирм, берущихся за комплексный тюнинг пока что на рынке единицы.
Компании-производители автомобилей довольно ревностно относятся к изменениям, вносимым в конструкцию серийной модели умельцами, у которых нет ни заводского оборудования, ни средств анализа и контроля. Более того, от проведенного тюнинга, даже на уровне внесения изменений в программное обеспечение, двигатель машины быстро изнашивается, а его эксплуатация требует более дорогих смазок и топлива.
Увеличение мощности машин в тюнинговых ателье никем и нигде не фиксируется, а обнаружить следы того, что мотор подвергся изменения зачастую просто невозможно.

Не все машины одинаково подходят для тюнинга. Имеются модели, которые специалисты никогда не возьмутся подвергать доводке или какой-то переделке. И дело не в том, что это совершенные автомобили, а как раз наоборот. Двигатели таких автомобилей после проведенного тюнинга живут очень недолго и вскоре просто выходят из строя. А претензии за поломку владелец может потом предъявить тюнинговому ателье.
Как бы то ни было, но тюнинг моторов является востребованным и можно ожидать, что с течением времени спрос на эти услуги будет только расти.


Более простой бизнес в сфере тюнинга у компаний, которые занимаются повышением комфортабельности салона автомобиля. Специалисты отмечают, что возможности по инсталляции современной аппаратуры практически у всех машин примерно одинаковы. Поэтому здесь все ограничивается лишь суммой, которую владелец машины может выложить за автомузыку, кожу в салоне и другие «навороты». При этом самой современной акустикой можно напичкать как современный автомобиль, так и машину 30-и летнего возраста. Стоимость установки оборудования составляет примерно половину от стоимости самой аппаратуры.
Для того, чтобы иметь возможность оказывать такие услуги необходимо, около миллиона рублей стартовых затрат. Эти деньги нужно будет потратить на оборудование бокса для обработки автомобилей, закупку аппаратуры и наем мастеров, которые превратят средство передвижения в дискотеку на колесах. Хотя можно начинать бизнес по инсталляции музыки и видео в автомобили практически с нуля, имея в наличии гараж, минимальный набор оборудования и собственные умелые руки.

Еще одним сегментом рынка тюнинговых услуг является внешнее преображение машин и придание им спортивного агрессивного вида. Для организации такого тюнингового ателье требуются не большие затраты. Салон, специализирующийся на внешнем тюнинге может даже не иметь собственных производственных площадей. Такие компании могут быть просто посредниками между автолюбителями, желающими преобразить свою машину, и производителями навесных деталей. Здесь требуется согласовать с заказчиком формы и модели будущих бамперов, антикрыльев и молдингов, разместить заказ у производителя или дилера таких запчастей, после выполнения произвести установку и выдать клиенту законченный выполнением «продукт». В этом случае клиент оплачивает стоимость запчастей и установки.

Работы по установке и составляют основной доход этих фирм и исчисляются в процентах от цены обвеса. Это примерно 25% стоимости. Учитывая небольшие накладные расходы, такой бизнес дает очень неплохую рентабельность. Тюнингуя несколько автомобилей в месяц, можно зарабатывать от 20 до 60 тысяч рублей в месяц.

В последнее время наметилась тенденция, когда тюнинговые компании разделяются в зависимости от марок и видов машин. Сейчас на рынке тюнинга можно выделить несколько основных сегментов. Это компании, которые занимаются доработкой продукции отечественного автопрома и фирмы, специализирующиеся на «строительстве» джипов. И, наконец, тюнинговые ателье, занимающиеся спортивными моделями автомобилей.

В первом случае услуги рассчитаны на тех, у кого есть второй автомобиль и этот автомобиль отечественный. Дело в том, что при цене ВАЗовской «восьмерки» в $8 тыс., «заряженную» по полной машину можно продать уже за $15 тыс. А с другой стороны, для многих тюнингованная «восьмерка» или «десятка» это возможность «погонять» вволю, потом разбить машину и делиться полученными впечатлениями с товарищами и друзьями. Этот сегмент рынка самый массовый, но с одного автомобиля заработать можно не так много.

Второе, достаточно развитое направление тюнинга – это тюнинг внедорожников. Эта отрасль для тех, кто является фанатом своего джипа. Такой тюнинг очень капиталоемкое для клиента мероприятие, а для исполнителей – это очень хороший и стабильный заработок. Стабильный потому, что те, кто обслуживается в одном тюнинговом ателье, будет это делать на протяжении всей жизни своего джипа.


Тюнинг спортивных автомобилей интересен в первую очередь стритрэйсерам и людям желающим выжать побольше мощности из своей спортивной автомашины. Здесь основные усилия мастеров прикладываются к увеличению мощности железного коня. По доходности тюнинг спортивных авто находится на втором месте после доводки внедорожников.

Также стоит отметить, что начинает набирать популярность аэрография автомобилей. Все чаще в городах можно заметить машины, превращенные почти в произведения искусства. Для организации этого вида тюнинга важно наличие высококлассных художников. Им придется платить немалую зарплату, если постоянного потока клиентов обеспечить не удастся, бизнес может стать не выгодным.

Идеальная бизнес модель тюнингового ателье, та, которая ориентируется на определенный сегмент этого рынка, например, внедорожники и предлагает клиенту полный комплекс услуг. От торговли автомобильной аудио, видео аппаратурой и другими принадлежностями для тюнинга, до выполнения всего спектра работ по доводке автомобилей. Организовать такое тюнинговое ателье не дешево, но в этой бизнес модели можно рассчитывать на постоянный поток клиентов.

Организация небольшого тюнингового ателье стоит примерно столько же, сколько открытие простого автосервиса. Но здесь есть одна особенность. Услуги автосервиса будут востребованы всегда, а тюнинговой компании клиентов еще только предстоит найти. Поэтому, прежде чем начинать такое предприятие, желательно иметь на примете несколько хороших клиентов. И если качество работ будет на приличном уровне, в ваш салон потянутся и другие автовладельцы, желающие преобразить свой автомобиль.

Перспективы данного бизнеса довольно неплохие – каждый пятый автомобиль, проданный в России, передается в руки специалистов по тюнингу.

Спрос на такие услуги быстро растет. Тенденция постоянно развивается в стране и вырастает потребность в мастерах. Довольно выгодно: малая конкуренция, при огромном желании для занятия таким бизнесом помещение не требуется, а если и нужно, то это не салон за высокую арендную плату.

В тюнинге достаточно направлений:
-тюнинг двигателя – чип-тюнинг, увеличение мощности мотора перенастройкой блока управления;
-тюнинг салона – обшивка кожей, монтирование современной «музыки» и т.д.;
-внешний тюнинг – замена обвесов – антикрылья, бампера, выхлопная система и др.

Как видно, направлений для бизнеса предостаточно. Не каждый водитель может себе позволить приобрести иномарку, а иметь автомобиль, который отличается от других, хочется всем.

В машине можно заменить практически все. По данным опросов, каждый пятый автомобиль, проданный в России, подвергается значительным изменениям.

Разнообразие тюнингованных автомобилей зависит от национальности. В США, например, преобладает рэперский стиль, Япония славится стритрейсерским или гоночным, в Германии водители стараются улучшить комфортность авто. В России же пока не установлен определенный стиль, здесь присутствуют все разновидности в равных долях.

Большая часть тюнингового рынка находится в тени, поэтому узнать точный объем совершенно невозможно. Эксперты поговаривают, что объем оценивается в сотни миллионов долларов.

Производители автомобилей имеют свое мнение к таким услугам, равнодушное или настороженное. Компании, производящие дорогие иномарки, предлагают своим клиентам стандартный тюнинг, уже как эксклюзивный, предусмотренный штатной программой. Стоимость такого тюнинга довольно высокая.

Такие компании располагают собственными модельными рядами с тюнингом – повышенная мощность двигателя, эксклюзивные по качеству и цвету кожаные салоны и другое. Это заводские автомобили и на них накладывается гарантия. Цена на тюнингованный заводской автомобиль намного выше: например Audi 4 в среднем стоит $45 тыс., а прокачанная версия превышает $100 тыс.

Не все знают, что авто с чип-тюнингом приводит к износу двигателя, подвески и остальных запчастей. Значительно повышаются требования к маслам и топливу. Не сложно догадаться, что тюнинг машины приводит к дополнительным расходам по некоторым позициям. Если же перенастраивать двигатель в подполье, то это просто угробит автомобиль. К примеру, увеличив мощность двигателя на 20 л.с., стоимость каждого шатуна вырастет на $200, вследствие того, что он получает другую конструкцию.

Для знающих людей чип-тюнинг не так сложен. И настроить на это профессиональную деятельность совсем не сложно.

Увеличение мощности двигателя тюнингом нигде не регистрируется. Бывает, конечно, что некоторые изменения в мощности фиксируются (не путайте замену двигателя на другой). А оплачивать мощность довольно накладно. При мощности двигателя в 300 л.с. налог составляет 30 000 рублей, конечно же, обладатель такой машины намеренно уменьшает количество лошадей, указывая некоторый «экономичный» или «экологический» тюнинг, который дал возможность уменьшить мощность. Цена такого тюнинга не более 15000 рублей.

Обладатели других заграничных авто к тюнингу прибегают реже. Большинство компаний работают с популярными в России автомобилями возрастом до десяти лет (Volkswagen Passat, Ford Focus, Mazda3 и др.). Но эти автомобили среднего класса, поэтому тюнинговый потенциал небольшой.

Люди, приобретающие Citroen или Nissan не сильно платежеспособны для детального тюнинга, так как покупка происходит или в кредит, или на накопленные деньги.

Тюнинг салона.

Компании, которые занимаются салоном автомобиля, имеют большой спрос и успешно развиваются. Не все хотят или могут стать гонщиками, но очень многим хотелось бы иметь кожаную отделку салона и установить AV-электронику (в т.ч. класса high-end), систему GPS навигации, улучшить шумо- и виброизоляцию и пр., и в основном делается это без особых проблем (не считая финансовых средств). После покупки автомобиля сразу же после обкатки делают тюнинг салона.

Тут, как говориться, есть, обширное поле деятельности, большинство марок автомобилей нуждаются в установке колонок, усилителей, сабвуфера и т.д. или офис с навигацией, находится приблизительно на одном уровне. Приезжают автомобили, которые еще находятся на гарантии, и автомобили, которым уже 30 лет. Оборудование можно приобрести у дилеров. Установка будет стоить примерно 50% от стоимости оборудования. Чтобы войти на рынок тюнинга придется заплатить где-то 100 тысяч долларов.

Немного улучшить динамику авто можно, если поменять систему выхлопа, и обложить кузов автомобиля обвесом, т.н. аэродинамической юбкой. На самодельных системах выхлопа сумела сделать свой бизнес компания 4stars, сотрудники которой некогда были участниками гонок. Ноу-хау этой компании в настоящее время имеют большой спрос.

Делая тюнинг выхлопной системы мощность двигателя может увеличиться на 6 - 7 л.с. Для того, чтобы организовать такое ручное производство нужно обзавестись гильотиной, прессом, токарным станком и еще кое-какой мелочевкой, но самым главным здесь будут золотые руки рабочих, которые сейчас трудно найти. Стоимость всего этого оборудования составит от 40 до 100 тысяч долларов.

Отдельные автомобили в таких услугах не обслуживают, а предпочитают сотрудничать, как правило, с юридическими лицами, гоночными фирмами и пр., получая заказы на комплект. Один такой заказ на десять комплектов с глушителем, резонатором и коллектором будет стоить 10000 долларов вместе с гарантийным обслуживанием. Ранее такие системы выхлопа закупали в Финляндии, но финны в соотношении цены и качества оказались не лучшими партнерами, и российское производство имеет хорошие перспективы. Только бы не была превышена доля брака. К примеру у австрийской фирмы – «Remus» 3% брака. А у фирмы 4stars из России, доля брака составляет 1,5%.

Тут стоит заметить, что разработки отечественных мастеров, не имеют никакой защиты в плане авторства и начинают кочевать из одной компании в другую, при этом много изобретений воруют китайцы.

С учетом особенностей российской культуры права, запатентовывать свои разработки не имеет смысла. Какой бы тюнинг не делала ваша фирма - яхт, или вертолетов,- люди будут уходить в другие фирмы, создавать свой бизнес и использовать уже ворованные технологии. Они просто вносят в проект незначительные изменения, и в суде вы ничего уже доказать не сможете.

Чтобы делать внешний тюнинг, который включает бамперы, антикрылья, пороги, и т.д. вам не потребуется иметь свою площадь для производства. Тут лучше иметь фирму-посредник.

Вы сможете продавать несколько обвесов ежемесячно. Сами обвесы заказывайте на заводах, а уже затем отдавайте их в монтаж вместе с авто, а там покрасите и установите. Что значит быть посредником: обвесы производить по заказанным лекалам, вся деятельность сведется к тому, что вы должны будете принять заказ у своего клиента и договориться со смежниками. Но заводы не предлагают массовое производство обвесов, тюнинг как бизнес им ни к чему, да и у дилерских центров как правило нет в этом интереса, т.к. они связанны с производителем. Соответственно и эта деятельность является очень востребованной. А прибыль от таких услуг составит примерно от 20 до 25% от стоимости обвеса, в среднем стоимость полного обвеса, антикрыльев, бамперов, юбки будет стоить заказчику 4 тысячи долларов. Заработать, имея такой бизнес, можно приблизительно 3 – 5 тысяч долларов в месяц, а самым главным являют минимальные накладные расходы при этом бизнесе.

Для тюнинга отечественных автомобилей подходит обвес из "народного" стеклопластика, а с иномарками не все так просто, для них нужно использовать дорогостоящий ABS-пластик. Но в основном такой бизнес сидит в подполье, и бывает, что такой стеклопластик выдают за фирменный продукт. К тому же в магазинах на элементы обвеса делают 45-50% наценку. Как и в других сферах бизнеса, тюнинговые компании, изначально зарекомендовавшие себя как поставщики хороших запчастей и отличного сервиса, с течением временем могут снижать уровень услуг – к примеру, при переходе на китайские комплектующие.

Тюнинг можно разделить по типу и марки автомобиля, и в отдельный сегмент выделяется продукция АвтоВАЗа.

Как правило, многие покупают отечественные автомобили, а потом делают тюнинг. Купив "восьмерку" "ВАЗ" за 8000 долларов, начинают доводить ее стоимость тюнингом до 15000 долларов. Это происходит потому, что обычно, эти люди имеют деньги и на покупку более серьезной машины, но они просто хотят вспомнить молодость, погоняться, в поисках приключений. Для них это развлечение.

Если делать тюнинг "ВАЗов", выявляются 2 основные категории покупателей. Первая категория - это "дите", которому родители решили дать в подарок первый автомобиль, для его дальнейшей разборки, и они приходят его тюнинговать. Во вторую категорию входят люди, для которых тюнинг является хобби. Запчасти для тюнинга, вы можете продавать в собственном магазине и производить их установку в сотрудничестве с каким-нибудь автоцентром. Пусть одна половина ваших запчастей будет тюнинговыми, а другая половина - обычными. Рентабельность тюнингового бизнеса составляет где-то 30%.

Нужно заметить, что наиболее недорогие тюнинговые запчасти для моделей "ВАЗ" производят в подполье Тольятти, Липецка и Москвы, их стоимость на 20% меньше тех, что предлагают так называемые "белыми" тюнинговыми компаниями. Предположим, что стоимость бампера для Десятки от легального производителя составляет от 5,5 до 6 тысяч рублей, но такой же бампер можно приобрести и за 4 тысячи. Но, качество его будет ниже, такой бампер "слизанный" и не продутый в аэродинамической трубе.

Тюнинг внедорожников

Тюнинг внедорожников - это отдельная отрасль.

Делать внедорожники в России тоже считается выгодным, если заниматься этим. Оборудование для мастерской, которая делает тюнинг внедорожников, будет стоить столько же, сколько оборудование для обычного сервиса. Сами посудите, ведь у того кто делает из джипа монстра, есть немало денег и он готов заплатить приличную сумму.

Для этого потребуются другие инструменты, отличные от тех, которые нужны для обычных автомобилей и большая площадь для сервиса.

В настоящее время в Москве работают около двадцати специализированных ателье, производящих тюнинг внедорожников. Трудятся на этом поприще и многие из профильных клубов - "Нивоводы", "Клуб 4 x 4", Off Road Wrangler Club и пр. Эксклюзивные заказы не интересны крупным сервисам, так как это предполагает нестандартную работу в большом объеме, для каждого автомобиля требуется индивидуальный подход.

Часто переделывают "УАЗы", 80-й и 73-й Land Cruiser, Wrangler, т.е. "непаркетники". Самой популярной работой считается лифт подвески (от 5 до 7 тысяч долларов), который дает возможность установки колеса большего диаметра, тем самым увеличивая клиренс. И спрос имеется на:

Расширение арок колес

Установка разнообразной защиты картера двигателя, рулевых тяг, карданных валов, агрегатов трансмиссии.

Установка шнорхеля, помогающего преодолевать водные препятствия (от 650 до 900 долларов)

Установка багажника на крышу для вещей и запаски.

Установка силовых бамперов и порогов.

Но, полный тюнинг предполагает

Дифференциалы с блокировками в мостах (от 1100 долларов),

Пару электрических лебедок (от 850 долларов), дополнительные фары

И многие другие опции, мелкие и не очень, которые нужны водителю и пассажирам для экстремального путешествия.

Все это мы пишем чтобы вы могли понять, что такие услуги стоят определенных затрат времени и усилий.

Если сделать серьезный тюнинг внедорожника, то это обойдется 15000-20000 долларов. И, эта сумма не является пределом, цена может быть увеличена, бывает, что стоимость доходит до 100000 долларов и более. Обслуживание в дальнейшем также потребует немалых денежных затрат: к примеру, обслуживание тюнингованного "УАЗа" за месяц будет стоить около 40000 рублей, при этом большая часть этих денежных средств уйдет на оплату работы тюнингеров.

Оборот ателье, занимающегося тюнингом внедорожников, может составлять до нескольких сот тысяч долларов ежегодно, при этом этот рынок не имеет острой конкуренции.

Все автомобили строятся по индивидуальному проекту, только мастера знают их особенности, поэтому могут обеспечивать автомобиль весь период его существования, от постройки до съезда на свалку. И даже если владелец решит продать свою машину, она, как правило, все равно будет оставаться на нашем обслуживании. Самое главное в этом деле - завоевать доверие клиента, а это требует времени.

Ну и под конец хочется сказать – «Автомобиль сегодня является не просто средством передвижения. Он как девушка, за которой нужно ухаживать. И очень многие водители хотят сделать свою машину привлекательной. Бизнес на тюнинге является весьма концептуальным в плане выгоды и простоты его развития. Этот бизнес пока имеет мало конкуренции, реальной конкуренции, которая могла бы быть значимой для нашего тюнинг–рынка. Для того, чтобы начать такой бизнес потребуется наличие:

Начального капитала, без этого никак.

Помещения (гаража) или желания стать посредником.

И главного - желания зарабатывать.

Через руки мастеров тюнинга, по данным специалистов, проходит каждый пятый автомобиль, бороздящий российские дороги. Спрос на данную услугу неизменно растет, а конкуренция в тюнинговом бизнесе - небольшая. А если говорить о прозрачности бизнеса, то по налоговым законам работают единицы. Для предприимчивых людей самое время развернуть бурную деятельность.

Стили и направления тюнинга

В тюнинге есть несколько стилей, ориентированных на национальный признак. Например, американцам нравится гангстерско-рэперский уклон. У немцев на первом месте - комфорт, японцы тяготеют к гоночному жанру. Россияне со стилем пока не определились, поэтому на отечественных просторах присутствуют все разновидности.

Среди направлений тюнинга главенствуют стайлинг и техническая модернизация.

Стайлинг подразумевает визуальное преображение автомобиля. Внешний стайлинг начинается, чаще всего, с установки колесных дисков. Эта нехитрая процедура сразу же улучшает динамику машины, а внешний вид становится «броским» и презентабельным. Далее реконструкции подвергаются бамперы, пороги, фонари и другие элементы обвеса.

В стайлинге интерьера существует много приятных вещей. Обшивка салона кожей уже стала «приедаться». Сейчас многие предпочитают спортивный дизайн с импортными креслами и небольшой рулевой баранкой. Также декорируют интерьер специальными накладками на педали, хромированными и алюминиевыми рамками, стильными резиновыми ковриками, окрашивают салон специальными красками, «напичкивают» музыкальными компонентами и системами навигации.

Технический или чип-тюнинг чаще всего касается «сердца» автомобиля - его двигателя. Можно переделать и механическую КПП, и тормозную систему и подвеску. «Полет фантазии» полностью зависит от ваших желаний и кошелька, поскольку доработка иногда получается намного дороже стоимости самого автомобиля.

У солидных иностранных производителей есть свой набор тюнинговых операций, предлагаемых заводской программой. На него распространяется гарантия производителя, но и стоит такой эксклюзивный тюнинг недешево. Почувствуйте разницу: заводская тюнингованная Audi 4 стоит более $100 тысяч, в то время как обычная модель - около $45 тысяч.

Тюнинг по типам автомобилей

Тюнинг отечественной продукции можно выделить в отдельную отрасль. Примечательно, что к модернизации ВАЗов прибегают, в основном, две категории автолюбителей: дети богатых родителей, подаривших отпрыску машину для «дорожных экспериментов» и одержимые водители, для которых тюнинг возведен в ранг хобби. И у тех, и у других есть свободные деньги, превращающие модель за $8тысяч в 15-тысячную.


Запчасти для тюнинга найти - не проблема. «Подпольные» конвейеры в Тольятти, Липецке, Москве обеспечивают деталями всех нуждающихся. Причем, «серые» цены меньше «белых» процентов на 20. Только учтите, что за качество «серых» изделий никто не отвечает.

Тюнинговать внедорожники также выгодно. Тот, кто мечтает сделать из своего джипа монстра, готов выложить «круглую» сумму. Например, самая популярная операция - лифт подвески, - стоит от $5 тыс. до $7 тыс., оснащение парой электрических лебедок обойдется 850$, установка блокировок дифференциала - более1100$, монтаж шноркеля для пересечения водных барьеров - до 900$. Средняя тюнинговая экипировка внедорожника потянет на 15-20 тысяч «зеленых», а самые «навороченные» тюнинги «зашкаливают» за 100 тысяч.

Послетюнинговое обслуживание также стоит немало. Даже содержание российского УАЗа составит более 1000$ в месяц, причем «львиная доля» средств идет на зарплату мастеров.

Владельцы иномарок среднего класса также не прочь облагородить свою машину, но тюнинговый потенциал у них несколько поменьше, нежели у внедорожников.

Вхождение в рынок

Вход на тюнинговый рынок обходится до $100 тысяч. Основная часть денег пойдет на закупку оборудования: гильотину, станки, пресс и прочую мелочь. Понадобится собственная производственная площадка и профессиональные мастера.

Для знающих людей освоить премудрости тюнинга не представляется сложным делом. Многие отечественные умельцы используют в своей работе собственные «ноу-хау», причем эффективность и качество таких новинок иногда бывает выше промышленных образцов. Можно устанавливать и готовое оборудование, поставляемое дилерами. В любом случае, заказчик помимо 100-процентной оплаты запчастей добавит к конечной сумме расчета еще 50% за саму работу.

Многие машины тюнингуются по уникальным проектам, известным только непосредственным специалистам. Поэтому обслуживанием обработанных вами машин вы обречены заниматься до отправки последних на свалку. Значит, работа у вас будет постоянно. Годовой оборот добротного тюнингового ателье может достигать в долларах нескольких сот тысяч. Через год-полтора хорошей работы вы вернете потраченные средства, а дальше полученную прибыль можете расходовать по своему усмотрению.

Подготовлено редакторами: «Бизнес GiD»
www.сайт

Поделиться: