Как менять топливный фильтр. Назначение, устройство и порядок самостоятельной замены фильтров очистки топлива. Почему так важно соблюдать периодичность замены

Каждый автомобилист рано или поздно сталкивается с моментом, когда нужна замена топливного фильтра автомобиля. Топливный фильтр представляет собой деталь, которая способна очищать бензин до его попадания в цилиндры двигателя. Чем чище бензин будет попадать внутрь, тем дольше движок будет исправен. Так как на заправке не всегда заливают чистый бензин или дизельное топливо, в нём может быть всё, от песка до ржавчины. Фильтр справляется с подобными элементами, и они оседают на нём. Ездить с загрязненным фильтром нельзя, так как со временем его пропускная способность падает, падает мощность или машина не заводится. Тогда возникает вопрос, как часто менять топливный фильтр.

Как часто нужно производить замену

Рекомендуемый срок замены топливного фильтра – это истечение 30 000 — 50 000 километров езды, так как приблизительно настолько хватает его полноценной работы. Это своеобразный регламент. Также длительность периода зависит от заправочных станций и манеры езды. Обычно, если двигатель начал троить или глохнуть, это можно воспринимать как сигнал того, что пора его менять фильтрующие элементы. Также этому соответствует падение мощности, повышенный расход топлива и если авто не заводится.

Нельзя давать автомобилю работать на засорённом топливном фильтре, так как в плохом случае придётся изучать не только то, как поменять топливный фильтр, но и делать промывку мотора, что будет стоить больших денег. Также важно понимать, что заявленный пробег до замены фильтра указан производителями, у которых лучше соблюдена чистота дорог. В наших реалиях, на вопрос через сколько менять топливный фильтр, специалисты считают, что цифра для замены может быть 20 – 25 000 км, а для дизельных фильтров около 10 000. Важно знать, как заменить топливный фильтр, чтобы самостоятельно произвести работу.

Особенности фильтров и их расположение

Очистка бензина имеет две и более степени очищения. На первую степень приходятся частицы крупного размера, что попадают с топливом в бак. На фильтра тонкой очистки уже идут более мелкие частицы, а расположены они непосредственно в магистрали между баком и двигателем. Расположение в каждом автомобиле различное, но чаще всего он находится непосредственно в самом топливном баке.

Бензиновый фильтр имеет отличия по своей конструкции. На транспортных средствах они установлены в зависимости от систем впрыска топлива. Поделить системы можно на 3 вида:

  • Инжекторные.;
  • Дизельные.

Фильтры делятся на:

  • Сборный – меняется только элемент фильтрации;
  • Не разборный – требует полной замены всего топливного фильтра.

Не разборный фильтр

Узнать место нахождения топливного фильтра для конкретной модели можно в инструкции по эксплуатации. В основном, дизельные фильтры расположены под капотом. Для инжекторного автомобиля, как правило, когда фильтр не разборный, нужно искать под днищем авто или задним сиденьем. Если же разборный, то в бензонасосе и вся работа заключается в замене сетки на топливном насосе.

Меры предосторожности

Так как любая искра может спровоцировать возгорание, лучше соблюдать элементарную технику безопасности. Нельзя находиться рядом с фильтром с сигаретой. Всегда лучше иметь рядом с собой огнетушитель. Лучше всё выполнять в хорошо проветриваемом помещении, или же на улице. Когда замена топливного фильтра закончена, нужно вымыть руки от остатков топлива, при помощи мыла и воды. Для защиты глаз лучше использовать очки.

Порядок проведения работ

Чтобы замена топливного фильтра своими руками прошла успешно, потребуется обладать набором ключей. Конкретно нужны ключи под гайки 10, 17, 19. Перед началом работы нужно отсоединить массу от авто, чтобы не произошло короткое замыкание. Далее ключом на 17 или 19 зажимается работающий фильтр и ключом на 10 откручивается штуцер. Важно чтобы топливо не попало в орган зрения. Все остатки топлива сливаются в пластиковую ёмкость. 10 ключом нужно открутить штуцер, что находится у топливного насоса с другого края. Для этого хомут немного ослабляется, после чего можно начинать его выкручивать. Нужно знать в какую сторону его выкручивать, что написано в инструкции к детали. Чаще всего направление движения топлива обозначено показателем, который нанесён на корпус. Когда демонтаж закончен, можно начинать установку нового топливного фильтра бензина. Установка производится в том же порядке, только наоборот. Будет лучше для фильтра установка нового фиксирующего хомута. Это увеличит срок эксплуатации детали.

Чтобы не облиться топливом, будет лучше спустить давление. Для этого нужно нажать на рамповый золотник. Ещё как вариант вынуть предохранитель, когда машина завелась и оставить мотор в рабочем состоянии, до его остановки.

После завершения установки, нужно проверить, как ведёт себя новое устройство при запуске двигателя. Следует убедиться, что утечек бензина нет. В случае если таковые обнаружены, тогда вероятно проблема в резиновых кольцах, нужно провести их замену. Лучше сделать это сразу, так как впоследствии всё равно придётся к этому возвратиться. На этом работу по замене фильтра можно считать завершенной.

Замена дизельного фильтра

Для проведения работ требуется наличие:

  • Вакуумного насоса ручного типа;
  • Ёмкости для топлива;
  • Патрона топливного фильтра;
  • Уплотнительное кольцо на крышку фильтра;
  • Ёмкости для воды.

В целом замена топливного фильтра на дизеле происходит по схожему сценарию, но с некоторыми нюансами:

  • Для начала выключается зажигание в автомобиле;
  • Нужно открутить патрон снизу, предварительно установив под ним ёмкость. После завершения сбора горючего, нужно хорошо протереть патрон от остатков топлива;
  • Чтобы снять оболочку фильтра, нужно выкрутить болты и снять крепёжные элементы;
  • Отсоединяются топливные шланги;
  • Снимается корпусное крепление фильтра.

Перед установкой патрона нужно убрать воду, которая присутствует внутри фильтра. Тут и понадобиться наличие вакуумного насоса. Далее вставляется трубка, что будет всасывать непосредственно к корпусу фильтра. После этого нужно убедиться, что фильтр чист, и потом уже можно вставлять патрон.

Корпус закрывается крышкой, которая садится на новое уплотнительное кольцо. Зажигание включается на две секунды, но двигатель завестись не должен. Это нужно чтобы активировать насос, который подкачивает топливо, для заполнения горючим фильтра и убирания воздуха, который мог образоваться в топливной системе, в случае с заменённым фильтром. В случае образования топлива на деталях из резины, нужно его вытереть. На этом замена топливного фильтра дизельного двигателя считается завершенной.

Заключение

Чтобы не было проблем с топливной системой, нужно соблюдать периодичность замены топливного фильтра, тогда вероятность поломки двигателя будет исключена. Если машина плохо заводится, то фильтр это первое, на что нужно обратить внимание, когда он давно не менялся. Опытный водитель всегда может понять, когда менять топливный фильтр.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Визуально любое горючее, будь это дизель или бензин, представляет собой кристально чистую жидкость. Однако в действительности оно содержит массу различных химических добавок, присадок, отложений и даже воду. И что самое обидное, определить истинное качество горючего вне лабораторных условий просто невозможно. Этим и пользуются некоторые АЗС, продавая автолюбителям часто разбавленный бензин с множеством ненужных цетаноповышающих присадок и дорожной пылью.

Некачественный бензин в первую очередь влияет на состояние топливной системы. Чем дольше машина ездит на разбавленном топливе, тем сильнее накапливается нагар в двигателе и отложения в фильтрах. Различные смолы и конденсат могут значительно уменьшить срок эксплуатации мотора. Поэтому для снижения данных рисков автопроизводители укомплектовывают свои авто специальными топливными фильтрами. Именно они принимают на себя главный удар, очищая топливо от крупных частиц пыли и ненужных смол. Соответственно, его срок службы не безграничен.

Как часто следует менять фильтр?

Специалисты уверяют, что для слаженной работы всех систем двигателя данный элемент необходимо менять минимум раз на 10-15 тысяч километров. Некоторые автомобилисты игнорируют это правила, стремясь сэкономить денежные средства. Но на самом деле этим действием они лишь усугубляют ситуацию, что чревато дорогостоящим ремонтом, а иногда и заменой некоторых узлов.

Почему так важно соблюдать периодичность замены?

Исчерпав свой ресурс, изношенный фильтр уже не в состоянии обеспечить нормальную фильтрацию топлива. В итоге горючее с массой грязи и смол попадает прямиком в камеру сгорания, где по окончании такта работы ДВС преобразовывается в стойкий налет - нагар. Если это вовремя не предотвратить, закоксовывание двигателя будет неизбежно. А ведь когда в моторе много нагара, он становится менее производительным, да и потребляет при этом большее количество топлива, чем ранее. В зимнее время года из-за конденсатов возможно замерзание топливных магистралей, из-за чего завести двигатель просто невозможно. Таким образом, фильтр принимает на себя все низкокачественные примеси и отложения, которые были в топливе, и тем самым обеспечивает слаженную работу двигателя.

Как поменять топливный фильтр? Признаки необходимости замены

Следует выделить несколько симптомов, при которых автомобилю требуется замена данной детали. Во-первых, это неравномерная работа двигателя. Мотор начинает троить, иногда даже «чихать» на ходу. Во-вторых, при загрязненном фильтре вы почувствуете значительное падение мощности. Динамика автомобиля падает, при этом расход топлива растет.

Крайняя степень засорения фильтра - это невозможность запустить двигатель. Чаще всего в таких случаях ему требуется раскоксовка или замена свечей. Но медлить с заменой фильтра не следует, а лучше всего контролировать пробег и каждые 10 тысяч километров производить данный ремонт. При соблюдении этого правила автомобиль отблагодарит вас устойчивой работой двигателя и приемлемым расходом бензина.

Где находится топливный фильтр?

Стоит отметить, что расположение данной детали может варьироваться в зависимости от того, в каком году была выпущена машина и каким производителем. Где находится топливный фильтр на современных авто? Чаще всего производители его устанавливают между баком и бензонасосом. Это наиболее распространенная схема установки данной детали. Иногда он монтируется непосредственно в бак.

Замена своими руками: готовим инструменты

Перед тем как заменить топливный фильтр, необходимо подготовить минимальный набор инструментов. В зависимости от конкретной модели авто вам необходимо иметь ключи на 10, 17 и 19 миллиметров. Также желательно наличие толстых резиновых перчаток. Благодаря им попадание бензина на поверхность кожи рук будет исключено.

Правила безопасности

Прежде чем рассказать, как поменять топливный фильтр, отметим, что на некоторых автомобилях данный ремонт не обходится без использования ручного или гидравлического домкрата. Чаще всего к такому действию прибегают владельцы автомобилей с низким клиренсом. В таком случае машина обязательно ставится на опоры. В качестве последних можно использовать тормозные башмаки, либо просто строительный кирпич. Ну и конечно же, при работе с домкратом необходимо поставить машину на ручной тормоз. В противном случае малейший сдвиг опоры может спровоцировать падение или наезд автомобиля прямо на вас.

Также необходимо сказать, что у каждого автомобиля есть своя, наиболее безопасная точка для установки домкрата. О ней вы можете узнать в руководстве по эксплуатации вашего транспортного средства. Перед тем как поменять топливный фильтр, нужно тщательно зафиксировать часть днища на опорах.

Для этого нужно подложить один или несколько кирпичей, а в месте их соприкосновения с кузовом подложить толстый кусок резины. Последний значительно смягчит силу давления, тем самым сохраняя хрупкие элементы днища от деформаций.

Инструкция

Итак, как поменять топливный фильтр? «Приора», «Калина» и другие современные «легковушки» ремонтируется следующим образом. Вначале отключается минусовая клемма с аккумулятора. Это действие не обязательно, но оно предотвратит возможность коротких замыканий (все же бензин - очень взрывоопасное вещество). Далее при помощи ключа на 17 или 19 миллиметров зажимается изношенный фильтр. Ключом на 10 выкручивается штуцер механизма. Необходимо быть очень аккуратным, так как возможен риск попадания остатков бензина на кожу или в глаза. Предварительно перед этим следует подложить небольшую емкость под фильтр, чтобы топливо стекало в него (а не на пол гаража, как это часто бывает).

Выкрутив штуцер, необходимо ослабить хомут и окончательно вынуть его наружу. Как поменять топливный фильтр? После извлечения штуцера можно смело вынимать сам фильтр. Здесь следует помнить, что данный элемент имеет свою полярность, которая обозначается специальной стрелкой. Запомните ее расположение - новый фильтр нужно монтировать с таким же самым направлением, как и на изношенном.

После изъятия старой детали можно смело приступать к установке новой. Она производится в обратном порядке аналогично снятию. Об основном нюансе по поводу стрелок и полярности мы уже рассказали, но кроме этого необходимо выделить еще один момент. При замене фильтра также следует поменять и фиксирующий хомут. Это действие не обязательно, но оно обеспечит более долгую эксплуатацию фильтра.

Для того чтобы при замене на вас не попала струя горючего, предварительно снизьте давление. Это делается путем нажатия пальца на золотник рампы. Есть еще один альтернативный способ. Для этого нужно снять предохранитель и оставить двигатель работать на холостом ходу до тех пор, пока он не заглохнет.

Как проверить правильность установки?

Перед тем как поменять топливный фильтр, «Калина» и «Приора» должны быть поставлены на «передачу» или на ручной тормоз. Так как большую часть работ вы будете производить под днищем, важно чтобы машина не скатилась под уклоном в ту или иную сторону.

После завершения работ необходимо удостовериться в правильности их произведения. Для этого нужно включить мотор и посмотреть на то, в каком состоянии будет находиться топливный фильтр. Инжектор будет распрыскивать топливо нормально только тогда, если в системе нет пробоин. Простыми словами, при работе двигателя никаких утечек бензина из фильтра быть не должно. Если же вы заметили пробоину, вероятнее всего, дело в резиновых кольцах. В таком случае их необходимо заменить. На этом вопрос о том, как заменить топливный фильтр своими руками, можно считать закрытым. Всего мы потратили около 400 рублей денег и 20 минут времени.

Заключение

Как видите, несложная замена. Топливный фильтр (дизель это или бензин) важно установить, что называется, по меткам. Если не будет соблюдена полярность, деталь не обеспечит нормальную задержку смол и отложений, содержащихся в топливе.

В таком случае вся эта грязь проникнет в двигатель, что крайне опасно и нежелательно. Поэтому устанавливайте топливный фильтр правильно и внимательно следите за его ресурсом эксплуатации. Помните, что своевременная замена данной детали предотвращает дорогостоящий ремонт двигателя, а значит, сбережет ваши деньги и время.

Топливный фильтр автомобиля относится к числу «расходников», о необходимости замены которых многие автовладельцы попросту забывают. Другие напротив меняют его чуть ли не при каждом обслуживании, мотивируя это пространным объяснением: мол, так двигатель «прёт» заметно лучше. Рассказываем, чем опасна замена внешнего топливного фильтрующего элемента и объясняем, когда на самом деле нужно производить данную операцию.

Зачем нужен топливный фильтр

Топливный фильтр выполняет в автомобиле единственную и весьма заурядную функцию - очищает топливо от всевозможных физических загрязнений - мусора, пыли, посторонних фракций и песчинок, словом, всего того, что не должно попасть внутрь двигателя внутреннего сгорания. Остальные свойства топлива он никоим образом не меняет.

Фильтрующий элемент есть в абсолютно каждом автомобиле, независимо от того, работает ли мотор на бензине, дизеле или газе - любой вид топлива проходит ступенчатую очистку до того, как будет впрыснут в камеру сгорания в виде топливовоздушной смеси или чистого горючего. При этом очистка осуществляется как минимум в два этапа - фильтром грубой очистки, а затем - тонкой очистки. Как раз второй из них и подлежит обычно периодической замене, сроки которой каждый производитель конкретной модели автомобиля регламентирует самостоятельно. Остановимся подробно на бензиновых модификациях машин.

В процессе заправки топливо из шланга колонки заливается напрямую в бак. При этом в ёмкость попадает как всевозможная грязь с заправочного пистолета, а также пыль, осевшая в процессе эксплуатации на стенки горловины, так и взвесь, находящаяся непосредственно в ёмкости заправщика. Из бензобака относительно грязное топливо на современных автомобилях забирается погружным насосом, снабжённым нейлоновой сеточкой, не позволяющей проникнуть в топливную магистраль крупной фракции. Потом горючее попадает в фильтр тонкой очистки, задерживающий опасные для системы впрыска и двигателя, но довольно мелкие частички размером свыше 10 мкм. Такой очистки вполне достаточно, чтобы обеспечить безопасную и надёжную работу системы впрыска и всего мотора на протяжении полного срока его службы. Всё, что требуется от автовладельца, - время от времени менять выработавший свой ресурс «расходник», то есть фильтр.

Виды фильтров

На этом месте сразу оговоримся: владельцам относительно новых бензиновых автомобилей и это действо давно не требуется. Большинство производителей уже избавились от выносного топливного фильтра тонкой очистки и поместили его непосредственно в корпус бензонасоса, спрятанного в баке. Такой фильтр рассчитан на весь срок службы машины и не требует ревизии или замены. Даже несмотря на то, что, к примеру, при среднем расходе в 10 л на 100 км пути за 100 тыс. км насос подаёт к мотору порядка 10 тыс. литров топлива, и весь этот объём проходит через фильтр!

Владельцам старых машин возможность замены фильтрующего элемента напротив предоставляли - сделать это можно либо непосредственно в подкапотном пространстве, либо под днищем автомобиля. В этом случае фильтрующий элемент помещён в отдельный корпус и врезан в топливную магистраль на участке между баком и рампой. Для замены фильтра нужно всего лишь сбросить в системе давление и разъединить пару хомутов или быстросъёмных зажимов. Периодичность операции составляет в среднем от 30 до 120 тыс. км, согласно рекомендациям разных брендов.

Когда менять

Какими бы ни были рекомендации производителей по замене внешних фильтров, реальный срок их службы определить весьма непросто - он целиком и полностью зависит не только от качества и площади фильтрующего элемента, но и от того, какой объём загрязнений попадает в бак конкретно вашего автомобиля. На практике в современных реалиях выносной топливный фильтр служит не менее 100 тыс. км без очевидных показаний к замене. Погружной фильтр, входящий в состав топливного насоса, и вовсе не нуждается в замене до возникновения неполадок с подачей горючего. И этот подход вполне оправдан!

Фильтрующий элемент тонкой очистки остаётся рабочим ровно до тех пор, пока может беспрепятственно обеспечивать поступление к рампе нужного количества топлива и позволяет при любых режимах работы мотора поддерживать должное давление в системе. Загрязнения, оседающие в процессе эксплуатации на фильтрующем элементе, попасть в форсунки и рампу физически не могут - вся грязь остаётся внутри корпуса устройства. Пока фильтрующий элемент сохраняет способность прогонять через себя нужные мотору объёмы горючего, никаких реальных показаний к его замене не существует.

Показаниями к замене служат следующие симптомы:

Мотор не выходит на предельные режимы работы (не раскручивается до высоких оборотов, теряет мощность);

Автомобиль дёргается при движении (возникают пропуска в подаче топлива);

Двигатель работает неровно («троит»);

Возрастает расход топлива;

Автомобиль плохо заводится или глохнет без видимых на то причин.

Отметим, что все перечисленные признаки нередко обусловлены совсем иными проблемами, не связанными с топливным фильтром, поэтому без дополнительной диагностики их также нельзя считать стопроцентными показаниями к замене этого «расходника».

В чём заключается опасность замены

От выносных фильтрующих элементов производители отказались не просто так, и вовсе не из жажды наживы, как наивно полагают некоторые автолюбители.

Всё дело в несовершенстве самой конструкции выносного топливного фильтра. В большинстве случаев этот «расходник» размещается под днищем автомобиля, в наиболее грязном и уязвимом месте, подверженном обильным ваннам из песка, снега и прочих дорожных «прелестей». Подкапотное пространство также к «стерильным», мягко говоря, не относится. Даже в случае практически идеальной очистки подводящих шлангов и соединений непосредственно перед заменой фильтра небольшие частички грязи и песчинки налипают на сдобренные бензином поверхности и оказываются внутри шлангов, после чего заносятся в топливные форсунки и забывают их сопла. Именно тогда и наносится максимальный урон системе впрыска. В конечном счёте это ведёт к «троению», потере мощности, а затем - к промывке либо полной замене топливных форсунок. И чем чаще проводится операция по замене фильтра, там больше всевозможных загрязнений проникает в систему. В особенности если сервисом автомобиля занимаются не слишком аккуратные мастера (как правило, они вовсе не удосуживаются вытереть грязь перед заменой).

Многих начинающих автолюбителей часто интересует вопрос о том, когда менять фильтр топливный. Важно знать, что он собой представляет. Данный элемент очищает бензин, прежде чем последний попадет в цилиндры двигателя. Чистое горючее - это надежная работа машины.

От чего защищает фильтр?

Ни для кого не секрет, что горючее на наших заправках не отличается высоким качеством. В бензине содержится песок, ржавчина, металлическая окалина - все это оседает на фильтре. Если эти вещества попадут в мотор, основные детали будут изнашиваться значительно быстрее.

В результате владелец получит необходимость капитального ремонта. Кроме того, окисленная сера, а точнее серная кислота, которая образуется в процессе сгорания топлива, губительно влияет на металлические поверхности. Нормально работающий полностью улавливает различную грязь и пыль, конденсат, ржавчину, вкрапления парафина. Использовать грязный элемент нельзя. И если владелец автомобиля задумывается, менять ли топливный фильтр, или очистить старый, однозначно нужно менять. Если игнорировать регламент, проблемы с автомобилем не заставят себя долго ждать. Нарушится стабильный запуск мотора, возможны повреждения различных элементов системы впрыска. Забитый элемент влечет за собой засор карбюратора, падение мощности двигателя.

Разновидности

Период, когда нужно менять топливный фильтр, также зависит и от особенностей конкретной детали. Некоторые элементы имеют высокий срок службы, другие же приходится менять очень часто. Все существующие на автомобильном рынке фильтры можно разделить на два вида. Это погружные и магистральные. Погружной элемент зачастую находится в корпусе бензонасоса и вместе с наносом помещается в бак. Существуют модели, где возможность замены фильтра вовсе отсутствует. Магистральный очистительный элемент расположен на участке топливной магистрали между силовым агрегатом и бензобаком. Кроме места установки, фильтры также различаются по типу крепежа. На большинстве моделей для того чтобы выполнить замену, требуется использовать стандартный набор из гаечных ключей и отверток. Некоторые элементы можно демонтировать руками без необходимости применения инструмента. А иногда производители монтируют его на особый крепеж.

Тогда для демонтажа требуется такой же специальный инструмент. Из-за этого у автовладельцев возникает необходимость чаще обращаться в профессиональные СТО.

Когда замена очевидна?

Система фильтрации топлива имеет два уровня очистки. Одна из них - грубая (для удаления крупных частиц), а вторая - тонкая. Этот тонкий элемент чаще всего расположен между мотором и баком. Специалисты, отвечая на вопрос, когда менять фильтр топливный, твердят, что замена должна проводиться через каждые 60 000 км прогона авто. Засоренные очистительные элементы, как уже было замечено, могут привести к плачевным последствиям. Например, в результате засора фильтра оказывается существенная нагрузка на бензонасос. Он может быстрее выйти из строя, а именно сгореть, работая «на сухую».

Автомобиль может троить, глохнуть или вовсе отказываться заводиться. Кроме того, грязный фильтр влияет на работу АКПП - электронная система неправильно трактует команды мотора. Переключения происходят несвоевременно или АКПП совсем не переключается. Протестировать, в каком состоянии топливный фильтр, можно на небольшой скорости. При резком нажатии на газ автомобиль должен набрать скорость. Если вместо разгона появились рывки или двигатель отказывается набирать обороты, тогда необходимо срочно заменить фильтр. Зачастую в самом начале появления проблемы никаких признаков ее наличия автомобиль не проявляет. И лишь когда топливо совсем перестанет подаваться в силовой агрегат, владельцы задумываются над проблемой и усиленно ищут причину. Через сколько менять топливный фильтр? Для каждого авто этот регламент свой и указан в инструкции.

Сроки замены

Все современные автопроизводители для своих автомобилей устанавливают достаточно точные графики замены расходных материалов. Так, в среднем рекомендуется выполнять замену чистящих элементов через каждые 40-50 тыс. км. Эти цифры актуальны для бензиновых двигателей. На дизельных моторах периоды замены фильтров меньше.

Фильтры погружного типа для автомобилей марки Ford можно менять реже - через каждые 70 тыс. км. На Ford Focus замену можно и вовсе не проводить. Производитель комплектует автомобиль необслуживаемым элементом, который сможет отработать без замены в течение всего срока эксплуатации. Но это все про иномарки. А вот в случае с отечественными автомобилями сроки немного другие. Информация для тех, кто не знает, через сколько менять топливный фильтр на наших машинах: это нужно делать через каждые 10-30 тыс. км пробега. Виной этому - низкое качество горючего. Но и здесь не все так просто. Если воспользоваться официальными рекомендациями отечественных автопроизводителей, можно просто не доехать до ТО. Владельцы на профильных форумах часто рассказывают, что при небольших пробегах фильтрующий элемент выглядит так, будто через него проходил не бензин, а как минимум нефть. Опытные специалисты и автолюбители со стажем рекомендуют не смотреть в инструкцию, а слушать собственный автомобиль. Двигатель сам скажет, как часто надо менять топливный фильтр.

Сроки замены для популярных автомобилей

Для ВАЗ-2114, 2107 и прочих классических моделей периодичность замены составляет 30 тыс. км. Такой же срок и для "Рено-Логана". У "Рено-Меган" фильтр более выносливый - он способен эксплуатироваться целых 120 000 км.

На "Дастере" и "Кенго" с дизельными моторами срок небольшой - всего 10 000 км. На "Тойоте-Камри" ресурс элемента составляет 80 000 км. "Ниссан-Альмера" оснащена фильтром, рассчитанным на весь срок эксплуатации. А тем, кто не знает, через сколько нужно менять топливный фильтр, заправляясь российским бензином, необходимо эти цифры разделить на 2.

Последствия эксплуатации автомобиля с засоренным топливным фильтром

Многие автовладельцы не задумываются и не видят ничего плохого при эксплуатации авто с грязными очистительными элементами. Однако это очень опасно. Стоит рассмотреть возможные неисправности более подробно. И тогда каждый для себя решит, нужно ли менять топливный фильтр или можно без этого обойтись. Первым делом грязный фильтрующий элемент уже не может справиться с очисткой горючего. Так, часть загрязнений идет дальше по топливной системе. Далее чаще всего засоряются топливные магистрали, а с ними и форсунки. В результате этого двигатель не может нормально питаться, и на него идет большая нагрузка. Топливо, которое было недостаточно хорошо очищено, не будет сгорать полностью. Продукты горения, что осядут на стенках камер сгорания, будут накапливаться на клапанах.

Это повышает риск перегрева и ведет к неправильной работе двигателя, а в итоге приводит к капитальному ремонту. Расход топлива связывают с психологией водителей. При загрязненном фильтре мотор заметно теряет свою мощность. Машина не хочет ехать, но водитель все сильнее нажимает на газ. Инжектор будет впрыскивать еще больше горючего в цилиндры, но ничего не изменится, лишь вырастет расход. Именно поэтому так важно знать, когда менять фильтр топливный. Ведь даже замена форсунок (а это самое малое) стоит значительно дороже, чем новый очистительный элемент.

Топливный фильтр для и его особенности

Дизель и бензин существенно отличаются между собой. В дизельном топливе содержится водный конденсат, и именно он имеет в себе различные загрязнения. Поэтому главное отличие такого фильтра - способность удерживать воду. Она губительно влияет на работу мотора. В лучшем случае упадет только эффективность и мощность. В худшем произойдет гидроудар - это уже капитальный ремонт.

Как часто менять дизельный фильтр

Что касается сроков службы очистительных элементов для таких силовых агрегатов, то они ниже, если сравнивать с аналогами для бензина.

Автопроизводители официально рекомендуют выполнять замену каждые 30 тысяч километров для импортных двигателей, да и то при условии качественного горючего. А в случае с отечественным топливом этот срок можно делить на три. По большому счету, автомобиль сам сообщит своим поведением, когда менять фильтр топливный. Это будет самая правильная периодичность.

Резюме

Двигателю для эффективной работы необходимо качественное и чистое питание. Если в цилиндры будет поступать бензин с песком или металлической окалиной, капитальный ремонт обеспечен. Необходимо вовремя менять все фильтры, и тогда машина будет долго служить своему владельцу.

Бесперебойная эксплуатация автомобиля во многом зависит от качества используемого горючего. В любом топливе в большей или меньшей степени присутствуют примеси, негативно влияющие на работу двигателя. Поэтому оно должно проходить безусловную многоступенчатую очистку.

Топливный фильтр отвечает за очистку от примесей подаваемого в цилиндры двигателя горючего. Обычно он представляет собой картридж с фильтровальной бумагой.

Основу топливного фильтра обычно составляет картридж с фильтровальной бумагой

Топливный фильтр восстановлению и ремонту не подлежит, а заменяется через определённые интервалы времени. Корпус фильтра с впускным и выпускным штуцерами изготовлен из термостойкого материала. В качестве фильтровального материала используется качественная десятимикронная бумага.

Устройство топливного фильтра довольно простое

На современных автомобилях обычно установлены два фильтра очистки топлива:

  1. Фильтр грубой очистки (ФГО), задерживающий частицы примесей размером более 0,1 мм.
  2. Фильтр тонкой очистки (ФТО), задерживающий частицы размером менее 0,1 мм.

Двухступенчатая очистка обеспечивает надёжную защиту двигателя от попадания в него топлива с примесями.

Виды топливных фильтров

Используемый тип фильтра тонкой очистки зависит от системы подачи топлива. Различают:


В рамках двухступенчатой системы очистки топливо сначала проходит через фильтр грубой очистки (предварительный фильтр), расположенный, как правило, в бензобаке перед бензонасосом. Затем топливо поступает в фильтр тонкой очистки (финишный фильтр), который задерживает частицы примесей, прошедшие через ФГО.

На бензиновых двигателях в качестве ФГО может использоваться фильтрующий элемент, установленный в погружной насос, а ФТО может быть встроен в бензонасос или в топливную магистраль.

Работу системы очистки топлива в наиболее общем виде можно представить следующим образом:

  • сначала топливо проходит через ФГО, передвигаясь от бензобака по топливопроводу в корпус ФТО через впускной штуцер;
  • в корпусе ФТО горючее проходит через фильтровальную бумагу, на которой остаются наиболее мелкие частицы механических примесей;
  • через выпускной штуцер топливо направляется к двигателю.

Устройство фильтров может меняться. Так, некоторые ФТО изготавливаются с тремя штуцерами - впускным, выпускным и возвратным. Последний предназначен для возвращения бензина в бак при высоком давлении в системе.

Назначение топливных фильтров

Современные авто чрезвычайно чувствительны к качеству горючего. Продаваемое на АЗС топливо уже содержит посторонние примеси. Кроме этого, в бензин или дизельное топливо попадает вода, ржавчина со стенок стальных баков, пыль и грязь от заправочного пистолета.

Современные автомобили чувствительны к качеству топлива

В инжекторных системах механические примеси в топливе могут спровоцировать преждевременный износ и, как следствие, выход из строя форсунок и бензонасоса. Фильтр удаляет конденсат и загрязнения до того, как горючее поступит в систему, предотвращая тем самым неприятные последствия.

Более того, эффективность сгорания очищенного топлива заметно выше. В результате увеличивается мощность двигателя.

В результате несвоевременной замены или выхода из строя топливного фильтра:

  • возникают проблемы с запуском двигателя;
  • образуются засоры в топливопроводах;
  • изнашиваются отдельные элементы системы впрыска;
  • засоряется карбюратор;
  • повышается расход горючего.

Фильтры грубой очистки

ФГО задерживают только крупные частицы примесей в топливе. Изготавливаются они обычно в форме металлической (латунной) сетки, которую можно вынуть, промыть и вернуть на место.

В карбюраторных системах используют несколько сеток грубой очистки с ячейками разного размера.

  1. Сетка с крупным ячейками установлена на горловине бензобака.
  2. Сетка с более мелкими ячейками установлена на топливозаборнике.
  3. Сеткой с самыми мелкими ячейками оборудован впускной штуцер.

Фильтры грубой очистки представляют собой латунную сетку

В случае инжекторного двигателя ФГО с сеткой встраивается в топливный насос бензобака.

Дизельные агрегаты обычно оборудованы фильтром-отстойником. Это, однако, не исключает использование сеток. Фильтр грубой очистки дизельного топлива имеет ряд преимуществ перед сетками, надёжно защищая двигатель от попадания в него капель конденсата. Дизельный ФГО не является одноразовым. Его можно промыть и установить на место.

Конструкция и принцип работы фильтра-отстойника грубой очистки

Фильтр-отстойник состоит из следующих элементов:

  • корпус с крышкой;
  • фильтрующий элемент из алюминиевых пластинок толщиной 0,15 мм с выступами в 0,05 мм - находится на втулке в прикреплённом к корпусу стакане;
  • вкрученная в корпус втулка с резьбой;
  • распределитель, прижимаемый втулкой;
  • уплотняющая паронитовая прокладка между стаканом и корпусом;
  • успокоитель, находящийся в нижней части корпуса.

Дизельные двигатели обычно оборудованы фильтром-отстойником

Фильтр-отстойник работает по следующей схеме:

  1. Через отверстия в распределителе дизельное топливо поступает в фильтр.
  2. Топливо движется ниже в успокоитель - здесь остаются крупные частицы механических примесей и конденсат.
  3. Затем горючее идёт вверх к сетке фильтрующей части, на которой остаются мелкие частицы примесей.
  4. Через топливоотвод горючее поступает в двигатель.

Фильтры тонкой очистки

Основное назначение ФТО - очистка топлива от мелких посторонних частиц, которые не задержал фильтр грубой очистки. Его конструкция практически ничем не отличается от ФГО, а сетка состоит из более мелких ячеек.

Виды фильтров тонкой очистки

Выделяют неразборные (одноразовые) и разборные (многоразовые) фильтры тонкой очистки.

Первые изготовлены из ткани или бумаги, которая складывается в форме спирали или звезды, образуя фильтрующую штору. Спиралевидная форма обеспечивает лучшую очистку из-за увеличенной в 1,8 раза поверхности фильтрующего материала - контакт горючего с фильтром становится более продолжительным.

Неразборные фильтры служат довольно долго

Неразборные фильтры обычно установлены на участке топливопровода перед бензонасосом. В этом месте отсутствует давление, и снижается вероятность протечки.

Основу устройства разборных ФТО составляет латунный или керамический сетчатый фильтрующий элемент. Такие фильтры можно снимать, промывать и чистить.

Наиболее удобными являются фильтры с прозрачным корпусом, так как позволяют визуально оценить степень загрязнения фильтрующего материала.

Прозрачный корпус позволяет визуально оценить степень загрязнённости фильтра

Расположение топливных фильтров

Расположение ФТО зависит от вида транспорта и особенностей его топливной системы. В любом случае он обязательно будет находиться между бензобаком и двигателем. ФТО может быть расположен под днищем или под капотом авто. Возможны варианты его установки в бензобаке вместе фильтром грубой очистки и бензонасосом.

Очистка от крупных загрязнений должна происходить до того, как горючее попадёт в топливную систему. Поэтому ФГО чаще всего расположен в бензобаке. Иногда он может находиться и под днищем машины в моторном отсеке. Фильтр тонкой очистки в этом случае будет установлен между карбюратором и бензонасосом.

Место установки топливных фильтров зависит от системы подачи горючего.


Сеточные фильтры всегда установлены на стандартные места, и найти их довольно просто. Фильтр-отстойник в любом случае будет находиться около бензобака. Его можно легко найти по патрубкам, идущим от бака.

Порядок замены топливного фильтра

Своевременная замена или очистка топливных фильтров необходима для всех типов двигателей.

  1. В случае бензинового карбюраторного двигателя необходимость очистки топлива диктуется тем, что часто в карбюраторе из-за некачественного топлива засоряются топливные каналы. Более того, отдельные элементы карбюратора могут быть повреждены или разрушены вследствие абразивных свойств примесей.
  2. Инжекторные системы ещё более требовательны к качеству топлива, поскольку оно подаётся в цилиндры небольшими дозами под высоким давлением. Подача топлива осуществляется с помощью форсунок, состоящих из высокоточных элементов (прецизионных пар). Механические примеси в топливе могут повредить поверхность этих элементов, и форсунка выйдет из строя.
  3. Дизельные агрегаты предъявляют ещё более высокие требования к очистке топлива. Здесь прецизионные пары установлены не только в форсунках, но и в насосе, который также может выйти из строя.

Производители утверждают, что менять очиститель дизельного топлива или фильтрующую его часть нужно как минимум единожды в 30 тысяч км пробега.

Топливный фильтр после 30000 км пробега полностью утрачивает свои оригинальные свойства

Периодичность замены топливного фильтра определяется:

  • моделью автомобиля;
  • условиями эксплуатации;
  • качеством самого фильтра.

Все топливные фильтры можно разделить на две группы:

  • погружные, расположенные в корпусе погружённого в бензобак насоса,
  • магистральные, расположенные на топливной магистрали между баком и силовым агрегатом.

По типу крепежа выделяют:

  • топливные фильтры, которые можно снять руками;
  • фильтры, установленные производителем на специфический крепёж (для демонтажа приходится покупать специальный инструмент или обращаться на станцию технического обслуживания);
  • фильтры, заменяемые с помощью стандартного набора инструментов.

Для самостоятельной замены топливного фильтра потребуются следующие инструменты:

  • стандартный набор гаечных ключей;
  • отвёртки;
  • защитные перчатки;
  • ёмкость для слива топлива из фильтра;
  • насос или компрессор.

Замена топливного фильтра производится в соответствии со следующим алгоритмом.

  1. Неразборный ФТО на карбюраторном двигателе закреплён хомутами в топливной магистрали. Для его замены следует ослабить хомуты, заменить фильтр на новый и закрепить его.
  2. В случае инжекторных систем получить доступ к ФГО (а иногда и к ФТО) можно через лючок в баке. Фильтр тонкой очистки, расположенный вне бака, меняется после ослабления хомутов бензопровода. Для этого следует:
    • демонтировать заднее сидение;
    • открыть лючок;
    • снять закрепляющую гайку;
    • отсоединить шланги;
    • снять разъем питания бензонасоса;
    • разобрать корпус топливной системы.
  3. Наиболее сложно заменить топливные фильтры на дизельном двигателе. Если встроен фильтр-отстойник, его сначала отсоединяют от системы питания. Затем он разбирается с помощью гаечных ключей, а топливо сливается в предварительно подготовленную ёмкость. Фильтр промывается и продувается сжатым воздухом, а фильтрующий материал (если таковой имеется) меняется на новый.

Разборный ФТО меняется так же, как фильтрующий элемент фильтра грубой очистки, а неразборный фильтр снимается и меняется на новый.

Чаще всего визуально оценить, требуется ли замена фильтра, невозможно - обычно фильтрующих элементов не видно. Исключение составляют некоторые модели для карбюраторных двигателей.

Основные симптомы загрязнения топливного фильтра следующие.

  1. Двигатель периодически глохнет.
  2. Двигатель глохнет при снижении оборотов.
  3. Автомобиль тяжело набирает обороты, особенно на подъёме.
  4. Двигатель плохо запускается по утрам.
  5. Увеличивается расхода горючего.
  6. Постепенно снижается мощность мотора.
  7. При нажатии на педаль акселератора автомобиль движется рывками.

После замены фильтра следует ещё раз проверить надёжность всех соединений и при необходимости подтянуть. В местах соединения фильтров с топливными магистралями не должно быть протечки или отверстий.

Очистка топливного фильтра

Очистка возможна только для разборных разновидностей топливных фильтров. В общем виде порядок действий при промывке следующий.

  1. Фильтр снимается и протирается сухой ветошью.
  2. Откручиваются болты крепления крышки, крышка снимается.
  3. Вытаскивается фильтрующий элемент.
  4. Внутренняя часть корпуса протирается сухой тканью без ворса.
  5. Фильтр и пробка промываются ацетоном и продуваются сжатым воздухом.
  6. На фильтр надевается новое уплотнительное кольцо.
  7. Фильтр ставится на место и подсоединяется к топливным магистралям.
  8. До краёв фильтра заливается бензин.
  9. Закручивается крышка.
  10. Закрывается пробка.

Проводить очистку или полную замену очистителя горючего в бензиновых автомобилях необходимо каждые 60–100 тысяч км пробега.

На карбюраторных двигателях фильтры грубой очистки обслуживаются следующим образом.

  1. Из топливной горловины вытаскивается сетка.
  2. Если сетка забита грязью, её промывают в бензине и продувают струёй сжатого воздуха.
  3. Из бензобака достаётся топливозаборник.
  4. Снятая с топливозаборника сетка чистится аналогично сетке с топливной горловины.
  5. Откручивается впускной штуцер карбюратора.
  6. Сетка из впускного штуцера карбюратора промывается и продувается.

После очистки и установки фильтров на место, следует запустить двигатель и дать ему поработать около минуты на холостых оборотах. После этого необходимо осмотреть места соединений фильтров на предмет протечки топлива.

Особенности фильтров для дизельного топлива

Основная задача очистки дизельного топлива - предотвращение попадания конденсата в двигатель. Вода в большинстве случаев отделяется от топлива фильтром-сепаратором.

Фильтр очистки дизельного топлива должен подогревать горючее и защищать двигатель от попадания конденсата

Кроме того, свойства дизельного топлива изменяются при понижении температуры. Поэтому фильтр должен быть адаптирован к холоду. Эта проблема решается добавлением в фильтр системы подогрева (например, штора может быть бумажной, способной проводить ток). Таким образом поддерживается оптимальная температура смеси холодного топлива из бака и подогретого из фильтра.

Некоторые модели топливных фильтров для дизельных двигателей имеют систему для отделения конденсата и датчики, показывающие содержание воды в топливе.

Критерии качества топливных фильтров

Дешёвые топливные фильтры низкого качества не способны защитить части двигателя, соприкасающиеся с горючим, от преждевременного изнашивания и ржавчины. Причины этого следующие:

  • фильтрующий материал может порваться в процессе работы;
  • такие фильтры быстро засоряются и не пропускают горючее;
  • дешёвые фильтры имеют низкую поглощающую способность;
  • некачественный материал фильтра не сможет задерживать мелкие частицы примесей.

Фильтрующий элемент качественного фильтра не порвётся, а примеси в топливе не повредят форсунки.

Причины выхода из строя топливного фильтра

Основная причина преждевременного выхода из строя топливного фильтра в подавляющем большинстве случаев - низкое качество горючего. В результате:

  • засоряется фильтрующий элемент, и топливо с трудом течёт по магистралям;
  • разъедается фильтрующий материал, забиваются и выходят из строя форсунки и другие элементы системы подачи топлива.

Видео: замена топливного фильтра

Своевременная очистка или замена топливного фильтра - гарантия длительной бесперебойной эксплуатации вашего автомобиля. Особое внимание при этом стоит уделить качеству приобретаемых новых изделий. А заправляясь только на проверенных АЗС, вы сможете избежать внеплановой замены фильтра. Удачи на дорогах!

Поделиться: