Виды автомобильных рам. Рамные внедорожники: плюсы и минусы вымирающих авто. Основные типы рам автомобилей

Рама автомобиля — несущая система автомобиля, представляющая собой «скелет», на который крепятся кузов, двигатель, агрегаты трансмиссии, подвеска. Полученная конструкция называется шасси. Рамное шасси в большинстве случаев может даже перемещаться по дороге отдельно от кузова автомобиля. История рамного шасси уходит корнями к самому началу развития автомобилестроения. Отдельная рама представляла собой полностью автомобильное решение несущей системы. Конструкторы автомобилей заимствовали эту идею у железнодорожного транспорта. Первые рамы выполнялись из твердых пород дерева. Кроме того, материалом для рам в те годы служили круглые металлические трубы.

В начале двадцатого столетия большой популярностью пользовались рамы с конструкцией из штампованных профилей, имеющих прямоугольное сечение. Ближе к 30-м годам XX века многие компании-производители легковых транспортных средств отказались от использования рам в пользу самонесущего кузова. В наши дни рамные шасси используются в основном на машинах с грузовой платформой и тракторах, однако зачастую рамными конструкциями оборудуются многие внедорожники и лимузины. Последние нуждаются в установке рамы, потому что несущий кузов при такой солидной длине машины оказывается переутяжеленным.

Любой автомобильной раме присуща отличительная особенность с точки зрения конструкции. Она заключается в разделении функций несущих деталей кузова и его панелей, имеющих декоративное значение. Декоративные панели также могут быть оснащены усиливающим каркасом. Такой каркас может располагаться, к примеру, в районе дверных проемов, однако в этом случае он не принимает участия в восприятии силовых нагрузок, которые дают о себе знать во время движения машины. Наиболее распространенной является классификация автомобильных рам в зависимости от используемой несущей структуры. Существуют лонжеронные, хребтовые, периферийные, вильчато-хребтовые, решетчатые рамы, а также несущие конструкции, интегрированные в кузов.

Назначение, виды

Рама автомобиля представляет собой балочную конструкцию, выступающую в роли основы для крепления всех составных частей авто – силовой установки, узлов трансмиссии, ходовой части и прочего. Кузов, присутствующий в конструкции несущей части выполняет лишь некоторые функции – обеспечивает пространство для размещения пассажиров и грузов, а также выступает в качестве декоративного элемента.

Основным положительным качеством использования рамы является высокий показатель прочности несущей части. Именно благодаря этому она и используется на грузовиках и полноценных внедорожниках. Но при этом из-за рамы общая масса авто увеличена.

Также рама автомобиля позволяет по максимуму унифицировать узлы и механизмы между моделями разных классов. В свое время доходило до того, что многие автопроизводители выпускали шасси авто со всеми основными частями (рамы, мотора, трансмиссии, ходовой части), на которую «натягивали» разные типы кузовов.

При этом было разработано несколько типов рам, каждая из которых обладает своими конструктивными особенностями. Все их можно разделить на:

  1. Лонжеронные
  2. Хребтовые
  3. Пространственные

Некоторые из этих видов имеют подвиды, также нередко используются комбинированные типы, в конструкции которых имеются составные элементы разных рам.

Преимущества и недостатки

В современных легковых автомобилях предпочтение отдано несущему кузову. Это происходит в силу ряда причин. Несмотря на явные преимущества (простая конструкция, упрощенная сборка автомобиля на заводе, легкий ремонт), у рамного кузова есть и существенные недостатки. Во-первых, при разделении функций кузова и рамы, приходится значительно увеличивать массу. Во-вторых, лонжероны, которые проходят под кузовом, забирают у пассажирского салона значительную часть. Пороги оказываются большими, а это затрудняет посадку в автомобиль. В-третьих, у рамных автомобилей уровень пассивной безопасности значительно ниже, ввиду возможности смещения рамы относительно кузова при ударе. В-четвертых, плоская рама уступает несущему кузову по показателю жесткости на кручение.

Таким образом, так как легковой автомобиль должен быть и комфортным и безопасным, несущий кузов для него стал незаменим. В тех же автомобилях, которым необходимо работать в сложных условиях, используют только рамные конструкции.

Хребтовая рама

Рамы хребтового типа для автомобилей были разработаны специалистами компании «Татра». И использовались такие рамы в основном на автомобилях этой компании. Основной несущей частью хребтовой рамы является труба, которая соединяет между собой двигатель и все элементы трансмиссии.

По сути, силовой агрегат, а также сцепление, коробка передач и главная передача являются также и элементами рамы. Крепление всех этих механизмов – жесткое. Крутящий момент от двигателя к элементам трансмиссии выполняет вал, который устанавливается внутри трубы. Использование такой рамной конструкции возможно только при обеспечении всех колес автомобиля независимой подвеской.

Хребтовая рама хороша тем, что обеспечивает высокую жесткость на скручивание, легкое и быстрое создание автомобилей с различным количеством ведущих мостов, но поскольку некоторые механизмы автомобиля находятся внутри рамной конструкции, то и выполнение ремонтных работ довольно затруднительно.

Рамы вильчато-хребтового типа также разработаны сотрудниками «Татра». В данном случае они отказались от жесткого крепления двигателя и трансмиссии к несущей центральной трубе. Вместо этого они с обеих сторон несущей трубы установили специальные вилки, на которые и устанавливаются двигатель с трансмиссией.

Вильчато-хребтовые рамы

Это подвид хребтовых рам, и его главной особенностью является то, что и передняя, и задняя части представляют собой трезубцы, основой которых есть центральная труба каркаса, а от неё уже отходят два лонжерона, которые используют для крепления узлов и агрегатов. В них используется обычный карданный вал, а картеры мостов и двигателя не являются единым целым с центральной трубой. Главный недостаток таких машин – неважная управляемость из-за расположения мотора сзади. В наше время такой вид рамной конструкции в автомобилестроении уже не используется.

Периферийные рамы

Разновидность лонжеронных рам, которую начали массово применять на крупных европейских легковых авто и американских «дредноутах» в 60-х годах. В этих рамах лонжероны размещены так широко сзади, что при установке кузова находятся у порогов, что позволило значительно повысить уровень пола и уменьшить саму высоту автомобиля. Большие плюсы такого авто в том, что он максимально приспособлен к боковым ударам, но и минус немаленький есть – кузов автомобиля должен быть более прочным и жёстким, так как рама неспособна выдержать большую нагрузку.

Пространственные рамы

Эти наиболее сложный вид рамной конструкции, который используется в производстве спортивных авто. Это конструкция из тонких легированных труб, которым несвойственно кручение. Трубные конструкции плохо переносят испытание на изгиб. И сегодня они уступили место в автомобилестроении монококам, но получили применение в автобусостроении.

Несущее днище

Несущее основание автомобиля - это промежуточный этап между рамной конструкцией и несущим кузовом. В этом варианте рама объединяется с полом кузова. Самым массовым и самым известным обладателем несущего днища является германский «Фолькваген Жук», у которого кузов крепился к плоской панели пола на болтах. Также по схожему принципу выполнен другой массовый автомобильчик из соседней Франции - Renault 4СV аналогичной с «Жуком» заднеприводной компоновки.

Такая конструкция достаточно технологична при крупносерийном производстве, и притом удается обеспечить низкий центр тяжести машины и низкий уровень пола в салоне. У большинства современных автобусов днище также является несущим, только кузов к нему приваривается, а не прикручивается.

Тема нашей сегодняшней статьи – рамный внедорожник с полным приводом. Многие считают, что эта конструкция стала давно пережитком прошлого. Но далеко не все автолюбители поддерживают это мнение. Да и ряд производителей продолжает выпускать классические джипы такого типа. Их нашего обзора вы узнаете всё об этом типе конструкции, а также о том, какие машины можно найти на современном автомобильном рынке.

Что такое рамные джипы?

Рамный джип – что это такое? Это такой тип автомобиля, в котором на раму крепится двигатель, КПП, раздатка и прочее. А кузов надевается, словно крышка на эту конструкцию. В некоторых авто используется несколько иная система, которую принято называть интегрированной рамой. В этом случае рама сваривается с кузовом, хотя внешне выглядит точно так же.

В чём отличие несущих кузовов от аналогов с интегрированной рамой? Во втором случае имеются лонжероны. Они проходят от заднего бампера к переднему. Есть у такого решения свои плюсы и минусы. Плюс в том, что производитель может создать в нужных местах зоны деформации. Да и ходовая намного лучше воспринимает езду по сложным участкам дороги и перевозку тяжёлых грузов. Минус в том, что такие модели внедорожников имеют проблемы с гашением вибраций на кузове.

Плюсы и минусы рамной конструкции

У рамных моделей есть больше возможностей для тюнинга. К примеру, если владелец авто захочет поставить колёса большего диаметра, или сделать «лифт», он сможет себе это позволить. Второй момент связан с ДТП. Если ваша машина попала в аварию, рамный автомобиль восстановить в разы легче.

Если говорить о ходовой части, то здесь она будет более надёжной и прослужит дольше, при условии регулярного технического обслуживания. Если вам предстоит эксплуатировать машину в тяжёлых условиях, на бездорожье, буксировать другие авто, шансов больше у рамного джипа.

Недостатки есть, и они для многих владельцев являются весьма ощутимыми. К примеру, наличие рамы сразу же сказывается на увеличении массы и уменьшении объёма салона. Приходится искать выход в облегченных материалах, увеличении кузова и т. д. Повышение массы авто негативно сказывается на его экономичности. Сорвать с места более тяжёлый джип сложнее. Увеличивается расход топлива.

В большинстве случаев, управляемость у рамных моделей внедорожников хуже. Уступают они и в таком параметре, как пассивная безопасности. Определить зоны деформации весьма проблематично.

Рамные внедорожники в России

В нашей стране такие автомобили выпускаются довольно таки давно. Самый известный из них, это УАЗ Хантер. Ульяновский джип в привычном ныне виде выпускают с 2003 года. Но, по сути, это просто модернизация старой машины, производившейся с начала семидесятых. А та, в свою очередь, базировалась на ГАЗ-21 «Волга». Если посмотреть на дизайн, то можно понять, что он является отсылкой к «военно-полевому» прошлому, как и Хаммер, Гелендваген и Ленд Ровер Дефендер.

Если вам нужен рамный внедорожник с полным приводом и более современным дизайном, взгляните на УАЗ Patriot. Это такой себе российский Ленд Крузер, только в разы дешевле, и, ясное дело, менее комфортный. Хотя клиренс и габариты примерно те же. При небольшой доплате можно получить машину с ABS и кондиционером. Есть на выбор дизель и бензиновый агрегат.

Современные рамные внедорожники в Китае

Первым мы решили вспомнить китайский бренд Great Wall. У этого производителя есть несколько джипов и пикапов, использующих стандартную рамную конструкцию.

Во-первых, это пикап Wingle 5. В базе он дешевле УАЗа, но, если вы хотите полный привод, цена выше где-то на 20%. Движки на него ставят либо японские от Mitsubishi (бензиновые), либо свои, выпускаемые с использованием лицензированных технологий Бош.

Популярны и другие две машины – классические джипы Haval H3 и Haval H5. Первый использует двухлитровый движок, выпускаемый по лицензии японцев, имеет ABS и EBD. Машина ломает все стереотипы о китайском качестве, взяв 4 звезды в краш-тестах Euro NCAP.

У «Пятёрки» цена повыше, движок бошевский дизель, созданный совместно с инженерами Great Wall. Полный привод подключаемый. Трансмиссия либо АКПП – 5, либо МКПП – 6.

Модели из Южной Кореи

Верны традициям и в Южной Корее. Мы не стали составлять список рамных внедорожников всех марок, выпускаемых в этой стране, но подобрали интересные и недорогие. Популярный в СНГ бренд Ssang Yong в Южной Корее считается производителем второго дивизиона, уступая KIA и Hyundai. Но нельзя сказать, чтобы продукция заметно уступала конкурентам.

Флагманский кроссовер Rexton – живой пример того, что авто с рамной конструкцией сохраняют актуальность. Предлагается с бензиновым и дизельным двигателями. Доступны версии до и после рестайлинга. Разница в цене между ними около тысячи долларов. Также выпускаются кроссоверы Kyron, Actyon и Actyon Sports (пикап с дизельным движком и АКПП). Машины собираются не только в Южной Корее, но и на заводах Казахстана, России и Украины.

Одним из лидеров южнокорейского рынка является торговая марка KIA Motors. Здесь выпускается кроссовер Mohave с рамной конструкцией. Производят его на родине, а также в Калининграде и казахстанском Усть-Каменогорске. Пятидверный SUV выпускается с 2008 года. Недавно объявлено про появление обновлённой версии 2016 – 2017 года. Она получит двигатели:

  • дизель 3,0 л./255 л.с.
  • GDI 3,7 л./276 л.с.

Доступны 3 варианта автоматической коробки передач – 5, 6 и 8-ступенчатые.

Японские джипы с рамной конструкцией

Перечислим лучшие рамные внедорожники, выпускаемые в Японии. Начнём мы с Nissan. Этот производитель предлагает два джипа и два пикапа такого типа. Современная версия Pathfinder выпускается с рамой. В базовой комплектацией вы получаете полный привод и дизельный двигатель. Коробки передач есть как автоматические, так и классическая механика.

У последнего поколения Nissan Patrol рама интегрированная. Подвеска независимая. Насколько можно отнести эту машину к описываемой категории? Можно, но лишь частично. Более ранние поколения имели классическую рамную конструкцию.

Также есть пикапы NP 300 и дорогой комфортный Navara. Оба с 2,5 л. дизелем и МКПП. Но если первый хорош для пригорода, то на втором можно с шиком покататься по городу. У Mitsubishi есть две машины на одной платформе – L 200 и Pajero Sport. Движок первого – всё те же, что и у Ниссана, 2.5 литра, коробка АКПП-4.

Кто предлагает самый большой список рамных джипов, так это Тойота. Здесь выбор очень большой:

  • FJ Cruiser – выпускается с 2007 года. Движок 4 литра, классический дизайн, полный привод, АКПП с возможностью ручного переключения;
  • Fortuner – SUV на базе Hilux. Выпускается в заднеприводной и полноприводной модификациях. Двигатели есть бензиновые на 2,7 и 4 литра, а также дизели на 2,5 л. и 3 л. с Common Rail;
  • 4Runner – джип, выпускаемый с 1984 года. Сейчас производится 5 поколение с 4-литровым агрегатом и АКПП-5, полный привод;
  • Land Cruiser 200 и 150 Prado. Знаменитые «крузаки» выпускаются в бензиновом и дизельном исполнении, и пользуются огромным успехом;
  • Hilux – один из самых успешных пикапов в истории. Есть дизели 2.5 л./144 л.с. с автоматикой и 3 л./172 л.с. с механикой.
  • Tundra – огромный пикап, выпускаемый с 2000 года. Современное поколение с бензомотором 5,7 литра и АКПП-6. То же «железо» у внедорожника Sequoia, который даже больше, чем Ленд Крузер.

Пополнит наш список рамных кроссоверов и внедорожников маленький, но удаленький Suzuki Jimny. Это такой себе «японский УАЗ», только с кондиционером и системами безопасности. Комфортным езду на нём назвать сложно. Зато это полноценный вездеход, простой и надёжный. Доступен только с бензиновым агрегатом 1,3 л./85 л. с. Есть 2 коробки на выбор – АКПП-4 и МКПП-5.

Еще один рамный «малыш» – Daihatsu Terios. Постоянный полный привод и высокая надёжность, двигатель 1,3 и 1,5 л. Полноприводная версия оказалась даже круче более дорогой и престижной RAV4.

Европейские рамные внедорожники

Самый известный представитель Европы – немецкий Mercedes G-class. Что тут говорить – «гелики» знают и любят во всём мире, и наша страна не является исключением.

Продолжает список марок внедорожников с рамной конструкцией другой дорогой джип – Land Rover. От Гелендвагена он отличается очень сильно. Во-первых, он не такой комфортный, во-вторых, совсем другой в управлении. Land Rover Defender выпускают с турбодизелем 2,4 литра и полным приводом.

Также стоит упомянуть Volkswagen Amarok. Это пикап, выпускаемый в двух и четырёхдверной модификациях. Первая машина сошла с конвейера в 2009 году. Производится в Аргентине и Германии. Машина участвовала в ралли Дакар, взяла 4 звезды Euro NCAP, и в целом отлично себя показывает.

Модели из США

Американцы решили не отставать от японских коллег. Они выпускают немало представителей вымирающего семейства, которые, кажется, вымирать не планируют. У компании Крайслер есть сразу два направления. Это внедорожники Jeep Wrangler, имеющие самый классический из возможных дизайн, и пикапы RAM 1500/2500/3500.

Если перебрать самые известные внедорожники мира, то в числе первых будет Jeep. Он – настоящая легенда мирового автопрома. Выпускается с 3 и 5 дверями, комплектуется бензиновыми и дизельными моторами. Коробка МКПП/АКПП на выбор. Выпускается с 1987 года. Сейчас на рынке представлено 3 поколение. Самый крутой и внедорожный – Rubicon.

Dodge Ram c 2011 года называется просто RAM – добротный пикап, в котором вы будете одинаково комфортно себя чувствовать в городе и на просёлочной дороге. Выбор двигателей огромный. Но самый популярный HEMI 5,7 литра. Очень мощный и очень прожорливый агрегат.

Если продолжить перечислять американские рамные внедорожники, список лучших продолжат Ford F-150 и не менее популярный Expedition. Первый – один из конкурентов RAM – мощный пикап. Второй – классический внедорожник. Сейчас производится 3 поколение этих машин с движками на 3,5 и 5,4 литра и 6-ступенчатой автоматикой.

Не забываем и про огромный внедорожник Cadillac Escalade. Машина производится также с удлинённой базой и в виде пикапа класса «люкс». В США пользуется огромной популярностью. Выбор двигателей ограничен одним бензиновым агрегатом на 6,2 л, который комплектуется надёжной автоматической коробкой передач.

Также не стоит забывать и про Шевроле Тахо. В СНГ этот автомобиль не стал популярен, а вот у себя на родине покупается весьма неплохо. Машина не самая дешёвая, но своих денег стоит. Есть модели с удлиненной базой, выпускаемые под марками Chevrolet Suburban и GMC Yukon XL.

) внедорожников свойственна рамная конструкция кузова. А вы знаете, что это такое? И чем скажем кузов на раме, отличается от кузова обычного рядового автомобиля? Если нет, тогда сегодняшняя статья именно для вас …


Как обычно начнем с определения.

– строение автомобиля, при котором все важные технические узлы и элементы крепятся на определенную жесткую раму. К таким элементам можно отнести – части подвески, двигатель, трансмиссию, мосты (передний и задний) и собственно сам кузов (он также крепится на раму).

Простыми словами, рама здесь как ключевой соединяющий элемент всех узлов (если хотите как скелет человека), также она принимает на себя всю нагрузку при езде автомобиля. Если на раму не одевать кузов, а на ней будут закреплены все основные узлы, то она запросто может передвигаться. Например на наших УАЗ именно так и реализовано.

Для чего нужна рамная конструкция кузова?

Рама кузова — как правило, самый прочный элемент, автомобиль с таким строением может выдерживать большие нагрузки (как в грузоподъемности, так и в проходимости). Вот почему такую конструкцию кузова имеют в основном «тяжелые» внедорожники, грузовые автомобили, микроавтобусы и некоторые большие автобусы. Внедорожникам рама нужна для того, чтобы преодолевать очень плохие дороги, высокие подъемы и болотистую местность. Грузовикам и автобусам — для большей грузоподъемности.

Устройство рамы кузова

Если утрировать, то строение простое до безобразия. Две продольные металлические балки, которые соединяются поперечными. Обычно продольных балок всего две, а вот поперечных может быть значительно больше. Раньше продольные балки шли практически параллельно друг другу, но скоро выяснилось, что такое строение не очень то удобное, потому как двигатель который закрепляли на раме был очень высоко посажен. Поэтому позже переднюю часть расширили (чтобы двигатель крепился между продольными балками), а заднюю часть сузили, особенно в строениях грузовых автомобилей (также жесткость рамы увеличивается, соответственно увеличивается и грузоподъемность).

Нужно отметить что рама — это самая тяжелая часть кузова, около 20 % общей массы автомобиля. Но разработчики бьются над более легкими и прочными материалами, ведь чем меньше масса, тем меньше расход топлива.

По изготовлению рамы можно подразделить:

— НА клепанные (самый распространенный вид), элементы рамы присоединяются друг к другу при помощи клепок

— НА болтах, более трудозатратен, а поэтому менее распрастранен. Элементы соединяются болтами и гайками

— Сварная рама, самый редкий вид. В основном используют для тяжелой спец. техники. Элементы привариваются друг к другу.

Основные виды рам кузова

Есть несколько основных видов:

«Лестничная» или лонжеронная . Как понятно из названия, похожа на обычную лестницу. Тут нет слабых мест все элементы очень прочные, поэтому такие виды устанавливаются в основном на грузовой коммерческий транспорт. Посмотрите пример видео

Переферийные или «кузовные» . Передняя и задняя части узкие, а вот центральная часть (которая находится под большой частью кузова) расширена. Это делают для того чтобы опустить в эту часть кузов, тем самым сделав автомобиль намного ниже, что благоприятно сказывается на аэродинамике.

Хребетная . Усиленная центральная часть рамы, представляет из себя трансмиссионную трубу. Основное применение в автомобилях, где независимая подвеска как спереди, так и сзади. Очень прочная на кручение, однако используется редко из-за сложного строения и трудного ремонта.

«Гоночная», решетчатая или трубчатая . Представляет из себя — не только раму, но и практически полный каркас автомобиля, строится из тонких (но прочных и легких) труб. Используются на спортивных автомобилях (отсюда и название), наверное все видели обвязку спортивных авто, это именно рамное спортивное строение кузова.

Плюсы и минусы

НУ и в заключении давайте поговорим о плюсах и минусах рамной конструкции кузова

1) Большинство рам имеют простую конструкцию

2) Легкий ремонт

3) Простая сборка (особенно если собрана на клепках)

4) Улучшенная проходимость автомобилей

5) Улучшенная грузоподъемность

1) Из-за того, что разделяют раму и кузов, увеличивается масса автомобиля

2) Меньше простора в салоне. Из-за того, что кузов устанавливается между продольными направляющими

3) Автомобиль на раме намного жестче. Как правило, подвеска используется с применением рессор, и редко пружин. Потому как рессоры могут нести большую массу.

4) Сложная посадка. Автомобили высокие, если нет ступенек, забраться не просто.

5) Хуже пассивная безопасность. Кузов просто срывает с рамы при сильном ударе.

Как видите — рамный кузов автомобиля создан в основном для сложных дорожных условий, либо для перевозки больших грузов. Для обычного комфортного передвижения по городу «рама» не пригодна, лучше смотреть в сторону автомобиля с несущим кузовом, но это совсем другая история.

Сейчас небольшое видео рамы кузова в сборе, смотрите для лучшего понимания.

НА этом все, читайте наш АВТОБЛОГ

С каждым годом конструкция автомобилей меняется, согласно спросу. Если раньше практически все так называемые внедорожники строились на раме, то сегодня многие мастодонты ее лишаются. Но есть еще порох в пороховницах и рамные внедорожники на рынке

В нашем материале мы расскажем о вымирающих рамных внедорожниках, которые все еще можно приобрести в Украине. Но для начала поговорим о том, что такое рама, и какова ее роль.

Что такое рама

Если не внедряться в технические подробности, то рамный кузов - это кузов, который крепится к ходовой части автомобиля с помощью рамы. То есть, рамной считается та машина, у которой рама несет на себе шасси (двигатель, трансмиссия, раздаточная коробка и прочее), а уже сверху на всю эту конструкцию отдельно крепят кузов.

Есть также такое понятие как интегрированная рама. В этом случае рама повторяет по конструкции обычную, но физически неотделима от кузова, то есть, имеет с ним неразборное сварное соединение. Кузов с интегрированной рамой от обычного несущего отличается тем, что интегрированная рама имеет полноценные лонжероны, идущие от переднего бампера до заднего. В сравнении с традиционной рамной конструкцией, такой кузов хуже гасит вибрации, его сложнее восстановить после ДТП. Зато пассивная безопасность лучше - можно сформировать зоны деформации. Если сравнивать с несущим кузовом, интегрированная рама позволяет более болезненно для ходовой воспринимать нагрузки, возникающие при перевозке грузов и езде по бездорожью.

Многие автогиганты отказываются от традиционной рамы (иногда в пользу интегрированной) в целях снижения расходов на материалы, хотя при создании новых/обновленных моделей рама выгоднее - на нее можно цеплять кузов практически любой формы. Есть и другие причины, постепенно отправляющие раму на пенсию. Но сначала о плюсах классических рамных авто.

Плюсы

  • ходовая рамных авто считается более долговечной
  • идеально подходят для буксировки и эксплуатации в сложных условиях
  • рамные авто легче восстанавливать после ДТП
  • при езде по бездорожью нагрузки равномерно распределяются на раму и кузов
  • рамные внедорожники легко поддаются тюнингу (колеса увеличенного радиуса, "лифтование")

Минусы

  • рама существенно увеличивает массу автомобиля
  • увеличение массы означает увеличение расхода топлива
  • по управляемости рамные авто проигрывают авто с несущим кузовом
  • зачастую невысокий уровень пассивной безопасности, из-за вероятности смещения кузова по отношению к раме и сложности определения зон деформации
  • рама снижает полезный объем салона

УАЗ

В сегменте самых доступных внедорожников выбор невелик. Но он есть.

Самой дешевой моделью с рамой является UAZ Hunter, который в стоит от 125 900 гривен до 163 740 грн. Hunter начали производить в 2003-м году, но все мы знаем, что на самом деле он является переделанной версией автомобиля далекого 1972 года. Так же напомним, что в основу УАЗа легла «Волга» (ГАЗ-21). Говоря проще, современный Хантер является российской интерпретацией модели прошлого - подобно и Mercedes G-класса.

Второй рамный УАЗ - Patriot. Это более современная модель, являющаяся улучшенной версией УАЗ-3160, кузов которого разрабатывался на АвтоВАЗе в 1980-х годах. Внешне он также выглядит современнее Хантера, а по размерам и клиренсу не уступает громоздкому Land Cruiser от . В Украине Патриот доступен как традиционный внедорожник (от 175 000 грн.) и в виде пикапа (от 176 200 грн.). Есть версии с кондиционером, ABS и другими благами цивилизации. Моторы - бензиновые и дизельные.

Great Wall

Представленная в Украине марка Great Wall является одной из тех, которые предлагают широкий ассортименты рамных внедорожников. На сегодняшний день их насчитывается три, включая один пикап.

Wingle 5. Рамный пикап из Поднебесной, который стоит даже дешевле УАЗа. На данный момент по акционной цене его можно приобрести за 122 400 грн. (в базовой версии). Правда, это если речь идет о моноприводном исполнении. Версия с полным приводом обойдется как минимум в 152 000 грн. (за автомобиль 2011 года выпуска). Такой же автомобиль 2012 года стоит 169 000 грн. Автомобиль является результатом независимых научно-исследовательских разработок компании Great Wall. Комплектуется двумя двигателями: бензиновым производства Mitsubishi Corp. и дизельным с применением технологий Bosch.

Haval H3. Стоит от 147 124 грн. (по акционной цене - 141 900 грн.). Комплектуется 2.0-литровым двигателем (технологии Mitsubishi), двумя подушками безопасности, системами ABS+EBD и соответствует европейским нормам безопасности (4 звезды E-NCAP).

Haval H5. Цена - от 187 900 грн. HAVAL H5 оснащен дизельным двигателем, разработанным немецкой компанией BOSCH совместно со специалистами GREAT WALL MOTORS, используется система впрыска топлива Common Rail. Комплектуется современными 6-ст. механической или 5-ст. автоматической трансмиссиями. Имеет подключаемый полный привод.

SsangYong

Как и у Great Wall, в модельной гамме корейской марки есть целая армия рамных внедорожников (исключение - кроссовер Korando). Причем даже флагман Rexton в последней ипостаси не утратил рамную конструкцию. Для современного автопрома невиданная редкость. В целом, SsangYong сегодня представлен в Украине шестью «рамниками».

Kyron. Весьма популярный в Украине внедорожник, что обусловлено его небольшой стоимостью (на данный момент - от 178 000 грн. за бензиновую версию в комплектации начального уровня).

В одну цену (196 900 грн.) стоят дизельные Kyron и Actyon в начальной комплектации. Отметим, что Kyron - обладатель титула «Лидер продаж - внедорожник» в национальной премии «Авторейтинг» по итогам 2010 года.

Actyon Sports (4-местный пикап) доступен в одной комплектации (с дизелем и автоматом) - за 212 900 грн. Его обновленная версия также доступна для покупки, но на сайте импортера на данный момент нет цены. В презентации сказано, что Actyon Sports создан специально для молодых, активных и практичных людей, которые любят быть в центре внимания.

Флагманская модель Rexton доступна как в новом облике (от 245 000 грн.), так и до рестайлинга (от 224 000 грн.). Двигатели - бензиновые и дизельные.

Nissan

Сегодня Nissan продает в Украине четыре рамных внедорожника, включая один пикап.

Самым противоречивым из них является Patrol последнего поколения. До сих пор ведутся споры по поводу его конструкции. Одни считают его рамным, другие же утверждают, мол, рамы там и в помине нет. На самом деле правы и те, и другие. Ведь на самом деле этот внедорожник оснащен независимой подвеской всех колес и кузовом с интегрированной рамой. То есть, он сохранил раму, но теперь она интегрирована в силовую структуру кузова и имеет зоны запрограммированной деформации спереди и сзади (вспоминаем о пассивной безопасности рамных внедорожников). Похожая конструкция и у Mitsubishi Pajero Wagon, поэтому считать эти авто настоящими рамными внедорожниками нельзя. Точнее, некорректно.

NP300. Доступный и весьма практичный 4-дверный пикап, доступный только с дизельным двигателем объемом 2,5 литра и механической КПП. Стартовая цена - 191 030 грн. Вряд ли этот автомобиль подойдет горожанину, но тем, кто большую часть времени проводит за городом - вариант хороший. Ведь уже в базе машина имеет полный привод.

Navara. Просторный и не самый дешевый пикап с повышенным уровнем комфорта. Также доступен лишь с дизельным мотором 2,5. Коробка передач - механическая или автоматическая. Базовая стоимость - 248 500 грн.

Pathfinder. Следующее поколение этой модели уже лишится рамы, но пока что она все еще есть для нынешней версии. На данный момент доступен по цене от 311 330 грн. Уже в базе - дизель и полный привод. Есть механика и автомат.

Mitsubishi

L200. Эта машина поставляется с дизельным двигателем объемом 2,5 литра, коробка передач —механика либо 4-ступенчатый автомат. Привод автомобиля — подключаемый полный или полный. Базовая версия на данный момент обойдется в 229 015 грн. (спеццена). Принудительная блокировка заднего дифференциала - по умолчанию.

Pajero Sport. Общеизвестно, что разделяет базу с L200. Говоря проще, практически тот же пикап, только с крытым багажником и повышенным уровнем комфорта. Стартовая цена на сегодняшний день - 259 985 грн. Трансмиссия - механическая или автоматическая.

Toyota

В компании Toyota пока что не спешат отказываться от рамы. Как и прежде, модели Land Crusier Prado (150) и Land Cruiser (200) имеют рамную основу. 200-й "Кукурузник" (так его называют в народе) имеет множество версий. Стоимость в официальной дилерской сети - от 760 873 грн. до 855 326 грн. Двигателей два - бензиновый объемом 4,6 литра мощностью 309 л.с. и дизельный объемом 4,5 литра мощностью 235 л.с. Коробка передач - 6-ступенчатая, автоматическая.

Land Cruiser Prado доступен в Украине по цене от 355 047 грн. Гамма моторов включает три агрегата. Два бензиновых - объемом 2,7 л и 4,0 л - и один дизельный, объемом 3 литра и мощностью 173 л.с. Вариантов комплектаций - аж 7!

Также в модельном ряду Тойоты есть рамный пикап Hilux, считающийся одним из самых выносливых автомобилей в мире. Так ли это, можно убедиться при условии, что есть на его покупку минимум 262 773 грн. Именно столько стоит базовая версия с 2,5-литровым дизельным агрегатом мощностью 144 л.с., который может работать только с механической. Доступен и 3-литровый дизель мощностью 172 л.с., агрегатируется автоматической КПП.

А еще у Тойоты есть громадные Tundra и Sequoia. Они имеют конструкцию "Body on frame" - как говорят американцы, это рама, на которой закреплены колеса, но кузов не привязан жестко к раме. Несмотря на очень внушительные габариты и прожорливые бензиновые моторы (4,0, 4,6 л и 5,7 л), в нашей стране, судя по количеству этих машин, поклонников самых больших Тойот хватает. - от 380 000 грн. до почти 800 000 грн.

Помимо Tundra и Sequoia, на нашем сайте представлены цены на рамные , и новый . Эти авто встречаются на наших дорогах, а вот что стало открытием для нас, так и это возможность покупки "старого", но нового Land Cruiser 70-й серии! Оказывается, эта модель до сих пор производится для отдельных рынков, и в нашей стране почти древнюю Тойоту без пробега можно купить через неофициальную дилерскую сеть. Цена - 400-450 тысяч гривен. За эти деньги предлагается авто с дизельным мотором, механической КПП и целым арсеналом блокировок для самого жесткого бездорожья. Для отъявленного гурмана.

Модельный ряд южнокорейском марки насчитывает один внедорожник, имеющий раму в основании. Это флагманский Mohave стоимостью от 376 000 грн. (по акции на авто 2011 г.в.) до 414 100 грн. На таком авто, кстати, ездит сын почетного президента корпорации "УкрАвто" Вахтанг Васадзе. Для украинцев доступно достаточно много комплектаций и два двигателя - бензиновый объемом 3,8 литра и 3-литровый турбодизель. Полный привод - по умолчанию. Коробка передач - только автоматическая, но в зависимости от года выпуска и типа двигателя может насчитывать от 5-ти до 8-ми (!) ступеней.

Suzuki

В основном, рамные внедорожники - это громоздкие и внушительные автомобили. Но Suzuki Jimny - исключение из правил. Этот малыш имеет прочную рамную конструкцию и во многом напоминает своего предка по имени Samurai. С технологической точки зрения он такой же простой, как, например, УАЗик. Но при этом имеет кондиционер, электронные системы безопасности и пр. Нельзя сказать, что эта модель пользуется бешеной популярностью, но свои поклонники в Украине у нее есть. На данный момент Jimny, которого называют маленьким вездеходом, доступен по цене от 178 200 грн. (на автомобили 2012 г.в.). Двигатель один - бензиновый, объемом 1,3 литра и мощностью 85 л.с. Коробок передач две - механическая 5-ступенчатая или автоматическая 4-ступенчатая.

Daihatsu

Еще один "малыш", имеющий раму - Daihatsu Terios. Несмотря на то, что эту модель продают сугубо "серые" дилеры, ее можно считать весьма популярной в Украине. Об этом свидетельствует количество таких машин на наших дорогах.

Daihatsu Terios — рамный, с жестким задним мостом и постоянным полным приводом. Настоящий внедорожник, только очень маленький. В Украине такое авто без пробега можно приобрести за 176-225 тысяч гривен.

Mercedes

Mercedes G-класса является, пожалуй, самым дорогим автомобилем с рамой. Созданный для военных нужд автомобиль, к сожалению, зачастую используется совсем для других целей и в большинстве случаев не видит бездорожье. Любители "кубика" (так любят называть это авто в СНГ) ценят его за прочную конструкцию и высокую надежность. Плата - соответствующая. Огромный выбор комплектаций и двигателей позволяет подобрать машину под любые требования. В официальной дилерской сети G-класс стоит не меньше 1 миллиона гривен.

Land Rover

Defender - нечастый гость на украинских дорогах. Он не такой комфортный как Mercedes G-класса, как при езде, так и по оформлению интерьера. Зато в плане надежности, если верить владельцам, он практически не имеет равных. Да и по проходимости к нему вряд ли могут возникнуть претензии. Сегодня Defender предлагается с короткой и длинной базой. Двигатель - турбодизельный 2,4-литровый. Постоянный полный привод, короткие свесы и надежная, но жесткая подвеска - все это атрибуты автомобиля для настоящих мужчин, которые только и думают об охоте и рыбалке. Цена - от 336 353 грн.

Jeep

У Jeep также есть классический рамный внедорожник - легендарный Wrangler. В Украине эта модель доступна с бензиновыми и дизельными агрегатами, а также в 3- или 5-дверном исполнении. Коробка передач - механическая или автоматическая.

"Трехдверка" стоит от 380 000 гривен, пятидверный Wrangler - от 414 000 грн.

Volkswagen

Dodge

Типичный представитель американских пикапов. Большой, прожорливый и, конечно же, имеет рамную основу. Существует масса разных вариантов кабины, длины, двигателей - на любой вкус. Единственное на что не стоит рассчитывать - экономию. Независимо от типа мотора, расходы на топливо будут такими же впечатляющими, как размеры автомобиля. Стоимость - от 350 000 до 500 000 гривен.

Обращать ли внимание

Рядовому автомобилисту, который использует авто преимущественно в городе, не особо важно наличие рамы. Ведь, как уже говорилось в плюсах и минусах рамных машин, они управляются хуже моделей с несущим кузовом. Тем не менее, если говорить о долговечности, по этому параметру рамные внедорожники остаются лучшими. Вот только пассивная безопасность не является "коньком" таких авто. Впрочем, все зависит от стараний производителей и количества вложенных в улучшение безопасности денег. Выбор - за вами...

Сейчас рамные внедорожники, которые еще пару десятков лет назад были настоящими королями бездорожья, постепенно уступают место современным моделям джипов и кроссоверов с несущим кузовом или интегрированной рамой.

Во главу угла ставится комфортабельность и экономичность, а проходимость и надежность отодвигаются на второе место. Тем не менее, свой сегмент у таких автомобилей есть – они популярны в Северной и Южной Америке, в России, странах Ближнего и Среднего Востока, а также Африке. Одним словом, там, где «дорожное покрытие» – понятие довольно относительное, и, чтобы добраться из пункта «А» в «Б», нужно использовать «рамник» либо бронетранспортер.

Рассмотрим наиболее известные внедорожники на раме, которые выпускались раньше и сейчас.

Один из самых известных авто в списке рамных внедорожников, выпускаемый в кузове пикап, впервые увидел свет еще в далеком 1968 году. Изначально Hilux не был ориентирован на проходимость – слишком слабый мотор, малая колесная база и монопривод не позволяли пикапу штурмовать серьезное бездорожье. Это же относится и к Хонде Пилот , о которой мы писали в предыдущей статье.

Но все изменилось с появлением третьего поколения Hilux Regular Cab в 1978 году. На ней впервые был установлен полный привод, мощные и приемистые моторы – бензиновые на 1.8 и 2.4 л, и дизель 2.2 л.

Внедорожник активно продавался и его по достоинству оценили в странах третьего мира.

Достаточно сказать, что ливийско-чадская война 1986–87 годов получила название «Война Тойот» – за то, что чадские войска активно использовали пикапы Toyota Hilux.

Мощная рама позволяла устанавливать в кузов крупнокалиберный пулемет и ракетную установку, а неприхотливый мотор и неубиваемая подвеска обеспечивали отрядам армии Чада потрясающую мобильность в пустыне.

По заявлениям военных экспертов, использование этих рамных внедорожников позволило Чаду отразить нападение ливийской армии, вооруженной гораздо лучше. После, во многих африканских и ближневосточных странах полевые командиры широко применяли автомобиль в качестве патрульных средств, легкой огневой поддержки и для перевозки грузов.

Начиная с пятого поколения Hilux становится более комфортабельной и менее утилитарной. Появляется множество опций, несколько вариантов кабин и тому подобного – но рамная конструкция остается неизменной.

Современное восьмое поколение Тойоты Хайлюкс было запущено в серию в мае 2015 года. Новая усиленная рама повышенной жесткости обеспечивает шасси необходимую монолитность, позволяя преодолевать любое бездорожье.

В качестве силовых агрегатов на Hilux устанавливаются два варианта мощных и приемистых дизелей объемом 2.4 и 2.8 литра, на 150 и 177 л. с. соответственно, 6-ступенчатой механикой и таким же автоматом. Момент у первого 400 Нм, у второго – 450 Нм. Все это вкупе с клиренсом в 227 мм в низкой части шасси делает пикап королем на любом бездорожье.

Toyota Land Cruiser

Land Cruiser по праву считается одним из самых популярных рамных внедорожников в мире. Хотя в настоящее время он уверенно занимает премиум-сегмент, одним из представителей которого является Тойота Прадо 2016 года , довольно долгий срок это была «рабочая лошадка», разработанная специально для эксплуатации в тяжелых условиях и спокойно конкурировавшая с лидирующими на рынке американскими внедорожниками.

Успех к Land Cruiser, вполне оправдавшему прозвище «Наземный крейсер», пришел с появлением 60-й серии.

Здесь впервые было опробовано сочетание простой независимой рессорной подвески, мощного дизельного мотора и рамы лестничного типа, принесшей модели успех и впоследствии использовавшейся на других модификациях.

Апофеозом стала 100-я серия, выпускавшаяся с 1998 года.

Несмотря на то что он относится к премиум-сегменту внедорожников, поведение на бездорожье безукоризненно. В раму стали устанавливаться ударопоглощающие элементы, а в 105-серии – модернизированном варианте «сотки», по сей день используется зависимая передняя подвеска. Также для LC 100 разработана новая линейка силовых установок, включающая в себя бензиновые и дизельные моторы, прекрасно работающие на низких и средних оборотах.

Nissan Patrol

Появившись в 1958 году, как продолжение лицензионной копии американского Willys Jeep, Patrol 4W65 и следующие версии предлагались исключительно для нужд армии. Но с конца 1960 эти рамные внедорожники попали на гражданский рынок, где их по достоинству оценили жители сельской местности – мощная рама позволяла перевозить в кузове груз до тонны, а надежная и неприхотливая подвеска делала машину практически неубиваемой на любой местности.

Выпускаемая с 1960 года модель Patrol 160 была серьезно модернизирована, и конструкторам удалось совместить в автомобиле надежность, проходимость, комфортабельность и сравнительно невысокую цену.

Внедорожник стал настолько удачным, что в странах Среднего Востока, к примеру, в Иране, до сих пор считается одним из наиболее востребованных.

Усиленная рама с рессорной подвеской и неразрезными мостами, простые и неприхотливые дизели и двухступенчатая раздатка позволяли автомобилю преодолевать любые препятствия. Не стоит забывать и про откровенно простую и надежную конструкцию ходовой части, крайне редко выходившую из строя.

До 2010 года в семействе Nissan Patrol появились еще две версии недорогих рамных внедорожников: Y60 и Y61.

Они были модернизированы в плане улучшение комфортабельности – подвеска стала мягче, т. к. вместо рессор стали устанавливаться пружины и рычаги, просторный салон лучшего качества и т. д. Также появились более мощные силовые агрегаты: дизели от 2.8 до 4.2 л (112-200 л. с.) и бензиновые V-образные 4.5 и 4.8 л. Особенно популярными были 4.2-литровые атмосферные дизели TD42, на большинство которых устанавливался простой рядный ТНВД – моторы легко «отхаживали» по 200-400 тысяч км без капитального ремонта в очень суровых условиях.

А вот флагманская версия Patrol Y62 – модель довольно спорная. Сразу после появления стало ясно, что коммерческим успехом она пользуется исключительно в нефтяных монархиях Персидского Залива (как и Гелик Брабус), где предпочитают только два варианта автомобилей – элитные спорткары либо громадные внедорожники премиум-сегмента.

Сохранив свою проходимость (рама, клиренс, раздатка и мощнейший мотор 5.6 литра с моментом в 560 Нм и 400 л.с.), внедорожник приобрел слишком много опций, направленных на комфорт. В результате цена составляет порядка 4 млн рублей не в топовой комплектации – естественно, что покупать такой автомобиль для езды по бездорожью, как минимум глупо.

Заводя разговор о рамных внедорожниках, нельзя забывать об американском рынке, где подобные покорители бездорожья пользуются вполне заслуженным спросом. Причин несколько – от потребности в фактически легких и проходимых грузовиках для различных нужд и до присутствия серьезного бездорожья в тех же Колорадо, Монтане, Неваде и Аляске.

Поэтому в США очень популярны монстры, вроде Dodge Ram 1500 – настоящий пикап, способный легко перевозить полтонны груза.

Мощная рама со смешанной (торсионы + рессоры) или пружинной подвеской, полным приводом и объемным двигателем стала визитной карточкой модели. Первое поколение было запущено в 1981 году, а в 2012 компания Dodge представила четвертое.

Новый Ram 1500 отличается улучшенной аэродинамикой кузова, усиленной рамой и широким спектром моторов, в котором самый «слабый» – бензиновая V-образная «шестерка» объемом 3.7 л и мощностью 218 л. с. Но тем, кому этого мало, могут заказать версию с бензиновыми двигателями на 4.7, 5.7, 8.0 и 8.3 литров, а также двумя мощными турбодизелями на 5.9 и 6.7 л.

Заканчивая обзор лучших рамных внедорожников, нужно упомянуть об одном из наиболее титулованных представителей этого типа – знаменитом LR Defender, безусловном победителе практически всех известных трофи-рейдов.

Примечательно, что долгие годы за время производства – а первый Defender был выпущен в 1948, спартанская внешность автомобиля и убогий салон совершенно не влияли на его популярность.

Вообще, как шутят поклонники модели, облик Дефендера настолько же консервативен, как и Британия, остающаяся конституционной монархией.

По сути, этот внедорожник представляет собой жгучую смесь достоинств и недостатков. Лестничная рама вкупе с подвеской с длинным ходом, удачная геометрия кузова, приемистый низкооборотистый дизель, полный привод с двухступенчатой раздаткой и блокируемым межосевым дифференциалом – обеспечивают феноменальную проходимость на круто пересеченной местности.

В 1997 году на этом автомобиле несколько энтузиастов сумели заехать на Эльбрус – документально подтвержденный факт.

Но с другой стороны, комфорт в Defender – понятие крайне относительное даже в последних моделях, в отличие от компактного кроссовера Рендж Ровер Эвок . Разработчики так и оставили его спартанским и простым – регулировка боковых зеркал осуществляется вручную, не говоря уже об откровенно неудобных креслах заднего ряда и других минусах. Но «Дефендер» – живая легенда, сидя в которой, можно свысока смотреть на любой, даже самый дорогой внедорожник.

Видео

На десерт гляньте ролик, где настоящие джипы преодолевают суровое бездорожье. Кроссоверам и не снилось.

Поделиться: