ЭУР и ГУР Приоры: перечень возможных неисправностей и способы ремонта. Собственноручно чиним электроусилитель руля на Приоре: то, что доктор прописал Лада приора отказал электроусилитель руля

Одно из самых проблемных мест у Лады Приоры – это электроусилитель руля. Именно поэтому ремонт электроусилителя руля – частая проблема, с которой сталкиваются владельцы Приоры. Если вы обнаружили, что не работает ЭУР на Приоре, то сразу обращайтесь к специалисту или займитесь ремонтом сами. Чаще всего электроусилитель руля Приоры имеет две причины неисправности.

Интересный факт! Электроусилитель рулевого управления был изобретен и внедрен в автомобиль еще в далеком 1990 году в Японии на заводах автоконцерна Тойота.

Как определить, что ЭУР нуждается в ремонте

Не работает электроусилитель на Приоре очень часто. Он отказывается работать как на новых автомобилях, так и на авто с пробегом.

При возникновении неполадок с электроусилителем на приборной панели загорается кнопка желтого цвета, на которой нарисован руль с восклицательным знаком. Эта кнопка извещает о неисправностях в работе или отказе от работы электроусилителя руля.

Управлять автомобилем можно и без помощи электроусилителя. Для этого лишь нужно вытащить предохранитель ЭУР, который расположен слева от руля. Неисправности ЭУР на Приоре не должны вас пугать, так как эта неисправность устраняется даже своими силами.

Основные неисправности электроусилителя руля и их причины

Отказывает электроусилитель руля на Приоре по таким причинам:

1.При включении зажигания ЭУР не проходит самоконтроль и сам отключается, чтобы не мешать водителю и не создавать аварийную ситуацию на дороге. В этом случае ремонт обойдется дорого.

2. Не работает электроусилитель руля на Приоре и по причине неисправности датчика скорости. ЭУР сканирует скорость автомобиля со спидометра, который получает данные от датчика скорости. Когда датчик ломается, он начинает выдавать неверную информацию. Тогда ЭУР самопроизвольно отключается, так как не знает точной скорости авто. В таком случае ремонт электроусилителя проводится путем замены датчика.

Если на Приоре не работает электроусилитель руля, вам сразу же даст об этом знать мигающая ошибка на приборной доске.

Как выполнить ремонт ЭУР своими руками


Электроусилитель руля Приоры имеет несколько причин неисправности и один путь их решения. Для ремонта вам понадобится:

  1. Головка на 8 и 13 мм
  2. Трещотка или вороток
  3. Удлинитель
  4. Молоток
  5. Зубило

ЭУР на Лада Приора: неисправности и способы устранения

Сначала вам необходимо снять кожух рулевой колонки, далее снять замок зажигания и рулевое колесо. В случае с ЭУР на Приоре неисправности следует устранять шаг за шагом.
Далее с помощью головки на 8 мм и трещотки откручиваем и снимаем контактную группу. Ее нужно полностью снять с вала, чтобы она не мешалась. Далее нужно отсоединить провода питания от блока управления ЭУРом. Каждый штекер имеет свой фиксатор, поэтому работать нужно аккуратно, чтобы их не повредить.

После этого можно откручивать гайки крепления ЭУР к кузову. Две гайки находятся в передней части и еще две в нижней. Когда все гайки откручены, ЭУР нужно снять с вала рулевой рейки. Меняем его на новый и собираем механизм в обратном порядке.

Ремонт электроусилителя руля Приоры своими руками значительно сэкономит ваш бюджет.

Правила эксплуатации электроусилителя руля, продлеваем срок жизни ЭУР

Часто не работает ЭУР Приоры и по причине неправильного его использования. Для того, чтобы не отказал электроусилитель на Приоре, следует избегать простые правила:

  • Не оставлять рулевое колесо на долгое время в крайних положениях. Нельзя при крайнем положении руля резко трогаться с места.
  • При парковке или развороте авто не нужно удерживать руль в крайнем положении дольше 4-5 секунд.
  • Регулярный технический осмотр механизма ЭУР Приоры выявит неисправности и поможет сразу их устранить.
  • Следует обращать внимание на непонятные звуки, которые издает электроусилитель.

На автомобилях Лада Приора электроусилитель руля практически всегда предлагается в базовой комплектации, как дополнительная опция комфорта. При этом приоровский ЭУР часто выходит из строя, тогда его можно отремонтировать самостоятельно или при помощи специалистов.

1 Роль электроусилителя в рулевом управлении ВАЗ 2170 Приора

Рулевое управление и исправность тормозных механизмов играет ключевую роль в обеспечении безопасности при передвижении на автомобиле. Именно поэтому при появлении малейшей неисправности этих узлов ее необходимо срочно устранить. На автомобилях иностранного производства гидроусилитель можно встретить начиная с моделей 80-х годов, что касается отечественного автопрома, то эра механических усилителей рулевого управления пришлась на середину 2000-х годов. Чуть позже, вместо привычных гидравлических усилителей на более современные модели ВАЗ стали устанавливаться электроусилители (начиная с поздних моделей ВАЗ 2114-2115).

Усилитель руля выполняет функцию снижения нагрузки и усилия на рулевом колесе при совершении маневра. Основным преимуществом усилителя является комфорт при движении за счет хорошей обратной связи между ведущих колес и рулевого управления во время маневрирования. Однако классический ГУР имеет и ряд недостатков, основной из которых – необходимость постоянно следить за исправностью трубок и уровнем жидкости в бачке гидроусилителя. Помимо этого механизм забирает часть тяги двигателя, что не всегда положительно сказывается на динамических характеристиках автомобиля.

Электроусилитель руля – более современный и продуманный механизм, который позволяет улучшать рулевое управление. ЭУР проще при эксплуатации, не требует дополнительных жидкостей и трубопроводов, не забирает мощность двигателя и обеспечивает максимальный комфорт. Однако и у этого механизма есть ряд недостатков, первый из которых – недостаточное количество обратной связи между дорожным полотном и системой управления. Из-за этого, например, на заснеженной дороге могут возникнуть определенные трудности, что нередко замечают владельцы ВАЗ Приора и других отечественных моделей. И если у иномарок, которые оснащены ЭУР, существуют дополнительные системы стабилизации и блокировки, то на моделях Приора, особенно на первых версиях, такие блокировки отсутствуют. Кроме того, электроусилитель на моделях ВАЗ 2170 Приора часто выходит из строя либо полностью, либо в каких-нибудь составных частях.

2 Диагностика и ремонт неисправностей усилителя руля на Приоре

Начиная с 2010 года стартовала программа импортозамещения, которая коснулась в том числе производителя автомобилей ВАЗ. Электроусилители руля стали поставляться отечественным заводом "Автоэлектроника" из Тулы вместо немецкого аналога фирмы Bosch. Нельзя говорить, что с последним у автвладельцев Приоры не возникало трудностей, однако при вводе в эксплуатацию новой версии автолюбители все чаще стали жаловаться на электронные ошибки блока управления ЭУР, которые иной раз полностью блокируют работу всего механизма.

Таким образом, если на экране бортового компьютера (заводского или встроенного) появляется ошибка, которая выглядит как отказ системы усилителя руля, скорее всего проблема в пайке в местах стыковки платы электроусилителя с основным автомобильным контроллером. Особенно это актуально для автомобилей 2011-2012 годов выпуска. Такую проблему можно решить по гарантии, в этом случае дилер обязан заменить механизм усилителя руля на новый. Однако если гарантия на автомобиль больше не распространяется, есть смысл обратиться к грамотным специалистам в области электроники (например, тем, кто занимается ), чтобы провести качественную диагностику системы и по возможности постараться программным или механическим путем продлить жизнь электронной микросхеме.

Иногда даже при исправной микросхеме и надежной пайке сбивается работа датчика скорости, так как он связан напрямую с ЭУР и регулирует работу механизма в зависимости от скорости движения на конкретном участке.

В таких случаях на модели ВАЗ Приора или Калина, как правило, гаснет приборная панель или тахометр, а компьютер сообщает, что электроусилитель руля отказал. Проблема без труда решается программными настройками, заменой проводки в местах соединения датчиков и контроллеров или заменой датчика скорости или датчика момента на ЭУР.

Еще одной причиной неисправности электроусилителя на Приоре, которая не зависит от заводского брака или проблем с платой и подключениями – это недостаточное напряжение бортовой сети в автомобиле. В таком случае следует обратить внимание на исправность проводки и генератора при помощи специального диагностического оборудования.

Следует отметить, что если электроусилитель руля неисправен, продолжать эксплуатацию автомобиля не рекомендуется, хотя на ходовые качества и динамику это никак не влияет. Дело в том, что со временем могут выйти из строя другие рулевые механизмы (рейка и т. д), которые связаны с ним, плюс не обеспечивается соответствующий комфорт и безопасность при движении.

3 Как определить механические повреждения ЭУР и рулевых механизмов?

Самый простой способ выявить неисправность усилителя руля на различных автомобилях, включая модель Лада Приора, когда не выдает никаких ошибок, но водитель замечает, что усилитель работает по-другому – механическая проверка. Для этого следует максимально крутить руль в разные стороны при включенном двигателе при условии, что автомобиль стоит на месте. Если в каком-то моменте при работающем двигателе необходимо большее усилие, как, например, при неработающем двигателе, причина может быть как в поломке каких-либо деталей ЭУР, так и в неисправности других механизмов рулевого управления.

В этом случае необходимо провести механическую диагностику, для чего автомобиль необходимо поднять на специальный подъемник и исследовать на исправность различные элементы ходовой части, рулевые тяги, рейку и пр. Это можно сделать на любой станции техобслуживания или самостоятельно при наличии определенных знаний и подъемного механизма. Возможно, гидроусилитель или электроусилитель исправны и проблема кроется совершенно в другом.

Для избежания различных проблем с ЭУР специалисты рекомендуют периодически прочищать деталь и контактные механизмы от загрязнений. Для этого необходимо снять электроусилитель, разобрать его, прочистить и установить на место. Далее предложим подробную инструкцию по снятию и установке ЭУР для модели Лада Приора различных поколений.

  • Колодки с проводами следует отключить от подрулевого переключателя вместе с контактным кольцом.
  • С помощью ключа на 8" выкрутить болт, что позволит разъединить колодки проводов, идущие от замка зажигания.
  • Нажать на пластиковые фиксаторы и отсоединить жгуты с проводами в верхней и нижней части рулевой колонки.
  • На месте крепления ЭУР к рулевой колонке необходимо снять декоративную пластиковую шторку, отжав фиксаторы.
  • Торцевым ключом ослабить гайки крепления к нижней части рулевой колонки.
  • Чтобы снять промежуточный вал, с помощью ключа на 13" снимите болт, который крепит карданные шарниры промежуточного вала. Далее отверните две гайки крепления с правой и левой стороны и снимите рулевую колонку. После этого извлеките болт и снимите кардан с шлицевого вала рулевого механизма. Для удобства при дальнейшей установке, которая производится в обратной последовательности, необходимо удостовериться в правильном расположении специальных пометок на защитном чехле, валу и крышке картера (см. фото). Чистить контактную группу и другие детали необходимо предельно аккуратно, стараясь не повредить их. Такая процедура в сервисе будет стоить порядка 2000–3000 рублей.

    Электроусилитель руля (ЭУР) устанавливается на новые автомобили отечественного производства, такие как Калина, Приора, Гранта в отличие от старых моделей типа ВАЗ 2109, 2114. Но так как новые модели проектируются на основе старых, кое какие детали, используемые в них можно установить и на ВАЗ 2109. В этой статье мы рассмотрим установку электроусилителя руля от Приоры на ВАЗ 2109 с европанелью.

    Для этого нам понадобятся:

    • ЭУР от Приоры (ВАЗ 2170);
    • Проводка для подключения ЭУР (2110-3724155);
    • Укороченный карданчик рулевого вала;
    • Подрулевые переключатели от Шеви Нивы;
    • Кожух руля от ВАЗ 21104 («десятка» с европанелью);
    • Кнопка аварийки (ее придется переносить на панель);
    • Руль от Калины.

    ЭУР от Приоры

    Карданчик

    Кожухи от «десятки» с европанелью

    Начинаем работу по установке со снятия рулевого колеса, рулевого кожуха и подрулевых переключателей вместе и колодкой.

    Также можно сразу снять накладку панели приборов и извлечь комбинацию приборов – к ней мы будем подключать управляющие провода от ЭУРа.

    Снимаем рулевой вал. Получаем в результате вот такой вид:

    Отмеченные шпильки необходимо немного укоротить, чтобы они не упирались в ЭУР.

    Устанавливаем переходную пластину. Передних гайки подойдут и старые, а вот задние болты нужно заменить на 4,8 х 50 мм (с головкой на 10).

    Если пластину достать не удалось, то ее можно изготовить самостоятельно по этому чертежу:

    Теперь подключаем проводку. Провода на аккумулятор удобно провести через отверстие для шлангов гидрокорректора фар:

    Остальные провода тянем к комбинации приборов, где их и подключаем согласно схемы:

    Закрепляем на рейке кардан из комплекта ЭУР (фиксирующий болт закручиваем не до конца).

    И примеряем сам электроусилитель. Комплектного карданчика немного не хватает по длине, поэтому придется немного увеличить посадочные места на самом ЭУРе, чтобы его немного сдвинуть в сторону кардана.

    Когда все получилось, собираем обратно рулевую колонку и панель приборов, и подключаем электроразъемы к блоку управления ЭУР.

    Заводим автомобиль и пробуем.

    Теперь руль стал очень легким, особенно это заметно на парковках на малой скорости. Также вибрации от дороги на руль теперь передаются в меньшей степени.
    Правда, есть и отрицательные моменты: руль становится несколько ближе к водителю (на 4-5 см) и несколько ниже. Ну и штатную облицовку рулевой колонки нужно менять на «десятошную» с европанелью.

    На большинстве автомобилей Лада Приора с завода устанавливались электроусилители рулевого управления производства Автоэлектроника г. Калуга. Именно эти ЭУРы считаются вполне надежными и редко выходят из строя. Для сравнения, проблемы с усилителями производства Махачкала встречаются на порядок чаще.

    Если по какой-либо из причин, вам необходимо заменить ЭУР или же просто снять его с автомобиля, можно выполнить данный ремонт самостоятельно. Для данной процедуры нам понадобится такой инструмент, как:

    • головка на 8 и 13 мм — желательно глубокая
    • трещотка или вороток
    • удлинитель
    • молоток
    • зубило

    Как снять ЭУР на Приоре своими руками

    На самом деле электроусилитель руля снимается без особых проблем, просто предварительно придется снять довольно немало деталей. А именно, выполнить понадобится следующее:

    После этого при помощи головки на 8 мм и трещотки откручиваем и снимаем контактную группу.

    Снимаем ее с вала окончательно, чтобы она не мешалась.

    Теперь необходимо отсоединить все провода питания от блока управления ЭУРом, которые представлены наглядно на фото ниже.

    Каждый из штекеров имеет свой фиксатор, поэтому предварительно обязательно посмотрите на конструкцию фиксатора, чтобы при снятии не повредить его. Когда с проводами справились, необходимо открутить стяжной болт у крепления карданчика с рулевой рейкой.

    При помощи зубила и молотка немного расширяем стяжной «хомут» карданчика. Затем можно приступать к откручиванию гаек крепления ЭУРа к кузову. Две гайки находятся в передней части.

    И две с нижней части.

    Разумеется, что при отворачивании последних гаек крепления, необходимо придерживать ЭУР, чтобы он не упал. Далее сдергиваем его с вала рулевой рейки, и снимаем его окончательно. При необходимости производим его замену на новый. Устанавливается данный механизм в обратной последовательности и подключаем все необходимые провода на свои места.

    Цена на новый ЭУР Приоры

    В последнее время цены на электроусилители выросли настолько, что даже б/у вариант не каждому по карману. К примеру, новый ЭУР производства Калуга на Приору можно купить по цене 23 0000 рублей, в то время как еще несколько лет назад цена была в два раза ниже.

    Что же касается б/у вариантов, то подержанные ЭУРы продаются на разборках от 10 до 12 тысяч рублей.

    Автомобиль нашего времени кардинально отличается от машин прошлого века. Это касается всех аспектов. И одним из главнейших признаков нового автомобиля стала лёгкость вращения рулевого колеса. Теперь даже находясь в стоящем на одном месте автомобиле, водитель может крутить руль двумя пальцами. Чем же достигается такой эффект? Это работа электрического усилителя руля (ЭУР). Но иногда он выходит из строя.

    Электроусилитель руля

    Этот аппарат делает мощнее усилие, которое передаётся в системе рулевого управления. Проще говоря, руль можно крутить двумя пальцами. Ранее на моделях ВАЗ ставились гидравлические усилители (ГУР), но начиная с Лады «Калины» от них отказались.

    Был разработан ЭУР.
    По мощности передачи усилия ГУР предпочтительнее, однако, у него много недостатков:

    • Отбор мощности у двигателя.
    • Необходим постоянный контроль за уровнем в бачке.
    • Проверка маслопроводов.

    Всех этих недостатков электроусилитель лишён. И он даже более прост в ремонте, чем ГУР. Но и своих неисправностей у него хватает.

    Устройство ЭУР

    Основные составляющие электрического усилителя:

    1. Механическая часть.
    2. Электрическая составляющая.
    3. Электронный блок управления (ЭБУ) с периферией.

    В механическую часть входят, собственно детали рулевого управления, соединительные части и крепёжная арматура. То есть входной и выходной валы, кронштейн, гайки, болты, шпильки и пружины. Ну ещё регулировочный рычаг, для изменения угла наклона руля.

    Электрическая, собственно сам мотор усилителя. Наиболее уязвима электронная составляющая. ЭБУ и разъёмы с датчиками.

    Способы определения неисправности ЭУР

    Ну конечно, первейший признак поломки в системе — это срабатывание сигнальной лампочки ЭБУ на панели приборов. Обычно на стандартной заводской модели «Приоры», это значок в форме рулевого колеса с восклицательным знаком. При включении зажигания, он на несколько секунд загорается, а потом, если компьютер решил что всё в порядке, лампочка гаснет. И соответственно, когда обнаружена поломка электроусилителя «Приоры» — загорается и остаётся гореть.

    Важно! Нужно помнить, электроусилитель «Приоры» своим компьютером связан с бортовым ЭБУ ВАЗ 2170 «Приора», и поэтому самое верное сделать компьютерную диагностику. Сейчас продаются индивидуальные диагностические сканеры, которые доступны любому владельцу «Приоры» не только по цене, она в пределах 1250 рублей, но и в плане простоты освоения.

    Итак, провести компьютерную диагностику, связаться с ЭБУ получить коды ошибок с расшифровкой или без. Даже если сканер выдаёт только коды, это не страшно. Можно просто знать, что неисправности связанные с ЭУР «Приоры», начинаются с символа «С». Например, С1013, обозначает что низкое напряжение в сети, и электроусилителю этого мало.

    Ну тут могут быть несколько вариантов. Самый распространённый случай, это ослабление, или пригорание одного из двух силовых проводов, идущих на ЭУР. Это красный и чёрный провода, большого сечения, входящие в отдельный разъём на устройстве. Их довольно просто проверить. А также это может быть большой предохранитель на устройство, тут всё понятно. Ну а третья причина, это недостаток в сети автомобиля, например, слабые, или неисправные, аккумулятор или генератор. При такой неисправности к специалисту, и никак иначе. К автоэлектрику.

    «Народный» способ проверки неисправности, или «контроль»

    Ну а если сигнализатор не горит, а сомнения в исправности или неисправностей ЭУР «Приоры» присутствуют, или после проведения ремонта нужно сделать «контроль», поступают следующим образом: нужно не включая зажигания покрутить рулевое колесо. Запомнить усилие. И повторить операцию запустив мотор. Если изменений нет, с ЭУР «Приоры» что-то произошло!

    Какие всё-таки неисправности существуют в электроусилителе «Приоры»

    И снова тот же список, механика, электрика, электроника. Ну с механикой всё понятно, это выход из строя валов, соединений и арматуры. При этой неисправности, колёса просто не отреагируют на поворот баранки. И эту неисправность, проще всего устранить. А вот с остальными неисправностями гораздо сложней. Если неисправности связаны с выходом из строя самого сервомотора, усилителя, «Приоры» о ремонте не стоит и думать. Проще приобрести в магазине новый ЭУР и самостоятельно заменить. Либо отнести на сервис, и попытаться отремонтировать там. Если пропала связь с ЭБУ ЭУР «Приоры», то это, скорее всего, второй разъём, со шлейфом проводов, то же и в случае неполучения сигнала для блока, от внешних датчиков — коленчатого вала и распредвала. Да, да они также важны для работы устройства. В этих случаях можно снять и отремонтировать, или заменить недорогой пучок проводов.

    Остался сам «мозг» электроусилителя, и внутренние датчики положения валов агрегата. С датчиками возиться не вариант, только ремонтный сервис. А вот сам компьютер, при его неисправности, можно купить и заменить самостоятельно.

    Снятие и установка

    Это не такая уж и сложная процедура, как может показаться. И даже требует очень мало инструмента:

    1. Накидной ключик на 8.
    2. Головка с воротком, или торцевой ключ на 13.
    3. Фигурная (крестовая) отвёртка.

    И более ничего, кроме умения, ими пользоваться. Это при условии, что сам руль уже снят, а это отдельная история.

    Внимание! Перед началом процесса, первым делом отключить аккумуляторную батарею! Можно просто сняв одну клемму.

    Ну а теперь вперёд. Пластмассовые накладки с колонки руля снять, вывернув 2 самореза и отстегнув 2 фиксатора. Отвёрткой же, выкручиваем болты, в количестве четырёх штук, и отделяем нижнюю часть накладки. Теперь мешают замок, и «вертолёт» — переключатели поворотов и дворников. Первым делом, прижимая на разъёмах усики, отключаем все провода. Потом, ключом на 8, ослабить хомут, который прикрепляет эти устройства, после чего, они свободно сойдут с кожуха вала.

    Отсоединить два разъёма от ЭБУ ЭУР. Снять со специальной шпильки пластиковую накладку.

    Нижние гайки не откручивать совсем, а провернуть на несколько оборотов ключом № 13. А вот стяжной болт шарниров промежуточного вала, вытащить полностью, открутив его гайку на 13. Ну вот. Выкрутив все крепёжные гайки, можно вытаскивать неисправный ЭУР «Приоры». Ключом на 13 освободить нижний вал устройства от шлицевого шарнира. Ну вот и всё. Можно попытаться починить описанные выше неисправности самому, отнести в мастерскую или просто поставить новый агрегат на свою «Приору», действуя в обратном порядке.

    Полезное видео по общему ремонту электроусилителя руля «Приоры»:

    Поделиться: