Что заливать антифриз или тосол. Тосол или Антифриз? Развейте последние сомнения! Галерея «Что выбрать и использовать для двигателя?»

Начнем мы нашу статью ни с описания свойств антифриза или тосола, а с описания того, как исторически сложилось и развивалось направление развития охлаждающих жидкостей для двигателей автомобиля. Еще когда не было ни того ни другого, это мы про тосол и антифриз, то в дело шла вода. Это была доступная жидкость, которая "попалась под руку" и первоначально вполне законно отправилась в двигатель. Тогда еще мало задумывались о всех преимуществах и недостатках воды. Все пришло с практикой и опытом, которой сейчас легко козырять как должным, однако давалось это не так лего, как мы излагаем на сегодняшний день. И чтобы нам лучше понять, что и к чему, давайте по порядку разберемся во всех тонкостях применения охлаждающих жидкостей для системы охлаждения машины.


История эволюции тосола и антифриза для системы охлаждения

Как мы упомянули, мы начнем с воды. Основной недостаток воды, который обнаружился очень быстро, видимо в первую зиму, это ее кристаллизация, обычное замерзание при минусовых температурах. Ничего нет хорошего если двигатель не то что не "прокручивается", а совсем не "крутится". Для решения этой проблемы, кристализации охлаждающей жидкости, были предложены альтернативные варианты. Собственно надо было что-то такого плеснуть в воду, чтобы она не замерзала. Сейчас и "пробежимся" по тем жидкостям, которые с разным успехом применялись и могли бы стать альтернативой сегодняшнему антифризу и тосолу.

- Глицерин

Глицерин - бесцветная, вязкая, гигроскопичная жидкость, неограниченно растворимая в воде. Сладкий на вкус, отчего и получил своё название (гликос - сладкий). Кстати, глицерин до сих пор применяется в некоторых антифризах. Однако впоследствии выяснились пару значительных минусов глицирина. Это все же относительно высокая температура замерзания (-18ºС). Ну и главный минус, это значительная вязкость, если еще проще, то он сам по себе словно кисель. Такая консистенция охлаждающей жидкости в системе сказывается на полезной мощности двигателя, из-за необходимости перекачивать все это по системе охлаждения. То есть глицерин в целом снижет КПД двигателя, от которого зависит динамика автомобиля, расход и самое главное, наше с вами настроение!

- Метанол

Метанол - бесцветная жидкость с запахом, напоминающим запах этилового (питьевого) спирта. С применением метанола, температуры замерзания ОЖ значительно стали ниже. Настолько ниже, что столько и не надо. Температура замерзания - 97º С. У него и вязкость что надо. Все вроде бы ничего, но он активно реагирует с алюминием. Особенно если его разогреть, что и происходит в двигателе. К тому же как спирт он еще и пожароопасен. Такое неблагоприятное соседство могло мало того что привести к быстрому износу двигателя, из-за коррозии, так еще все еще раньше могло сгореть.
Кроме того, метанол - яд, действующий на нервную и сосудистую систему человека. Токсическое действие метанола обусловлено так называемым «летальным синтезом» - метаболическим окислением в организме до ядовитого формальдегида. Кроме того, метанол обладает кумулятивными свойствами, то есть имеет свойство накапливаться в организме. Приём внутрь 5 -10 мл метанола приводит к тяжёлому отравлению (одно из последствий - слепота), а 30 мл и более - к смерти. Предельно допустимая концентрация метанола в воздухе равна 5 мг/м³ (вдвое ниже, чем у этанола и изопропилового спирта). В настоящее время метанол запрещен к применению в тосолах, антифризах, "омывайках" стекол.

- Этанол

Этиловый спирт, именно тот спирт С2Н5ОН, который входит в состав многочисленных алкогольных напитков употребляемых человеком. Спирт мог широко использоваться для антифризов и тосолов. Плюсы этилового спирта очевидны: относительно безвреден для человека, имеет низкую температуру замерзания (-117ºС), обладает низкой вязкостью. Конечно, основное пагубное свойство этанола всем известно – алкоголизм, но в этой статье не об этом.
Кроме того, немного не по теме, но стоит добавить, что этанол является противоядием при отравлении некоторыми токсичными спиртами, такими как метанол (см. выше) и этиленгликоль (расскажем далее), это не значит что он реагирует с ними, просто при попадании в организм происходит конкурентное окисление живых тканей именно с ним и в последствии невозможность окисления с другими ядовитыми спиртами в организме.
Почему не прижился? Да потому что опять пожароопасен, реагирует с алюминием, да еще и борьба с алкоголизмом в СССР велась очень масштабно. Хотя спирты выдавали в качестве жидкости для заливки в тормозные системы грузовиков. Что было, то было!

- Этиленгликоль

Это тоже по сути двухатомный спирт. И именно этому спирту было уготовлена участь массового применяется в тосолах и в антифризах. Спирт этот ядовит и пить его точно не стоит! Смертельная доза 35 кубических см внутрь.
Так вот этиленгликоль сейчас является для ОЖ главной основой в большинстве случаев. Не рассказать о нем более подробно просто кощунственно, ведь он обладает удивительными свойствами!

Удивительность его заключается в том, что 100% этиленгликоль замерзает при температуре всего-то порядка -13ºС, но при добавлении в него воды, температура замерзания начинает понижаться!

Интересно, не правда ли!? Причем наименьшей температурой замерзания раствора этиленгликоль и воды будет при соотношении 65% этиленгликоля и 35% воды соответственно. При этом температура замерзания ОЖ будет около -70 градусов по Цельсию. Обычный раствор - 60% этиленгликоля и 40% воды замерзает при - 45°С и является фактически раствором антифризов или тосола. То есть если на этиловом спирте не сэкономишь, так как там есть прямая зависимость от того как разбавил водой, настолько и температура повыситься замерзания, то здесь все наоборот. Именно поэтому видимо этиленгликоль и прижился в качестве основы антифризов. Итак, смешивая воду и этиленгликоль, фактически и получается антифриз или тосол, но кроме важны и присадки, которые и делают антифриз по настоящему качественным!

- Пропиленгликоль

Вот новая страница в антифризах. Станет ли он основным компонентом вместо этиленгликоля большой вопрос. Основные проблемы связаны с тем, что он более дорогой, более вязкий, особенно при низких температурах. Однако он экологичный, что очень модно в развитых странах, это его главный конек! Применяется даже в пищевой промышленности для систем охлаждения.
В общем для теплых и развитых стран самое то, но явно не для России, где холодно и переплачивать никто не будет, за окружающую среду и собственное здоровье.

Чем тосол отличается от антифриза

Чтобы в последствии не манипулировать вашим сознанием сразу договоримся, что тосол и антифриз это одно и тоже. Только с разным наименованием. В случае с антифризом все банально, происхождение слова антифриз заимствование с английского языка. Если перевести с английского antifreeze, то получится незамерзающий. Тосол же является фактически аббревиатурой с окончанием.
ТОС - расшифровывается как «Технология органического синтеза» (наименование отдела ГосНИИОХТ, создавшего ОЖ еще во времена СССР. ол – окончание, характерное для группы спиртов, например - этанол, бутинол, метанол. ТОСол был разработан в 1971 г. в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии специально для автомобилей ВАЗ, взамен итальянского антифриза с наименованием «ПАРАФЛЮ». Торговая марка «ТОСол» не была зарегистрирована, что собственно и не практиковалось во времена СССР. Поэтому ее применяют до сих пор многие производители.

Сегодня тосол это совсем не тот "тосол из прошлого", это тот же антифриз, но с другим названием.

Тип и виды тосолов и антифризов

В общем берем этиленгликоль, воду и добавляем присадки... Хотя какие присадки? А те самые, что будут предотвращать коррозию. Это самая главная проблема при контакте с горячим спиртом металлов, будь то чугун или алюминий.
Собственно отсюда и пошли все разновидности тосолов и антифризов. Какую присадку добавишь, такое и наименование и группа получится.

Самые первые тосолы 1960-1990 год, они же силикатные антифризы, тосолы (Traditional coolants, IAT (Inorganic Acid Technology) - это старая группа охлаждающих жидкостей. В качестве антикоррозионной присадки в них используются, силикаты, фосфаты, нитриты. В общем минеральные вещества. Такие вещества при нагревании создают слой накипи на внутренних поверхностях охлаждающей системы. Вот он то и образует защитный слой. И тут же начинаются проблемы. Проходные отверстия сужаются, теплообмен ухудшается. Излишки всех минералов просто осаждаются где надо и не надо.

В 90 годы прошлого века появились карбоксилатные антифризы, тосолы (Carboxilate coolants, OAT - Organic Acid Technology) имеют в своем составе ингибиторы коррозии на основе органических кислот, которые образуют тонкий слой на поверхности системы охлаждения, адсорбируясь лишь в местах возникновения коррозии. То есть окисляют лишь открытые участки. Если все и так в пленке созданной от их же окисления, то они не "расходуются", если так можно сказать. В итоге, кислоты выходят из антифриза преимущественно в момент окисления на открытых участках металла, восстанавливая оксидированное покрытие как возобновляется кожа на нашем теле. Таких антифризов и хватает на дольше. Кроме того, ингибиторы коррозии на основе карбоксилатов входящих в состав охлаждающей жидкости имеют более низкий класс опасности (вредности) и более экологичные нежели традиционные силикатные ингибиторы.

Примерно в тоже время были и переходные тосолы, когда немного добавят кислот, но не забывали про минеральные вещества. гибридные антифризы (Hybrid coolants, HOAT - Hybrid Organic Acid Technology) Явных плюсов "намешать всего по немного" у таких антифризов не обнаружилось.

С 2008 года появились лобридные антифризы (Lobrid coolants, SOAT coolants) . Их фишка в том, что они изготовлены на основе пропиленгликоля. На самом деле пропиленгликоль не столько хорош для машин, ведь и в этом случае все также требуются присадки в виде минералов, либо кислот, сколько безопасен для человека. Он обладает наименьшей токсичностью по сравнению с этиленгликолем, при этом более вязкий, и замерзает при том же соотношении воды при более высоких температурах. Думаем это новшество останется где-то там, где особенно заботятся об экологии и готовы платить за это деньги. Особых эксплуатационных плюсов, более того, у пропиленгликоля нет.

Теперь примерно тоже самое, но в форме таблицы

Какой выбрать тосол или антифриз

Наши рекомендации будут на стороне охлаждающих жидкостей, что говорится нового поколения, будь то тосол или антифриз. Конечно же это антифризы на основе этиленгликоля с кислотами, то есть карбоксилатные антифризы. При приобретении тосола или антифриза внимательно изучите упаковку. Именно в составе ОЖ и должно быть упомянуто, какие присадки являются основными, для данной охлаждающей жидкости.

Ищем что-то такое - Carboxilate coolants, OAT. (G12, G12+, G12++, G 12+++). Переплачивать за пропиленгликоль G13 смысла нет...

Ну и тут для справки приведем несколько стандартов по ОЖ

ГОСТ 28084-89 - Россия
BS 6580: 1992 - Великобритания
AFNOR NF R15-601 - Франция
ASTM D 3306 и SAE J 1034 - США
ONORM V5123 - Австрия
JIS K2234 - Япония
CUNA NC9566 - Италия

Можно ли смешивать или доливать тосол антифриз если вы не знаете на основе каких присадок он создан

Конечно, хотелось бы сказать красные жидкости смешивайте с красными, зеленые с зелеными, а синие с синими, но к сожалению это не так. Цвет тосола или антифриза это не явное проявление какого-либо основного присутствующего химического компонента, а всего лишь краситель, то есть нельзя смешивать охлаждающие жидкости основываясь только на цвете.
При смешивании тосола или антифриза с различными присадками (карбоксилатными и минеральными) одни просто напросто могут прореагировать с другими, напрямую. Данные реакции не вызовут никаких побочных явлений в двигателе, просто они разрушат сами себя, тем самым потеряв ряд свойств, в том числе смазывающих и ингибирующих. В итоге, система охлаждения будет работать без ингибиторов, что скажется на ресурсе и износе деталей. Поэтому смотрим не на цвет, а на то какие именно присадки есть в антифризе. Если же вы не знаете что у вас залито, то лучше поменять ОЖ при первой же возможности и доливать потом то, что надо, а не то что подвернется!

Зимние и летние тосолы и антифризы

Иногда психология нашего поведения подводит нас, в следствии того, что мы мыслим в рамках сформировавшихся обстоятельств. Так существуют уголки в мире с другими климатическими зонами в отличии от России, например Америка, Европа, с которых к нам нередко приходят подержанные иномарки. Возможно это и южные регионы России, где ранее эксплуатировались автомобили, до того как попали в более холодный климат. Именно в этих регионах требования к антифризу или тосолу не столь высоки относительно температурам замерзания.
Поэтому обязательно меняйте охлаждающую жидкость на автомобиле, если вы не знаете его истории, чтобы избежать проблем зимой. Ведь тосол, антифриз применяемый в теплых регионах может иметь более высокие температуры замерзания. В итоге, в случае замерзания тосола антифриза зимой, у вас может возникнуть непроходимость в системе охлаждения, перегрев двигателя, а то и вовсе поломка системы охлаждения. Производители просто могут настолько разбавить этиленгликоль, что температура замерзания может быть -15ºС.

Кто все таки хочет проверить приблизительную температуру замерзания антифриза, основываясь на плотности, можно воспользоваться статьей "Определение замерзания тосола антифриза по его плотности ".

Как правильно менять тосол или антифриз в системе охлаждения двигателя автомобиля

Конечно, лучше всего воспользоваться инструкцией по эксплуатации, на ваш конкретный автомобиль. Но общие требования все же для всех моделей и марок одинаковы. В случае замены ТОСОЛа или антифриза в системе охлаждения автомобиля, заведите и прогрейте двигатель в течение 5 минут, при этом кран отопителя салона должен быть открыт (если имеется), то есть надо прогреть всю систему охлаждения (вместе с отопителем салона). Остановить двигатель, слить ТОСОЛ или антифриз из радиатора (удалив глухую пробку) и блока (открыв кран или вывернув пробку), залить чистую воду, можно добавить жидкость для промывки системы охлаждения, радиатора, дайте поработать двигателю порядка 5-10 минут, после этого слить воду повторно, через сливную пробку радиатора и блока двигателя. Промывайте всю систему охлаждения двигателя водой, пока не убедитесь, что вода сливается чистой. Заполните систему охлаждения новым ТОСОЛом или антифризом.

Срок использования тосола или антифриза

Вообще вода с этиленгликолем достаточно устойчивое соединение. Но к сожалению присадки содержащиеся в тосоле и антифризе разлагаются примерно через 2-3 года (60 - 80 тысяч км пробега), поэтому охлаждающая жидкость теряет свои свойства. Особенно это относится к минеральным антифризам, ведь они просто постоянно выделяются из антифриза и могут забивать отложениями каналы системы охлаждения автомобиля.
Для карбоксилатных антифризов дела обстоят лучше. Ведь присадки в них "тратятся" только тогда, когда контактируют с металлом, когда вдруг где-то слезет пленка оксидов. В итоге их хватает на 120-250 т. км пробега.

Однако есть частные случаи в результате появления которых антифриз или тосол лучше заменить раньше рекомендуемого срока

Антифриз, тосол на протяжении срока эксплуатации упомянутого выше, не должен кардинально менять цвет. Если антифриз, тосол приобрел оттенок ржавого металла – это значит что он не справляется со своими обязанностями и не предотвращает коррозию. Если ОЖ стала такой за короткое время (цвет стал коричневым), значит вы залили подделку, в которой нет ингибиторов коррозии.
При проявлении подобного факта тосол или антифриз также подлежит замене, не дожидаясь положенного срока или пробега. Появление пены свидетельствует о нарушении структуры, либо о изначально некачественном тосоле антифризе. Пены должно быть как можно меньше и исчезать она должна в считанные секунды. Если пена сохраняется в составе, то система завоздушивается и двигатель может перегреваться.

Подводя итог про то чем различаются и что лучше заливать в систему охлаждения тосол или антифриз

Повторимся кратко о том, о чем мы так долго рассказывали. Естественно мировое сообщество постоянно развивается и последними тенденциями которые обеспечивают экологичность и продление срока службы элементов системы охлаждения является применение пропиленгликоля. Антифризы и тосолы на основе пропиленгликоля более экологичны, он не токсичен для человека, пропиленгликоль применяется в производстве продуктов (добавка Е1520), лекарств и парфюмерии, а также в системах отопления жилых помещений. Используется в электронных сигаретах. Сегодня большинство муниципального транспорта в Европе уже переведено на пропиленгликоль. Пропиленгликоль, в отличие от этиленгликоля, чуточку менее агрессивен к металлам и обладает лучшей теплопроводностью. В общем, именно за этой жидкостью будущее, в качестве применяемой для систем охлаждения в автомобилях и в качестве теплоносителей, для систем отопления в жилых и промышленных зданиях. Однако пропиленгликоль дороже этиленгликоля, чуть более вязкий, при том же соотношении с водой имеет более высокую температуру замерзания... Это может стать камнем преткновения.

Как известно, охлаждающая жидкость является важным расходным элементом в системе любого автомобиля. Поэтому выбор хладагента является приоритетной задачей при его замене. Сегодня мы расскажем вам, как определить — залит, и в чем заключаются различия между этими веществами.

Многие опытные автолюбители знают, что оптимальная и эффективная работа мотора транспортного средства обеспечивается качественной залитой охлаждающей жидкостью. Если расходный материал действительно добротный, то он может продлить ресурс эксплуатации комплектующих элементов двигателя, а также обеспечить их нормальную работу.

Как же быть, если вы не знаете, какая именно охлаждающая жидкость (далее — ОЖ) залита в вашем авто? Определить это не так легко, как кажется на первый взгляд.

[ Скрыть ]

Зачем автомобилисту это знать?

Как правило, автомобилисты знают, что залито в их охладительные системы. Но это в том случае, если речь идет о постоянном владельце авто. На самом деле причин, по которым автомобилист хочет узнать, что именно залито в расширительный бачок его авто, может быть очень много. К примеру:

  • Транспортное средство было недавно куплено — было бы логично узнать, какой хладагент залит в систему и когда он менялся в последний раз.
  • В системе охлаждения автомобиля возникли неполадки — плохо работает печка, периодически закипает двигатель. В некоторых случаях эти последствия могут быть причиной некачественной расходной жидкости. Тогда автомобилисту будет интересно знать, какой расходный материал залит в его авто, чтобы впредь никогда им не пользоваться.
  • Система охлаждения работает превосходно в течение долгого времени, в общем, нет никаких недостатков. В этом случае водителю тоже будет интересно узнать, что залито в систему — «Тосол» или антифриз, чтобы в дальнейшем заливать именно эту ОЖ.

Основные различия между этими ОЖ

В чем же заключаются различия между традиционным антифризом и «Тосолом»? В первую очередь стоит отметить, что «Тосол» — это та же охлаждающая жидкость только отечественного производства. История того, как на постсоветском пространстве автомобилисты стали называть любой антифриз «Тосолом», уходит на несколько десятилетий.

Тогда при Советском Союзе на авторынке продавался единственный вид хладагента и он назывался «Тосолом». Отсюда это и пошло. Некоторые автомобилисты ошибочно считают, что главным различием российского «Тосола» от любого другого хладагента является синий цвет. Однако это далеко не так. Цвет расходного вещества зависит исключительно от красителя, который в него добавляют, но ни на какие эксплуатационные характеристики он не влияет. Так что мнение о том, что синий цвет — главное различие между «Тосолом» и антифризом, ошибочное.


Состав

Собственно, эксплуатационные характеристики и состав вещества — это главное различие между ними. В составе ОЖ отечественного производства входит этиленгликоль и дистиллированная вода. Кроме того, в » также присутствуют дополнительные присадки на основе солей неорганических кислот. В частности, речь идет о фосфатах, силикатах, нитритах и нитратах.

В основе любого антифриза присутствует этиленгликоль и дистиллят, а также пропиленгликоль и спирт. Но ключевую роль здесь играют именно органические присадки. Их состав особенно ценен для расходного вещества, поскольку данные присадки увеличивают антикоррозийные и антипенные свойства материала.

Характеристики

«Тосол» . В результате того, что на поверхности металлических компонентов охлаждающей системы появляется защитный слой, толщина которого зачастую не превышает 0.5 мм, это отражается на теплопередаче. Именно из-за этого может вырасти расход бензина, а ресурс мотора транспортного средства будет сокращаться. На практике хладагенты отечественного производства теряют свои свойства уже спустя 30-40 тысяч километров пробега.


Поскольку в составе «Тосола» могут присутствовать фосфаты и силикаты, эта ОЖ может образовывать гели и осадки на стенках охладительной системы. Образование отложений в системе впоследствии может привести к засорению радиатора и, соответственно, выходу его из строя.

Антифриз . Качественный хладагент образовывает защитный слой только на тех компонентах системы, которые более подвержены коррозии. Кроме того, теплопередача не нарушается, а значит для деталей двигателя использование такой ОЖ более безопасно.

Как определить, что залито?

Как же узнать, какой расходный материал залит? Как сказано выше, по одному только цвету определить никак не получится. Ровно так же, как и понять это по вкусу. Существует миф о том, что вкус у антифриза сладковатый, но это не более, чем просто миф . Да и нужно быть осторожным при «дегустации» — химические вещества, входящие в состав ОЖ, чрезвычайно ядовиты.


Кипение двигателя — результат эксплуатации некачественного расходного материала

Что же делать автомобилисту, если он хочет узнать, какой хладагент залит в охладительную систему его авто?

  • На ощупь и запах. Традиционный антифриз не имеет запаха, а на ощупь это вещество маслянистое. Российский «Тосол» на ощупь не будет таким же маслянистым.
  • По устойчивости к морозу. Если налить небольшое количество ОЖ в бутылку и поместить ее в морозильную камеру, то она не должна замерзнуть. Если замерзла, то скорее всего это «Тосол» некачественного производства, если нет — то это, по всей вероятности, антифриз высокого качества.
  • Совместимость расходного материала с водопроводной водой. Возьмите немного ОЖ из системы своего автомобиля и налейте ее в бутылку. В пропорции один к одному налейте в эту бутылку обычной воды из-под крана, подождите около часа. Если вы увидели расслоение веществ, смесь помутнела или налицо осадок, то это «Тосол» российского производства. При использовании качественного зарубежного антифриза этого всего возникнуть не должно.
  • Узнать, какой хладагент залит, можно по плотности. Но для этого вам понадобится ареометр — специальный прибор для проверки плотности ОЖ. Проверка вещества осуществляется при температуре окружающей среды или помещения более 20 градусов тепла. Если плотность вещества составляет от 1.073 до 1.079 г/см3, то перед вами, скорее всего, хороший антифриз.

Есть еще один, так сказать, гаражный способ определения.

  1. Возьмите металлическую пластину или любое другое изделие из железа. Также вам понадобится какая-либо вещь из резины (идеально подойдет кусочек патрубка охладительной системы).
  2. Из расширительного бачка своего авто возьмите немного ОЖ в резервуар и поместите в него металлическую и резиновую детали.
  3. Подождите 10-20 минут. Как известно, российский «Тосол» образовывает защитную пленку на всех без исключения элементах системы, а значит как на металлических деталях, так и на резиновых деталях. Антифриз же считается более «умным» веществом, и защищает только те элементы, которые более подвержены образованию коррозии. То есть он будет защищать только металлические компоненты.
  4. Теперь достаньте обе детали из резервуара и внимательно проверьте их на ощупь. Если вы почувствуете, что пленка образовалась на обоих элементах, то в вашем расширительном бачке залита ОЖ российского производства. Если же пленочку вы чувствуете только на металлической детали, то в системе вашего транспортного средства залит антифриз.

Более точно определить, что именно залито в системе, никак не получится. Стопроцентный правильный ответ может дать только заключение экспертов в лаборатории. Если вы недавно приобрели авто и не знаете, какая ОЖ в нем залита, то мы посоветуем вам сразу же заменить ее на ту, которую рекомендует производитель машины. Лучше один раз немного потратиться на замену хладагента, чем потом отдавать немалые деньги за ремонт всей системы.

Видео от Сергея Масольда «Как отделить ОЖ от воды?»

Перед тем как заливать жидкость в систему охлаждения, каждый водитель обязательно озадачится маркой этой самой жидкости. А 90% публики задумаются о том, что лучше для нашей ВАЗ-2110 - тосол или антифриз. Нелепость этого вопроса заключается в том, что Тосол и есть тем самым антифризом, то есть, жидкостью, которая не замерзает на морозе. Разночтения возникли в конце 80-х годов и настолько прочно впитались в автомобильную культуру, что вытравить их сложно. Но мы постараемся это сделать прямо сейчас.

Что такое антифриз и при чём тут Тосол?

Как только появилась первая система охлаждения, в неё заливали самую доступную и эффективную охлаждающую жидкость на планете - воду. Всем вода была хороша, но имела один минус. При минусовой температуре она замерзала и, расширяясь, разрывала древние блоки цилиндров, радиаторы и головки . Поэтому ещё в конце 20-х годов в воду стали добавлять этиленгликоль, который не замерзал, а превращался на морозе в пластичную кашу. Хорошего в этом мало, но и беды особой нет - старые чугунные двигатели не страдали от замерзания.

Назвали это дело антифризом, незамерзающей жидкостью.

Тосол или антифриз, что же лучше?

Все бы хорошо, но в начале 60-х годов стали появляться двигатели с алюминиевыми блоками и деталями из сложных сплавов. Именно на эти детали и на алюминий этиленгликоль действовал смертельно - коррозия пожирала не только новые блоки цилиндров, но и крыльчатки помп, медные и латунные элементы системы охлаждения. В СССР по этому поводу особо не переживали, поскольку все автомобили имели чугунные блоки, коррозия им была не страшна.

Но тут неожиданно появилась проблема. Во время испытаний Фиат 124 , будущего ВАЗ 2101 , выяснилось, что в СССР нет антифриза , подходящего для итальянского двигателя. Итальянцы предложили свою жидкость, но союз решительно отказался. Чтобы сэкономить дефицитную валюту, институту ГосНИИОХТ было поручено в кратчайшие сроки разработать такую жидкость для Жигулей, чтобы побороть коррозию и наладить выпуск в нужных объёмах. Долго не думая, учёные добавили в смесь этиленгликоля и воды специальные присадки, которые создавали защитный слой на стенках водяной рубашки и с горем пополам защищали двигатель от коррозии.

Тосол был разработан в СССР специально для автомобиля Жигули.

Состав назвали Тосол, поскольку разработали его в отделе «Технологий Органического Синтеза», а приставка «ол» - это часть химического названия вещества.

Вывод отсюда один - Тосол это антифриз, который разработали в СССР в 60-х годах специально для ВАЗа и со временем его название стало именем нарицательным.

Видео что лучше, антифриз или тосол

Чем отличается Тосол от остальных антифризов, классификация

Тосол - это антифриз первого поколения с минимумом присадок и он отличается от современных составов, как Жигули от Теслы. Тосол - дешёвый и некачественный антифриз без смазывающих, антипенных, очищающих и других присадок , которые есть в любом другом антифризе. Чаще всего Тосол представляет собой закрашенную синькой воду с минимальным количеством этиленгликоля и его применение на современных автомобилях нельзя оправдать даже мизерной ценой и доступностью на любом авторынке в любом количестве. Чаще всего, о составе Тосола не догадываются даже продавцы, жидкость может быть изготовлена на основе любого антифриза (карбоксилатного, силикатного), о чём этикетка даже не упоминает.

Антифриз в отличии от тосола содержит в своем составе различные присадки.

Современные антифризы отличаются друг от друга исключительно по составу и никак не по цвету.

Цвет - это не присадка, это просто краситель и никакого отношения к составу жидкости он не имеет.

Теперь кратко о классификации современных антифризов.

Антифризы G11

G11 — зеленый антифриз.

Если нам в руки попадает канистра с маркировкой G11 , можно быть уверенным, что это антифриз на основе силикатов и с небольшим количеством неорганических присадок. Другими словами, это аналог того самого древнего Тосола. Главный минус таких антифризов - защитная плёнка, которую они создают по всей площади системы охлаждения. Плёнка со временем снижает теплоотдачу двигателя, охлаждаться он может хуже. Закипают такие составы уже при 105 градусах, а замена их необходима раз в 1,5–2 года . Как правило, их используют в моторах большого объёма на автомобилях выпуска до 94–95 года. Недорогой, может сносно отработать 40–50 тысяч пробега, но заменять его нужно как можно чаще.

Антифризы G12 и G12+

G12 — красный антифриз.

Следующее поколение антифризов на карбоксилатной основе. Принцип действия состава радикально отличается от G11 . Он не создаёт плёнок, не забивает систему, а удаляет очаги коррозии благодаря присадкам. Имеют полный набор антипенных, смазывающих и очищающих присадок, отличную теплопроводность и пятилетний срок службы. То же можно сказать и о антифризах G12+ , это более совершенная версия карбоксилатных составов.

Антифризы G13

G13 — фиолетовый антифриз.

Одно из последних поколений составов на основе пропиленгликоля. Имеет отличную теплопроводность, длительный срок службы и малотоксичен . Используется в высоконагруженных форсированных современных двигателях. В состав входят самые современные присадки для ухода за системой охлаждения.

Видео эксперимент: можно ли смешивать тосол и антифриз

Что в итоге

Как видим, для двигателей ВАЗ-2110 можно теоретически использовать любой вид антифриза. Завод рекомендует для автомобилей выпуска до 1999 года заливать антифризы G11 , на все остальные машины можно смело лить составы G12 и G12+ . Производителя выбираем по своему усмотрению, смешивать же антифризы разных групп категорически не рекомендуется. В противном случае можно получить забитую систему охлаждения, перегретый двигатель и раскошелиться на дорогой ремонт. Удачного всем выбора и добрых дорог!

В систему охлаждения двигателя можно залить как тосол, так и антифриз, но выход системы охлаждения из строя приведет к поломке ДВС в течение считанных минут.

Поэтому необходимо четко понимать что лучше, тосол или антифриз и есть ли разница между этими охлаждающими жидкостями?

Мы не будем руководствоваться сложными техническими терминами и понятиями, а разберем этот вопрос на доступном для большинства автовладельцев языке.

Разновидности охлаждающих жидкостей

В советские времена, когда стала очевидной необходимость разработки собственной специальной жидкости, предназначенной для отвода тепла в современных ДВС, НИИ органической химии и технологии СССР был разработан новый состав. Его назвали «Тосол».

Схема охлаждения двигателя

По факту, это был практически полный аналог зарубежных вариантов охлаждающих жидкостей, так называемых антифризов. То есть советский тосол и западный антифриз были взаимозаменяемыми веществами, но с разными названиями.

То есть заливать в машину времен начала второй половины XX века одинаково успешно можно было любую из охлаждающих жидкостей.

В состав этих жидкостей входили следующие компоненты:

  • дистиллированная вода;
  • этиленгликоль;
  • пакет присадок.

Первые жидкости имели простейший набор присадок, предотвращающих пенообразование, увеличивающие температурный порог замерзания и выступающие в роли ингибиторов коррозии.

Эксперименты показали, что если залить в систему тосол вместо воды или простой этиленгликолевой смеси с дистиллированной водой, то это положительно отражалось на состоянии и сроке службы патрубков, рубашки охлаждения, радиатора и других элементов.

После этого новый состав для отвода тепла от ДВС пошел в массовое производство.

Существующие отличия в составе ОЖ

Современный тосол несколько отличается от того состава, который был изначально заложен в это понятие при разработке.

Помимо воды, этиленгликоля и штатных противопенных и защитных присадок, в него в большем количестве, чем раньше, сегодня добавляется особый компонент, который образует на стенках всей системы тонкий, устойчивый к химическим воздействиям слой.

Существующие типы антифризов

Дело в том, что основной, противостоящий замерзанию и кипению компонент в тосоле – это этиленгликоль. А этиленгликоль является химическим агрессором.

Поэтому разработка дополнительной зажиты системы от воздействия этого спирта была вынужденной мерой. Однако образовываемая пленка несколько снижала интенсивность теплоотвода.

Тосол стандартно может быть синим или бледно-красным. Синие используется при температуре до –40 °C, красные – до –65 °C.

То есть это означает, что данные жидкости могут быть смешаны между собой без последствий. Антифризы класса G12 (красный) отличаются от тосола и составов G11 пакетом присадок.

Здесь для защиты системы от агрессии этиленгликоля применяется органические соединения, которые не образовывают дополнительную пленку, а воздействуют непосредственно на места образования коррозии. Это положительно сказывается на способности антифриза G12 отводить тепло.

В антифризах G12+ и G12++ (также красного цвета, как и G12) применяются комбинированные присадки, сочетающие в себе два вышеперечисленных механизма защиты от химического разрушения системы этиленгликолем.

Однако образовываемая защитная пленка в этом случае гораздо тоньше, чем у G11. Это позволяет антифризу более интенсивно отводить тепло от рубашки охлаждения и отдавать его в атмосферу.

Самым совершенным на сегодня является антифриз G13 (фиолетовый или ядовито-желтый). Его ключевое отличие заключается в использовании в качестве основы полиэтиленгликоля.

Полиэтиленгликоль отличается тем, что он гораздо менее агрессивен для системы охлаждения и не является настолько сильным ядом для человека, как этиленгликоль. Присадки сходны по составу с жидкостями G12+ и G12++.

Область применения

Извечный вопрос: что лучше заливать в систему охлаждения, антифриз или тосол? Здесь многое зависит от марки автомобиля и особенностей устройства системы охлаждения.

Отработавший антифриз, который нуждается в замене

Например, известно, что для ВАЗ лучше применять тосол (вплоть до модели «Веста»). Это связано с тем, что при проектировании автомобиля двигатель рассчитывался именно на отечественные охлаждающие жидкости. Не будет ошибкой использование и более дорогих антифризов. Однако такое решение обойдется гораздо дороже.

Например, обычный тосол, рассчитанный на температуру до –40 °C, стоит примерно в 10 раз дешевле, чем качественный антифриз G13. Несмотря на то, что срок службы у антифриза приблизительно в 2 раза больше, финансовая разница остается ощутимой.

Для автомобилей импортного производства в радиатор лучше заливать антифриз, который рекомендован заводом-изготовителем авто. Категорически запрещается использовать продукты с индексом G11 для систем, рассчитанных на G12 и выше. Это может привести к перегреву двигателя.

Заключение

В целом при выборе, что использовать, тосол или антифриз, необходимо руководствоваться сервисной книгой автомобиля. Если же производитель не акцентирует внимание на какой-либо конкретной жидкости, а двигатель автомобиля большого объема и низкооборотистый, то можно использовать тосол или простой импортный вариант наподобие G11.

Для малолитражных форсированных моторов, особенно в автомобилях, которым меньше 10 лет, при отсутствии информации о требуемом типе охлаждающей жидкости лучше применять более универсальные варианты G12+ и G12++.

Что заливать антифриз или тосол, видео от автоблогера

Что лучше выбрать для автомобиля: тосол или антифриз? Сегодня этот вопрос почти ни у кого не вызывает затруднений. Прожженные поклонники советского автопрома уверенно льют в свои «Вазы» и «Газы» старый-добрый тосол, а владельцы более современных моделей, напротив, боятся тосола как огня и предпочитают антифризы, хотя те стоят в 3–5 раз дороже. Почему так происходит?

Давайте разберемся, в чем разница между тосолом и антифризом, что из них лучше, от чего зависит область их применения, какие виды этих жидкостей существуют, как их выбирать и можно ли их смешивать.

Итак, если кто-то вдруг не в курсе, то тосол – это тот же антифриз. Да-да! И правильнее было бы писать «ТОСОЛ», а не «тосол». Аббревиатура взята с названия отдела, в котором занимались разработкой отечественного аналога первого зарубежного антифриза:

ТОС – Технология Органического Синтеза;

ОЛ – окончание названий спиртов в химии (этанОЛ, метанОЛ).

Немного из истории тосола

Тосол изобрели в СССР около 40 лет назад, когда двигатели новой линейки «Жигулей» оказались несовместимыми с единственным видом антифриза (импортным) Paraflu 11, который существовал в те годы. Тот антифриз страдал низким запасом щелочности и обильным вспениванием, что приводило к ускоренной коррозии металлических элементов охлаждающей системы советских марок.

Потребовалось 3 года исследований и опытов, чтобы создать такой тосол, который соответствовал бы всем существовавшим тогда требованиям. Конечный образец хорошо справлялся с функцией охлаждения, предназначался для круглогодичного использования и не вызывал такого быстрого разрушения металлов, как Paraflu 11.

Разновидностей этого тосола было немного, но на каждый из них был разработан свой ГОСТ, который строго регламентировал не только состав, но и цвет жидкости. Сомневаться в качестве продукта не приходилось.

С 90-х годов выпускать тосол по оригинальной технологии прекратили, и тогда его производством занялись многочисленные частные компании, которые были вольны менять рецептуру по своему усмотрению. Никаких исследований на этот счет больше не проводилось, улучшением свойств тосола никто всерьез не занимался.

Вот и на сегодняшний день каждый производитель сам определяет состав тосола, поэтому жидкость разных марок может сильно различаться по составу, окраске и качеству. Как правило, его выпускают в двух цветах: в синем и красном.

  • Синий тосол предназначен для температур до -40 градусов.
  • Красный до -65 градусов. В нем выше концентрация спирта.

Антфриз и его виды

В составе всех антифризов выделяют 3 главные составляющие:

  1. Двухатомный спирт (этиленгликоль или пропиленгликоль).
  2. Вода (дистилированная).
  3. Присадки.

От соотношения воды и спирта зависят температурные особенности антифриза. Присадки же определяют «лицо» жидкости. Они влияют на целый ряд факторов. Вот главные из них:

  • способность жидкости противостоять коррозии металлов и разрушению эластомеров;
  • защита двигателя от кавитации;
  • эффективность охлаждающей жидкости;
  • стабильность антифриза и срок его службы;
  • экологичность.

Именно от присадок зависит качество антифриза. В зависимости от состава антифриз делят на следующие виды:

  • G11. Класс традиционных (силикатных) антифризов. По сути российский тосол – это как раз G11. Роль присадок здесь играют дешевые органические вещества: силикаты, фосфаты, бораты, нитраты, нитриты, амины. Такой антифриз образует микропленку внутри системы охлаждения. Она защищает поверхности от коррозии, но также служит препятствием для теплообмена (уменьшает теплоотдачу на 20%). Срок службы – менее 3 лет (обычно требует замены через 2 года). Чаще всего G11 встречается в зеленом цвете, но нередко бывает синим (бирюзовым), желтым, оранжевым или красным. Покупатели выбирают его в основном, как и наш тосол, для старых машин (до 96 года выпуска) с большим объемом охлаждающей системы, а также для грузовых автомобилей.
  • G12. Карбоксилатный антифриз. Обычно красного цвета. Имеет одинаковую основу с G11 (а, следовательно, и с тосолом), но здесь главная присадка (карбоновая кислота) позволяет выйти на качественно новый уровень охлаждения и защиты двигателей высокооборотных автомобилей. Присадки лишены обволакивающего эффекта и характеризуются точечным воздействием на очаги эрозии. С одной стороны, за счет этого охлаждающая жидкость не образует теплоизолирующей пленки и потому не мешает теплообменным процессам в двигателе. С другой стороны, защита от эрозии носит адресный характер. Она «включается» лишь тогда, когда эта самая эрозия уже появилась. G12 сегодня является, пожалуй, самой популярной разновидностью антифриза. Меняют его раз в 4–5 лет.
  • G12+. Это – гибридный антифриз (Lobrid), в котором органическая база дополняется небольшим количеством минеральных присадок. По сравнению с G12 этот вариант имеет более щадящую формулу. G12 – переходная ступень от органики к неорганике. Производится на протяжении 10 последних лет, традиционно выпускается в красном цвете. Срок службы такой же, как и у G12.
  • G12++. Еще более улучшенная вариация антифриза G12. Ее принципиальное отличие – в увеличенном сроке службы. Производители заявляют, что такая охлаждающая жидкость может работать без замены более 10 лет.
  • G13. Это принципиально новый вид антифризов. Встречается в фиолетово цвете. В отличие от G11, G12, G12 + и G12++ вместе с водой его основу составляет не этиленгликоль, а более безопасный спирт – пропиленгликоль. G13 идеально подходит как для обычных городских автомобилей, так и для «форсированных» спорткаров и байков. Он менее токсичен и потому более экологичен. Срок службы этого суперсовременного антифриза производители не ограничивают.
  • G13+. Улучшенная версия G13. Принципиальной разницы между двумя этими видами антифриза нет. В основном упор делается на экологичность.

Если есть возможность выбирать, то, конечно же, антифриз всегда предпочтительнее тосола. Естественно, в данном случае под антифризом мы понимаем жидкости класса G12 и выше.

Если прицениться к охлаждающим жидкостям в автомагазине, разница налицо: 5-литровая канистра вещества с надписью «Тосол» будет стоить в районе 300–650 рублей. В то время как за такую же канистру G12 с вас возьмут 1400–1900 рублей. А за G13 и вовсе придется отдать порядка 3500 рублей.

При такой разнице в цене, каждый автомобилист хотя бы раз в жизни раз думает о том, чтобы неплохо бы вместо антифриза выбрать тосол. Но ориентировать на цену неправильно.

Современные легковые автомобили все без исключения требуют использования охлаждающей жидкости с индексом допуска от G12 и выше. И у этого есть железобетонные основания.

Итак, антифриз лучше тосола по следующим причинам:

  1. Он повышает эффективность системы охлаждения. Нет теплоизолирующей микропленки – нет перегрева. Нет перегрева – нет ускоренного износа двигателя.
  2. Он более устойчив к высоким температурам. Антифриз прекрасно выдерживает высокие температуры и не закипает в летнюю жару. В тосоле же много органических присадок, которые уже при температуре 105 градусов начинают активно разлагаться, образуя осадок и загрязняя датчики. Также есть риск из-за вскипания тосола встать на дороге в жаркий летний день.
  3. Он обеспечивает защиту деталей и узлов охлаждающей системы. Современный антифриз дает меньшую кавитацию, чем советский тосол. При этом он способствует быстрому отводу тепла. Соответственно, металлы меньше подвержены эрозии. Это практически в полтора раза продлевает срок службы радиатора, гильз, водяного насоса.
  4. Он менее агрессивен по отношению к пластиковым, силиконовым и резиновым деталям охлаждающей системы. Следовательно, можно сэкономить на замене патрубков и прокладок.
  5. Он более стабилен по своим свойствам. В отличие от тосола, антифриз не образует гелей, не дает осадка. Так происходит как при повышенных, так и при пониженных температурах. За счет этого он не засоряет радиатор и дольше выполняет свои функции.

Ну и последний фактор в пользу антифриза – это то, что ни один производитель автомобилей не простит потребителю, если тот вдруг начнет пользоваться охлаждающей жидкостью, не соответствующей рекомендациям в технической документации.

Попробуйте выбрать вместо антифриза тосол, и когда вы обратитесь к представителю завода из-за поломки мотора, насоса или радиатора, вам попросту откажут в проведении гарантийных ремонтных работ. Есть ли смысл так экономить на жидкости, которую, кстати, вы меняете всего 2–3 раза за весь жизненный цикл машины, если в результате придется так тратиться на ремонт?

В старых машинах тосол неплохо справляется со своими задачами. Здесь его разрушительное воздействие на детали ощущается слабо, потому что этот транспорт всегда требует внимания. Среди бесконечных поломок сложно выделить те, которые произошли конкретно из-за использования тосола.

Зато в современных новеньких автомобилях заметно любое отклонение от нормы. Если в двигатель такого авто залить обычный тосол, постепенно жидкость разъест гильзы и лопасти водяного насоса, выведет из строя радиатор или «скушает» патрубки. Виной тому не только химический состав тосола, но и его сниженные теплопроводные функции, а также склонность к образованию осадка.

Грузовики у нас традиционно охлаждают тосолом, и тут нет нарушения. К примеру, в официальной документации «Камазов» присутствует разрешение на использование G11. Многим это может показаться странным, однако все логично. Грузовые автомобили оснащаются дизельными двигателями, а температура в таких движках всегда ниже, чем в бензомоторах. Поэтому на дизелях G11 прекрасно справляется с возложенными на него функциями.


Идеальный вариант – выбрать тосол или антифриз той же марки, что была залита на заводе и которая указана в документах. Даже если гарантия на авто уже вышла. Как правило, компании рекомендуют охлаждающие жидкости проверенных брендов, и вы можете быть на 100% уверенными в их качестве.

Немногие знают, что выбор антифриза зависит и от вида радиатора. Например, жидкости зеленого цвета рекомендованы для алюминиевых радиаторов, а красные – для медных и латунных. Но поскольку разные производители могут окрашивать антифриз в тот цвет, в который им хочется, выбирать только по цвету не совсем верно. Так что лучше всё-таки ориентироваться на указания производителя.

Для очень старых машин допускается выбирать тосол (G11). Тем более что он разрабатывался именно для них. Также вместо тосола можно использовать антифриз G12 или даже выше. Однако чаще всего нет смысла переплачивать. Заправляйте свои «Жигули» обычным тосолом и не переживайте.

Стоит отметить, что G 12++, G13 и G13+ являются очень дорогим и чаще всего совершенно бессмысленным удовольствием, даже когда речь идет об импортных седанах и кроссоверах. Бесспорно, чем выше индекс допуска антифриза, тем лучше. Но так ли это нам нужно?! Антифриз такого качества создавался в Европе и для Европы, где основной упор, как всегда, делается на экологию. В России до этого еще далеко.

Каждый сам решает, что выбрать. Конечно, соблазнительно вместо G12 залить в авто G12++, G13 или даже «вечный» G13+, чтобы потом никогда не думать о замене “охлаждайки». Но мало кто готов ради этого прямо сегодня заплатить в 2–3 раза больше. Тем более что ТО новой машины и так каждый раз влетает в копеечку.


Покупать охлаждающую жидкость нужно в крупном проверенном магазине. Так меньше вероятность, что вы наткнетесь на подделку. Порядка 20% поломок автомобиля связано с использованием «проблемного» антифриза.

Важно изучить упаковку. Канистра не должна быть прозрачной, а криво наклеенная этикетка может свидетельствовать о том, что производство продукта велось в кустарных условиях. Если вы заметили подтекание, сразу откажитесь от покупки данного средства. Если компания сэкономила на пластике, ожидать от нее высокого качества антифриза было бы глупо.

Если есть сомнение в безопасности выбранной «охлаждайки», прямо в магазине после покупки проверьте ее с помощью лакмусовой бумажки. Увы, этот тест не позволяет определить содержание присадок, но зато он показывает уровень pH.

Если полоска стала зеленой, кислотно-щелочной баланс антифриза в норме. Если она посинела – в растворе слишком много щелочи, если порозовела – превышена допустимая кислотность.

Проверять охлаждающую жидкость перед покупкой вам вряд ли позволят, но зато после покупки вы сможете сразу показать продавцу результаты тестирования и потребовать возврата денег, если товар оказался некачественным. Как минимум вы уже не станете заливать это средство в свой автомобиль.

Однако нужно понимать, что на этикетке можно написать что угодно. И на рынке даже за большие деньги вам могут подсунуть опасную «паленку» которая очень негативно подействует на систему охлаждения. Поэтому так важно покупать жидкости антифриз исключительно в проверенных магазинах и только тех марок, в которых вы уверены.


Вопрос о том, можно ли смешивать антифриз разных видов и цветов, возникает довольно часто. Ответ один: намеренно делать это ни в коем случае не стоит. Сначала сливается старая жидкость, затем система охлаждения промывается, а уже после этого в нее заливается свежий антифриз или тосол.

Однако бывают случаи, когда долить антифриз необходимо, а подходящей марки не оказалось под рукой. В такой ситуации приходится смешивать жидкости разных производителей, а порой и различных классов.

G12++, G13 и G13+ не советуют мешать ни с чем. К тосолу разрешается доливать G11 или G12, также допустимо смешивать G11 и G12 одного производителя, даже если они разных оттенков.

Однако важно помнить, что разные производители антифриза используют разные пакеты присадок. Объединяясь, эти присадки начинают вступать в химические реакции друг с другом. Результат смешения жидкостей может быть весьма неожиданным. Есть угроза катализа коррозии, образования осадка, засорения радиатора и патрубков.

Долго ездить с таким «коктейлем» не стоит. Как только появится возможность залить в двигатель нормальный антифриз, обязательно это сделайте. Не забудьте о полной промывке охлаждающей системы.

Больше информации об антифризах, их классификации, характеристиках, а также о требованиях, которые к ним предъявляются, можете получить . Там же вы прочтете о малоизвестных видах антифризов и их особенностях.

Поделиться: