Мотор ваз 2103 какое масло лить. Замена масла в двигателе ВАЗ: что нужно знать для самостоятельного обслуживания. Синтетическое моторное масло

Двигатель ВАЗ 2103 представляет собой классический силовой агрегат, входящий в линейку моторов, разработанных и выпускаемых ОАО «АвтоВАЗ».

Обобщая, можно сказать, что все этого семейства (2101 — 2130) разработаны на базе глубокого модернизированного мотора FIAT-124. Изменения, проведенные отечественными конструкторами, касались верхнего распределительного вала и межцентровых расстояний цилиндров.

Именно эти изменения позволили в дальнейшем не один раз модернизировать моторы, не останавливая их серийного производства. От остальных силовых агрегатов этого модельного ряда (кроме « ») двигатель 2103 отличается тем, что вал газораспределительного механизма приводится в действие стальной цепью.

Технические характеристики

ПАРАМЕТР ЗНАЧЕНИЕ
Объем цилиндров (рабочий), см3 1452
Максимальная мощность, л. с. (при 5600 об/мин.) 71.4
Максимальный крутящий момент, Н.м (при 3400 об/мин.) 104
Количество цилиндров 4
Количество клапанов на цилиндр 2
Общее количество клапанов 8
Диаметр цилиндра, мм 76
Ход поршня, мм 80
Подача топлива Карбюратор или инжектор
Степень сжатия 8.5
Вид горючего АИ-92
Расход горючего, л./100 км (город/трасса/смешанный режим) 9,4/6,9/8,9
Система смазки Комбинированная (под давлением+ разбрызгивание)
Применяемое масло 5W-30, 5W-40, 10w-40, 15W-40
Объем масла в картере, л 3.75
Система охлаждения Жидкостная, замкнутого типа, с принудительной циркуляцией
Габаритные размеры, мм 565х541х665
Вес, кг 120.7
Моторесурс, тыс. час. (завод/практика) 125/200

Силовой агрегат устанавливался на автомобилях ВАЗ: 21023, 2103, 21043, 21053, 21061, 2121.

Описание

Двигатель ВАЗ 2103 изготавливается с использованием «высокого» блока цилиндров (215,9 мм вместо 207,1 у ), что позволило довести его рабочий объем до 1,5 литров и установить коленвал с увеличенным ходом поршней.

Агрегат представляет собой классический вариант мотора с верхним расположением газораспределительного механизма.

Распределительный вал приводится в действие цепным приводом, причем натяжитель цепи не предусмотрен. В связи с этим, натяжение цепи необходимо регулярно проверять и регулировать. Кроме того регулировать нужно и зазоры клапанов, так как газораспределительный механизм не имеет гидрокомпенсаторов.

  • Блок цилиндров изготавливается из чугуна, а его головка отливается из алюминиевого сплава. Распределительный вал выполнен из стали и отличается от других моделей наличием одной необработанной шейки, которая имеет форму шестигранника.
  • Карбюратор, который устанавливается на двигатель ВАЗ 2103, оснащен распределителем с вакуумным регулятором опережения зажигания. После появления инжекторных силовых агрегатов, на мотор стали устанавливать измененную головку блока цилиндров с соответствующим газораспределительным механизмом.
  • Для работы водяного насоса (помпы) используется привод с клиновидным ремнем, имеющим сечение 10х8 мм.
  • Подача масла из картера во внутренние каналы блока цилиндров и к парам трения осуществляется с помощью масляного насоса, размещенного в картере силового агрегата.
  • На двигателе 2103 устанавливалась как классическая, так и бесконтактная система зажигания.

Техническое обслуживание

Двигатель ВАЗ 2103 обладает высокой степенью унификации на уровне деталей и сборочных единиц, в связи с чем его ремонт, связанный с заменой комплектующих, не вызывает никаких трудностей.

Как и все силовые агрегаты ВАЗ того времени, моторы ВАЗ 2103 требуют достаточно сложного и трудоемкого технического обслуживания. При проведении регламентных работ необходимо:

  1. Через каждые 10-15 тыс. км пробега проверять и при необходимости регулировать: натяжение цепи привода газораспределительного механизма; зазоры клапанов в головке блока цилиндров;
  2. Регулярно очищать и регулировать карбюратор.
  3. После каждых 10 000 км пробега менять моторное масло.
  4. Регулярно проверять мотор на наличие протечек охлаждающей жидкости и моторного масла.

По мнению многочисленных владельцев автомобилей с двигателями ВАЗ 2103 этот силовой агрегат является одним из самых неприхотливых и надежных среди всех моторов семейства классических моторов.

Единственное условие – тщательное регулярное обслуживание и эксплуатация в режимах, рекомендованных руководством по эксплуатации автомобиля. При выполнении этого требования моторесурс двигателя 2103 может достигать 300 тыс. км.

Неисправности

Двигателю 2103 свойственны такие же неисправности, как и для других классических моторов ВАЗ. Чаще всего встречаются:

НЕИСПРАВНОСТИ ПРИЧИНЫ СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
Двигатель невозможно запустить. 1. Не поступает топливо в карбюратор.
2. Сильное загрязнение топливного фильтра.
3. Сломан бензонасос.
4. При запуске мотора не открывается электромагнитный клапан карбюратора.
ŸПромыть и/или продуть топливопроводы и топливный фильтр.
Заменить топливный фильтр.
Прочистить или заменить бензонасос.
Проверить целостность электропроводки.
Мотор «глохнет» на холостом ходу или его обороты «плавают». 1. Нарушена регулировка холостого хода.
2. Сломан карбюратор.
3. Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала.
ŸОтрегулировать режим холостого хода.
Прочистить каналы и жиклеры карбюратора.
Заменить диафрагму пускового устройства карбюратора.
Отрегулировать зазоры между деталями газораспределительного механизма.
Повышенный расход моторного масла. 1. Протечки масла сквозь уплотнители.
2. Изношены поршневые кольца или цилиндры.
3. Изношены или повреждены маслоотражательные колпачки клапанов.
ŸПроверить и при необходимости заменить прокладки и сальники.
Заменить кольца и/или поршни.
Расточить цилиндры.
ŸЗаменить маслоотражательные колпачки.

Встречаются и другие неисправности при эксплуатации двигателей ВАЗ 2103. В общем случае диагностику неисправностей мотора лучше проводить в условиях специализированного СТО.

Тюнинг

Добавить мощности мотору 2103 можно различными способами:

Самый простой способ – расточить цилиндры до диаметра 79 мм. Это позволит увеличить их общий объем до 1,6 литров. Установка поршней диаметром 79 мм позволяет поднять мощность до 75 л. с. При этом крутящий момент составит 115 Нм при 3 000 об/мин.

  1. Дальнейшего увеличения мощности можно добиться, увеличив ход поршня до 84 мм. Для этого применяют поршни ТРТ и коленчатый вал от ВАЗ 2130. Этот коленчатый вал, как правило, используют в тех случаях, когда хотят увеличить мощность и крутящий момент на низких и средних оборотах. При этом мощность двигателя увеличится до 80-85 л. с.
  2. Существует более сложный вариант тюнинга, при котором: растачивают и полируют каналы головки блока цилиндров и впускного коллектора; подбирают соответствующий распределительный вал. Правильно подобранные детали позволяют увеличить мощность мотора до 100 л. с.
  3. Установка компрессора 0,5 бар вместе с доработанной головкой блока цилиндров дает возможность увеличить мощность силовой установки до 125 л. с.
  4. Возможны и более дорогие способы увеличения мощности мотора 2103, однако цена комплектующих и оплата работ, связанных с доработкой деталей, сборкой двигателя и его регулировкой, может превысить стоимость как двигателя, так и автомобиля в целом.

Своевременная замена масла в ЛАДА “Гранта” - обязательное условие надежной и долгой работы силового агрегата. Поменять масло можно как самостоятельно, так и на специализированном СТО. Последний вариант имеет смысл, если автомобиль находится на гарантии производителя. В других случаях проще. дешевле и быстрее заменить моторное масло самостоятельно.

Кроме смазки подшипников, без которой они не проработали бы какое-либо значимое время. масло выполняет несколько функций, каждая из которых достойна отдельного рассмотрения:

  • смазка трущихся частей, особенно подшипников скольжения коленвала и вала ГРМ;
  • отвод излишков тепла от мест трения для дополнительного увеличения ресурса деталей;
  • очистка деталей поршневой группы и механизма газораспределения от нагара и копоти;
  • образование защитного слоя, защищающего детали двигателя во время запуска, когда давление масла отсутствует.

Почему необходимо менять масло в двигателе “Гранта”

В результате работы двигателя масло “стареет”: в нем накапливаются загрязнения, присадки “срабатываются”, взаимодействуя с металлическими деталями, воздухом и продуктами горения. Само масло постепенно окисляется, теряя свойства и переставая выполнять перечисленные выше функции. “Старое” масло:

  • хуже отводит тепло, подшипники перегреваются и интенсивней изнашиваются;
  • теряет смазывающие свойства, что приводит к увеличению трения в подшипниках и в цилиндрах;
  • уменьшает свои защитные антикоррозийные свойства;
  • накапливает продукты сгорания, забивая ими масляные каналы.

В результате ресурс двигателя существенно сокращается, возникает вероятность преждевременного выхода из строя подшипников с последующим капитальным ремонтом двигателя. Поэтому необходима своевременная замена масла в двигателе “Гранта”.

Как часто нужно менять масло

Периодичность замены зависит не от временного интервала, а от пробега автомобиля. Первая замена масла на ЛАДА “Гранта” производится после пробега 3000 км. Это связано с тем, что двигатель должен пройти обкатку. Последующие замены следует выполнять через 10-15 тысяч километров.

Какое масло необходимо заливать в ЛАДА “Гранта”

Согласно рекомендациям конструкторов ВАЗ, моторное масло для “Гранта” должно соответствовать группам SL или SJ согласно классификации API, а его вязкость - климатическим условиям и особенностям эксплуатации автомобиля.

Сколько масла необходимо заливать

Популярная “Гранта” выпускается в двух вариациях - с ручной и автоматической КПП. В первом случае при замене понадобится примерно 3,2 литра масла, во втором - 4,2 литра.

Примечание: система смазки вмещает несколько большее количество масла, но при замене часть старого масла остается в двигателе.

Что необходимо для замены масла

Чтобы поменять масло, необходимо иметь доступ к сливному отверстию снизу двигателя. Поэтому замена производится на смотровой яме или подъемнике.

Примечание: на специализированных СТО замена масла может производиться при помощи вакуумного маслоотсоса, которые удаляет масло не через сливное отверстие, а через места установки щупа.

Также понадобится:

  • новый масляный фильтр;
  • достаточное количество соответствующего моторного масла;
  • накидной ключ на 17, чтобы открутить сливную пробку;
  • воронка для заливки масла;
  • съемник масляного фильтра;
  • ветошь;
  • емкость для отработанного масла.

Как поменять масло двигателя ЛАДА “Гранта”

Замена масла в двигателе “Гранта” производится следующим образом:


Замена масла в ЛАДА “Гранта” завершена. Можно отправляться в путь.

Дорогие друзья. Сегодня мы публикуем материал в котором расскажем вам, как самостоятельно заменить масло и масляный фильтр на двигателе ВАЗ-2107, ВАЗ-2106, ВАЗ-2105 да и в принципе на любой другой ВАЗовской классике. Для этой процедуры желательно иметь под рукой эстакаду, подъемник или смотровую яму, не забываем приготовить емкость для слива отработки, шестигранный ключик для откручивания сливной пробки ну и естественно канистру масла и новый масляный фильтр.

Итак, начнем, открываем какпот и открываем маслозаливную крышку на двигателе:

Затем лезем под машину и на картере находим сливную пробку для масла, вот как она выглядит:

Берем под руку приготовленную заранее емкость для отработки и шестигранник, откручиваем пробку:

Ждем пока масло стечет полностью, можно еще чутка в конце покачать машину если она не на подъемнике, чтоб слить остатки масла, закручиваем пробку обратно, обтягиваем без фанатизма и снова лезем под капот, откручивать масляный фильтр:

Открутили фильтр, с него тоже выльется немного отработки, не испачкайтесь, затем берем новый фильтр, промазываем резиновый уплотнитель маслом и заливаем в фильтр новое масло, чтоб двигатель при первом запуске не испытывал голодания, это вредно для него. Закручиваем фильтр руками до касания резиной привалочной плоскости блока и ещё 3/4 оборота (270°). И течь не будет и снимается без всяких съёмников всегда. Обязательное условие — абсолютная чистота и предварительная смазка (прям пальцем) соприкасаемых поверхностей.

После этого заливаем масло в двигатель, ждем пока стечет, сверяем по щупу:

Масло должно быть между минимумом и максимумом, не переливайте, двигатель это тоже не любит:

Закрываем пробку заливную на крышке двигателя, заводим двигатель, даем чутка поработать на холостых. Все, вы научились самостоятельно менять масло и масляный фильтр на двигателе ВАЗ классики, если у вас остались вопросы — будем рады видеть вас в нашем клубе ВАЗ класиики .

Нужно ли заливать масло в двигатель? Человека, задавшего такой вопрос можно послать сразу куда подальше либо же счесть, что он совершенно не разбирается в технике или просто идиот. Ответ однозначный – масло в двигателе должно быть. Какое масло лить в двигатель ВАЗ 2103? Когда делается замена масла в двигателе ВАЗ 2103? Как менять? Промывать или нет? На эти все вопросы не каждый водитель ответит. А вот данная инструкция по замене масла вполне удовлетворит своими ответами на вышеприведенные вопросы. Здесь вы найдете все необходимое: видео по замене масла, подробное описание процесса замены масла своими руками, советы или «как сделать лучше» и так далее. Итак, приступим.

Виды масла масло

Выбор моторного масла для ВАЗ 2103:

  • Минеральное моторное масло
  • Полу-синтетика
  • Синтетическое моторное масло
  • Инструмент
  • Замена масла
  • Слив
  • Промывка
  • Замена фильтра
  • Заливка
  • Запуск двигателя
  • Краткое заключение

Выбор моторного масла для ВАЗ 2103

На что обратить внимание при выборе масла? Правильная замена масла двигателя ВАЗ 2103, да и любого другого, подразумевает заливку масла такого же типа, что и было и той же фирмы, желательно.

Это делается, потому что двигатель уже привык к работе с данным маслом и меньше вероятность возникновения вредных отложений, осадков и тому подобной гадости. Но можно и перейти на другое, скажем, более качественное масло. Так какое же выбрать? Что касается фирмы производителя, то особых каких-то правил нет. Все зависит от желания и цены масла. Если позволяют финансы – лучше взять дороже, потому что дороже – значит качественнее. А чем качественнее масло, тем позже делать капитальный ремонт двигателя. Можно покупать масло отечественных марок или же иностранных – но не дешевую подделку – от нее только хуже будет!

Минеральное моторное масло

Итак:

  • Подойдет ли минеральное масло (попросту «минералка») для автомобиля ВАЗ 2103? Да, подойдет. Ведь автомобиль этот изготавливался еще в Советское время, а тогда, пожалуй, только такое масло и использовали. Ездили и радовались.
  • Но не всегда «можно» означает «нужно». Да, допустимо использовать двигатель на минералке, но не советуется. Почему? Время покажет – а точнее, пройдет время, придет зима, стукнут морозы и ваш двигатель, при попытке завести его, покажет вам, извините, фигу!
  • Да-да, а все потому, что минеральное масло имеет очень нехорошее свойство – застывать при небольших отрицательных температурах. Это не единственное негативное свойство. Еще минералка оставляет отложения на деталях двигателя, а также требует частой замены.

Полу-синтетика

Итак:

  • Такое масло имеет уже усовершенствованные свойства и характеристики в сравнении с минералкой. Срок службы полу-синтетики заметно больше, соответственно – оно будет лучше сохранять свои свойства вплоть до необходимой замены по пробегу. Менее негативно влияет на двигатель, чем минеральное масло.
  • Цена на такое масло не такая уж и большая. Его легко купить практически в любом магазине. Словом, универсальное масло, которое зачастую и используют в автомобилях Жигули.

Синтетическое моторное масло

Итак:

  • Это масло, безусловно, является лучшим из существующих. Оно получило широкое распространение благодаря своим высоким эксплуатационным свойствам, хорошей способности сохранять работоспособность всех деталей двигателя.
  • Также синтетика отлично держится при больших отрицательных температурах, что крайне полезно при суровых условиях работы.
  • Но все-таки синтетическое моторное масло не советуется к использованию на подобных автомобилях по нескольким причинам. Главная из них – это целесообразность. Вся суть в том, что автомобиль разрабатывался уже очень давно, когда таких масле еще не было.
  • Да и детали двигателя вполне могут работать как на минералке, так и на полу-синтетике. А цена на синтетику просто космическая. Так что просто нет необходимости лить такое масло при замене масла в ВАЗ 2103.

Подведем итоги! Общепризнанное мнение – в автомобиль ВАЗ 2103 лучше всего подойдет полу-синтетическое масло с маркировкой 10W-40 или подобное по свойствам.

Периодичность замены масла и подготовка автомобиля

Как часто выполняется замена масла в двигателе на ВАЗ 2103? Обратим внимание на несколько моментов:

  • Если масло было залито после капитального ремонта двигателя, то его следует поменять после 1 тысячи километров пробега. Это делается потому, что во время обкатки происходит интенсивное изнашивание деталей двигателя – шатунно-поршневой группы и других деталей.
  • Обычная замена масла на двигателях от Жигулей проводится в период 8-10 тыс. км пробега или через 2 года, если автомобиль не эксплуатировался – смазка просто потеряет свои свойства.
  • Если было залито в двигатель минеральное моторное масло, то заменить его следует раньше.
  • Непригодное масло имеет темный цвет – черный, серый. Это свидетельствует о том, что в нем находится большое количество нагара и других вредных веществ и сигнализирует о необходимости замены.

Что же включает в себя подготовка автомобиля к замене масла? Давайте рассмотрим по порядку:

  • Конечно же, закупка масла и фильтра.
  • Удовлетворительное состояние двигателя вашего автомобиля. Если двигатель «жрет» масло или если видны следы подтеков по блоку, то целесообразным будет сначала провести ремонт двигателя, чтобы устранить все недостатки.
  • Прогрев двигателя. Горячее масло лучше стекает – неоспоримый факт. Перед заменой масла следует проехать на нем около 10 километров.
  • Найдите яму или эстакаду. Если в вашем гараже есть яма – это просто замечательно. Если нет, то придется потрудиться и найти данные объекты. На них удобнее всего делается замена масла двигателя ВАЗ 2103.
  • Ну и, конечно же, инструмент.

Инструмент

Что понадобится для того, чтобы поменять масло. А вот что:

  • Шестигранник на 12 или ключ на 17
  • Лейка для удобного залива масла
  • Емкость для слива масла – ненужное старое ведро, но целое.
  • Съемник масляного фильтра
  • Ножик
  • Отвертка
  • Тряпка

Вот и все принадлежности. Приступаем к замене!

Замена масла

Итак, после выбора качественного масла, закупки масляного фильтра, устранения всех течей масла на двигателе, заготовки необходимого инструмента и прогрева двигателя можно выполнять замену масла в двигателе.

Слив

Сливаем старое масло.

Итак:

  • Забираемся под машину и находим в поддоне сливную пробку.
  • Обычно она сделана под шестигранник, но может стоять другая – под ключ на 17 обычно.
  • Откручиваем сливную пробку.
  • Подставляем тару для масла.
  • Далее необходимо дождаться пока стечет все масло с двигателя.
  • После чего закручиваем сливную пробку обратно в поддон.

Примечание! Маслом можно обжечь руки, поэтому берегите их. Лучше всего использовать толстые резиновые перчатки – руки останутся целыми и чистыми.

Промывка

Зачастую этот пункт просто исключают из списка. Но в некоторых случаях промывку лучше осуществить.

Итак:

  • Если производится замена масла на другой тип. Попросту говоря – была минералка, заливаем полу-синтетику значит делаем промывку.
  • Меняем маркировку заливаемого масла. Допустим, остается полу-синтетика, но новая имеет другое обозначение, а соответственно и другие эксплуатационные показатели. Делаем промывку!
  • И третий вариант – если двигатель долго не запускался. Масло оставило отложения на стенках деталей и их необходимо смыть. Промываем двигатель.

Промывку можно осуществить несколькими способами. Вот некоторые из них:

  • Пятиминутка. Жидкость просто заливается в двигатель на 5 минут, а затем сливается. Данный способ не рекомендуется применять просто потому, что в этом нет смысла. Такой вид якобы промывки просто разжижает масло и позволяет ему лучше и быстрее стечь с двигателя, но не промывает его!
  • Специальные жидкости для промывки или промывочное масло. Вот порядок промывки двигателя таким способом.
  • После слива старого масла в двигатель заливается промывочное. Это делается через заливную пробку в крышке головки блока цилиндров.
  • Затем двигатель запускают и позволяют ему поработать на небольших оборотах около 10 минут.
  • Следующим шагом сливают промывочное масло.
  • Двигатель промыт и готов к заливке обычного масла.

Совет! Делайте промывку двигателя только при случаях, перечисленных выше. Если вы заливаете такое же масло, какое у вас было до замены, то промывка будет даже немного вредна двигателю!

Замена фильтра

После промывки, а если меняем масло без нее – то после слива масла необходимо заменить масляный фильтр. Инструкция по замене масляного фильтра.

Итак:

  • Для снятия масляного фильтра может и ничего не потребоваться. Обычно он просто выкручивается силой рук. Для удобства можно использовать тряпку или перчатки.
  • Если не получается скрутить фильтр, тогда потребуется воспользоваться специальным съемником.
  • Съемники бывают разного типа, поэтому скажем в общих чертах. Зажмите фильтр в съемнике и проверните в сторону откручивания. Дальше можно скручивать руками.
  • Если же даже съемником не получается сорвать фильтр, то он просто пробивается отверткой и выкручивается таким вот способом.
  • Обратите внимание на посадочное место под фильтр. Бывает такое, что на нем остается резиновое уплотнительное кольцо со старого фильтра.
  • Это кольцо необходимо счистить ножом, а посадочное место протереть тряпкой, чтобы никакого мусора там не осталось.
  • После подготовки посадочного места необходимо налить в новый фильтр немного масла, а также смазать резиновое уплотнительное кольцо.
  • Запомните – фильтр обратно закручивается только руками! Иначе потом вы его просто не выкрутите.
  • Фильтр поменян.

Совет! Не забывайте, что в масляном фильтре также находятся остатки масла. Не подставляйте лицо или руки– рискуете обжечься и вымазаться!

Заливка

Приступаем к заливке масла:

  • Открываем капот.
  • Откручиваем заливную пробку. Как уже говорилось, она находится в крышке ГБЦ.
  • Далее нам потребуется лейка. Вставляем ее в заливную горловину.
  • Заливаем масло. В процессе заливки масла важно контролировать его уровень в двигателе.
  • Для этого достаем масляный щуп, протираем его. Затем снова опускаем в блок, вынимаем и смотрим на уровень.
  • Уровень масла на щупе должен находиться примерно посередине между двумя отметками минимума и максимума. Не допускайте, чтобы масло достигало максимума – это будет излишняя нагрузка на сальники двигателя и больше вероятность, что оно потечет.
  • После запуска двигателя необходимо будет еще долить масло до уровня.
  • Закручиваем заливную пробку обратно. Обратите внимание на состояние пробки. Она должна плотно сидеть. Если ее состояние не удовлетворительное, то из-под нее будет подтекать масло и она будет дрожать и издавать звуки, которые будут вас раздражать во время езды.

Запуск двигателя

После замены масла необходимо запустить двигатель и проверить его работу:

  • Через несколько секунд после запуска должна погаснуть лампочка уровень масла.
  • Двигатель может сначала работать шумно, но потом все устранится. Нужно время, чтобы масло попало в систему.
  • Во время работы двигателя проконтролируйте герметичность сливной пробки. Если она плохо затянута, оттуда будет подтекать масло.
  • После нескольких минут работы двигателя, заглушите его и проверьте уровень масла. При необходимости долейте.

Краткое заключение

Короткое напутствие напоследок:

  • Следите за состоянием и чистотой двигателя вашего автомобиля.
  • Меняйте масло в двигателе вовремя!
  • Не сорвите резьбу при закручивании сливной пробке – это грозит иногда заменой поддона.
  • Не упускайте из внимания те советы, которые вы здесь встречали.
  • Выбирайте масло, которое уже зарекомендовало себя в хорошем свете. Остерегайтесь дешевых подделок.
  • Просмотрите видео по замене масла, чтобы было еще понятнее.
  • Надеемся, что данная статья вместе с подкрепляющими фото поможет вам.

Следите за состоянием вашей «Тройки» и она будет служить вам долгие годы!

Если Вам посчастливилось стать обладателем автомобиля отечественного производства, из «ВАЗовского» семейства марки «Жигули», а навыками необходимыми для замены моторного масла в двигателе вы не обладаете, данная статья именно для Вас. Статья послужит своего рода пособием для тех, кто с автомобильным мотором на «Вы».

И так, для того, чтобы поменять масло и масляный фильтр в двигателе автомобилей: ВАЗ-2107, ВАЗ-2106, ВАЗ-2105, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103, ВАЗ-2101, вам необходимо иметь набор инструментов, масло и масляный фильтр соответственно. Теперь детальнее.

Что необходимо для того, чтобы заменить масло и масляный фильтр двигателя своими руками?

Первым делом купите моторного масла 4 л. и масляный фильтр. Марка и тип моторного масла — личное дело каждого и зависит, как правило, от предпочтений и толщины кошелька. Время года, как ни странно, тоже играет роль, в качестве оптимального варианта для вашего «Жигуленка» могу посоветовать вариант всесезонного полусинтетического моторного масла марки (10W40).

Подготовьте также инструментарий, который будет необходим вам для проведения замены масла в двигателе автомобиля ВАЗ-2107, ВАЗ-2106, ВАЗ-2105, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103 ВАЗ-2101:

1. Шестигранный ключ на «12», а также металлическая трубка диаметром чуть больше 12 мм,

2. Ключ (специальный) для откручивания масляного фильтра. В случае если вам не удалось найти такой, есть другой более сложный вариант – собственные умелые руки и отвертка.

3. Ключ на «17» накидной или торцовый (пригодиться на тот случай, если вдруг на поддоне картера установлена нестандартная сливная пробка).

4. Позаботьтесь также о емкости для слива отработанного масла.

Важно! Работа по замене масла в двигателе обязательно должна проводиться на смотровой яме, подойдет также эстакада или подъемник. Лежа на земле, данную операцию вам вряд ли удастся провести.

Теперь, по пунктам, переходим непосредственно к самому процессу замены моторного масла:

1. Перед тем, как приступать к замене масла следует прогреть двигатель автомобиля до рабочей температуры, это где-то около 70-80 градусов. Затем заглушите мотор, и при помощи «шестигранки на 12» открутите сливную пробку поддона двигателя, предварительно подставив под него приготовленную заранее емкость. Слейте масло. Чтобы моторное масло текло лучше, открутите крышку заливной горловины клапанной крышки.

2. Далее открутите масляный фильтр при помощи спецключа. В случае если у вас не оказалось ключа, можете попытаться открутить фильтр, взявшись покрепче двумя руками, слава Богу добраться к нему не трудно. Если не получилось открутить фильтр руками, воспользуйтесь отверткой.

3. Как только масло с двигателя стекло все до последнего, закрутите сливную пробку поддона картера.

4. Важно! Прежде чем установить новый масляный фильтр, его необходимо наполнить небольшим количеством масла, а также смазать резиновый уплотнитель (кольцо). Не помешает также протереть само посадочное место, в которое будет установлен масляный фильтр на блоке мотора.

По аналогии с предыдущими модификациями линейки ДВС двигатель ВАЗ 2103 сохранил верхнее расположение распредвала. Увеличена мощность мотора, навесное оборудование вращается ремнем, цепь осталась только на звездочке ГРМ.

Технические характеристики двигателя 2103

В третьем по счету ДВС 2103 производитель АвтоВАЗ вернул исходный диаметр цилиндра 76 мм и увеличил объем камеры сгорания, поэтому технические характеристики мотора имеют вид:

Изготовитель ВАЗ
Марка ДВС ВАЗ-2103
Годы производства 1972 – 1983
Объем 1,5 л (1452 см 3)
Мощность 52,4 кВт (71,4 л. с.)
Крутящий момент 106 Нм (3400 об/мин)
Вес 120,7 кг
Степень сжатия 8,5
Питание карбюратор ДААЗ-2103 Солекс (1972 – 1974 г.г.), далее Озон 2107-1107010-20
Тип мотора рядный
Число цилиндров 4
Местонахождение первого цилиндра возле цепи ГРМ
Число клапанов на каждом цилиндре 2
Материал ГБЦ сплав алюминиевый
Допустимое коробление прокладки коллекторов (впуск/выпуск) 0,08 мм

прокладка головки цилиндров 0,05 мм

Седло клапана ширина 2 – 2,4 мм, угол 45°
один верхний внутри ГБЦ, ширина фаз 232°, опережение выпускного клапана 42°, запаздывание впускного клапана 40°
Сальник распредвала диаметры – 40 мм, 56 мм, ширина 7 мм
Материал блока цилиндров чугун
Диаметр цилиндра класс А – 76 – 76,01 мм

класс В – 76,01 – 76,02 мм

класс С – 76,02 – 76,03 мм

класс D – 76,03 – 76,04 мм

класс Е – 76,04 – 76,05 мм

Поршни и кольца поршень из алюминиевого сплава с оловянным покрытием

кольца чугунные, компрессионное снаружи хромированное (верхнее) и фасфотированное (нижнее)

Диаметр поршня класс А – 75,94 – 75,95 мм

класс С – 75,96 – 75,97 мм

класс Е – 75,98 – 75,99 мм

Зазоры поршень/стенка цилиндра – 0,153 – 0,173 мм (стандарт) или 0,19 мм (максимум)

поршневых колец – 110 мм относительно плоскости разреза

Кольцо компрессионное верхнее 1,535 – 1,555 мм
Кольцо компрессионное нижнее 3,957 – 3,977 мм
Кольцо маслосъемное 2,015 – 2,035 мм
Зазор между поршневой канавкой и кольцом 0,03 – 0,07 мм
Коленвал чугун, литье
Количество подшипников коренных 5
Диаметр шейки КП 50,795 – 50,775 мм
Зазор коренной шейки 0,1 – 0,5 мм
Подшипники шатунные диаметр шейки вала – 47,814 мм

толщина вкладыша – 1,448 мм

ширина вкладыша – 28,025 – 28,975 мм

Сальники коленвала передний – диаметры 42 мм, 60 мм, ширина 7 мм

задний – диаметры 85 мм, 105 мм, ширина 10 мм

Ход поршня 80 мм
Горючее АИ-92
Нормативы экологии Евро-2
Расход топлива трасса – 6,9 л/100 км

смешанный цикл 8,9 л/100 км

город – 9,4 л/100 км

Расход масла максимум 0,7 л/1000 км
Моторное масло для 2103 5W-30 и 15W-40
Объем моторного масла 3,75 л
Периодичность замены каждые 55000 км
Рабочая температура 80°
Ресурс мотора заявленный 125000 км

реальный 200000 км

Регулировка клапанов гайками и щупом
Система охлаждения принудительная, тосол-А40
Количество ОЖ 9,75 л
Помпа крыльчатка полимерная, крепление на блоке
Зажигание транзисторное бесконтактное, катушка Б117А и распределитель 30.3706
Свечи на 2103 оригинал – А17-ДВ
Зазор между электродами свечи 0,5 – 0,6 мм
Цепь ГРМ двухрядная роликовая, 116 звеньев, длина 49,54 – 49,58 см
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Воздушный фильтр сухой со сменным картонным картриджем и предочистителем, регулировкой температуры по сезону
Масляный фильтр рекомендуемый Mann W914/2
Маховик 129 зубьев, 0,62 кг

диаметр внутреннего отверстия – 25,67 мм

диаметр наружный – 27,75 мм

количество посадочных отверстий – 6 штук

смещений нет

Болты крепления маховика М10х1,25 мм, длина 23,5 мм,
Маслосъемные колпачки производителей Хорс или Corteco
Компрессия давление в цилиндрах от 10 бар, разница давлений в отдельных цилиндрах в пределах 1 бара
Температура масла 80°С
Температура срабатывания термостата 80 – 84°С
Давление клапана внутри радиаторной пробки 0,7 – 1 бар
Содержание в выхлопе вредных продуктов СН <200%, СО <0,5%
Обороты ХХ 850 – 900 мин -1
Усилие затягивания резьбовых соединений свеча – 37,24 Нм

маховик – 83,3 – 84,38 Нм

болт сцепления – 29,4 Нм

крышка подшипника – 80,36 – 84,38 Нм (коренной) и 51 – 53,5 Нм (шатунный)

головка цилиндров – две стадии 39,2 Нм, 112,7 Нм

Конструктивные особенности

Обладает схема двигателя следующими нюансами:

  • распредвал от 2101 – одна шейка между кулачками второго цилиндра необработанна (шестигранник);
  • головка блока цилиндров – внутри камеры сгорания 2 мм ступень, выполненная фрезеровкой;
  • привод – ГРМ цепью, помпа и генератор – ремнем 8 х 10 мм длиной 944 мм;
  • коленвал от 2101 – 40 мм радиус кривошипа;
  • объем в двигателе увеличен по сравнению с предыдущей версией 2101 – высота блока больше на 8,8 мм, ход поршня увеличился.

Для отечественной «классики» ВАЗ существуют общие стандарты, какое масло лить в двигатель – 5W30/5W40 или 10W40/15W40. Охлаждающая система здесь комбинированная (разбрызгивание и подача смазки под давлением).

В этом ДВС впускной коллектор имеет перегородку большей длины для улучшения стабильности оборотов ХХ, поэтому деталь не подходит на более ранние версии моторов. Без изменений остался выпускной коллектор, позволяющий произвести тюнинг за счет использования прямоточного глушителя, чтобы увеличить мощность привода авто.

Достоинства и недостатки

Основной особенностью является привод ГРМ, поэтому двигатель 2103 каждые 10000 км пробега необходимо обслуживать. Интенсивно изнашивается распредвал, снижая характеристики двигателя. Для этой версии ДВС производителя ВАЗ характерны все неисправности карбюратора.

Зато для этих движков предусмотрен капитальный ремонт, так как они обслуживаемые, у завода производителя имеются ремонтные комплекты поршней и колец

В каких авто устанавливался?

Создавался двигатель 2103 под соответствующую модель АвтоВАза, позже стал устанавливаться на другие авто этого производителя:

  • ВАЗ 21023;
  • ВАЗ 21043;
  • ВАЗ 21053;
  • ВАЗ 21061;
  • ВАЗ 2107;
  • ВАЗ 2121.

В силу технических особенностей располагается мотор 2103 всегда продольно, поэтому в переднеприводных моделях не используется.

Регламент техобслуживания

Официальный мануал объясняет устройство ДВС и сроки замены расходников при обслуживании мотора:

Объект техобслуживания Время или пробег (что наступает раньше)
Ремень ГРМ замена через 100000 км
Батарея АКБ 1 год/20000
Зазор в клапане 2 года/20000
Вентиляция картера 2 года/20000
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование 2 года/20000
Топливопровод и крышка бака 2 года/40000
Масло моторное 1 год/10000
Фильтр масляный 1год/10000
Фильтр воздушный 1 – 2 года/40000
Фильтр топливный 4 года/40000
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения 2 года/40000
Жидкость охлаждающая 2 года/40000
Датчик кислородный 100000
Свеча зажигания 1 – 2 года/20000
Коллектор выпускной 1 год

Благодаря несложной конструкции замена масла и, даже капремонт доступны своими руками. В советские времена автолюбителями практиковалась модернизация двигателя, варианты которой рассмотрены ниже.

Неисправности: признаки, причины и устранение

Для двигателя 2103 производителя ВАЗ характерны следующие поломки:

Поломка Вероятная причина Способ ликвидации
Двигатель 2103 не заводится поломка электромагнитного клапана замена клапана
выход из строя бензонасоса прочистка/замена бензонасоса
загрязнение топливного фильтра установка нового фильтра
не поступает бензин в карбюратор чистка карбюратора
На ХХ плавают обороты или глохнет мотор нарушены регулировки холостого хода регулировка винтами качества/количества режимов ХХ
поломан/засорен карбюратор ремонт и очистка карбюратора
разрегулированы зазоры между рычагами распредвала и кулачками регулировка зазоров
Повышенный расход масла износ уплотнителей замена прокладок
износ стенок цилиндра либо поршневых колец подбор ремкомплекта колец
повреждение/выработка маслосъемных колпачков установка новых колпачков

Внимание: При обрыве цепи ГРМ двигатель гнет клапана, поэтому натяжение и общее состояние звеньев следует периодически проверять.

Варианты тюнинга

Наиболее популярен тюнинг следующих видов:

  • растачивание на 3 мм диаметра цилиндра, чтобы увеличить объемы (под серийный поршень 2101 или 2106);
  • увеличение хода поршня до 84 мм и использование коленвала от 2130;
  • замена шатунов деталями длиной 134 мм.

Таким образом, мотор 2103 качественно превосходит две предыдущие модификации ДВС производителя АвтоВАЗ. Владельцу Жигулей не нужно было задумываться, какое масло применять, так как руководство по эксплуатации 2101 – 2103 максимально похожи.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Движок ВАЗ 2103

Характеристики двигателя 2103

Годы выпуска – (1972 – наше время)

Система питания – карбюратор/инжектор

Количество цилиндров – 4

Клапанов на цилиндр – 2

Ход поршня – 80 мм

Поперечник цилиндра – 76 мм

Степень сжатия – 8,5

Объем мотора 2103 – 1452 см. куб.

Мощность мотора 2103 – 71 л.с. /5600 об.мин

Вращающий момент – 104 Нм/3400 об.мин

Расход горючего - город 9.4л. | трасса 6.9 л. | смешанн. 8,9л/100 км

Расход масла – 700 гр на 1000 км

Читайте так же

Вес мотора ваз 2103 - 121кг

Габаритные размеры мотора 2103 (ДхШхВ), мм - 565х541х665

Мас ло для мотора ваз 2103:

Сколько масла в движке 2103: 3.75 л.

При подмене заливать около 3.5 л.

Ресурс мотора ваз 2103:

1. По данным завода – 125 тыс.км

2. На практике – до 250 тыс.км

Потенциал – 200 л.с.

Без утраты ресурса – 80 л.с.

Движок устанавливался на:

Неисправности и ремонт двигателя ВАЗ 2103

Движок ВАЗ 2103 1,5 л. карбюраторный рядный 4-х цилиндровый с верхним расположением распределительного вала, грм мотора 2103 имеет цепной привод. Блок мотора ваз 2103 высочайший, об этом ниже. Ресурс мотора 2103, при бережной эксплуатации, своевременному обслуживанию превосходит установленные заводом 125 тыс. км и добивается 180-200 тыс. км.

Главные отличия мотора 2103 от 2101 увеличенная высота блока на 8,8 мм с 207,1 мм до 215,9 мм для способности установки коленвала с увеличенным ходом поршня, с помощью которого объем мотора возрос до 1,5л.

Как было увидено в прошлых статьях, в движках жигулей есть неувязка износа распредвала. Ввиду того, что цепной привод не имеет натяжителя – необходимо подтягивать цепь, так же движок нуждается в неизменной(раз в 10 тыс.км) регулировке зазоров клапанов, об этом даст подсказку звучный стук в движке ваз 2103 при работе мотора на холостом ходу слышный с места водителя при закрытом капоте. У многих появляется вопрос, для чего регулировать клапана, ответ прост - снизится мощность, вырастет расход топлива, прогорит клапан и много других радостей жизни. Регулировка клапанов мотора ваз 2103 должна выполняться или мастером или своими руками. К другим дилеммам, к арбюраторы Вебер и Озон повсевременно требуют регулировки СО и чистки. Нередко случается так, что нагревается движок ваз 2103, делему отыскиваете в помпе, 99% это она. Часто когда на 2103 движок троит, тут обстоятельств может быть масса, почаще прогар клапана, в любом случае нужно мерять компрессию и демонстрировать машину мастеру. Многие неисправности мотора ваз 2103 повторяют задачи 2101, в силу их близкого родства. Для более полной картины и чтоб ничего не упустить, почитайте про мотор 2101 здесь.

Все же, п о народному воззрению мотор 2103 более надежный и нетребовательный посреди традиционной линейки движков, а беря во внимание цены на запчасти на движок ваз 2103, то неприходится удивляться почему же классика до сего времени ездит по нашим с вами улицам.

Замена масла на ваз 2101-2107,все тонкости и нюансы этой несложной операции.

Несколько обычных правил при подмене масла посодействуют для вас сделать эту операцию верно и стремительно.при всем этом…

Читайте так же

Замена масла в двигателе — Для Чайников от Auto overhaul Как поменять масло в двигателе

Контакты по вопросам сотрудничества (спонсоры,предложения рекламы): Почта: [email protected] Я в Вконтакте …

Тюнинг двигателя ВАЗ 2103

Форсировать двигатель 2103

Способов доработки мотора ВАЗ 2103, как и всей классики, масса, от расточки до компрессора с турбинами, но начнем подряд. Как форсировать движок ваз 2103, самый дешевенький и обычный тюнинг мотора ВАЗ 2103 была и остается расточка цилиндров на 3 мм под 79 мм поршень от ВАЗ 21011 либо от ВАЗ 2106, на выходе имеем 1,6л. Точить далее, под 82 мм не получится из-за очень тонких стен блока.

Для предстоящего роста объема необходимо наращивать ход поршня до 84 мм. Повышение объема таким методом понижает наибольшие рабочие обороты, низовойдвигатель не наилучший выбор для гонок, но все таки. Для роста мощности мотора ваз 2103 ходом поршня, ставят коленвал ВАЗ 2130, а так же употребляют поршня ТРТ, шатуны усаживаются до 134 мм. Минусы ТРТ поршней – наименьшая их крепкость по отношению к стандартным, термическая нагрузка на кольцо и возможность прогара поршня.

Расточка двигателя 2103

Максимальный крутящий момент

115Нм при 3000об/мин

С данной конфигурацией получаем в точности мотор 2106.

Поршень большего поперечника, стандартный ход

Моментный движок, не для гонок конфигурация.

Как форсировать двигатель ВАЗ 2103 путем доводки ГБЦ

На троечном моторе применяется ГБЦ ВАЗ 2101, основной недочет которой заключается в том, что разрабатывалась она под малообъемные агрегаты. Соответственно проходные сечения каналов не соответствуют возросшему объему, это необходимо исправлять методом расточки и полировки каналов.

Полировка и расточка каналов гбц ваз 2103 и коллектора значительно понизит сопротивление на впуске, мощность мотора во всем спектре возрастает на 10%. Как полировать и какие подбирать валы описано в статье «Тюнинг ВАЗ 2101», ввиду идентичности моторов, все это применимо к движку тройки жигулей. Доработка мотора 2103 на этом не завершается, верно подобранный распределительный вал на 2103, а так же доработанная голова способны показать более 100 л.с.

Распредвал на ВАЗ 2103

Правило выбора распревала обычное, на низовом конфиге, когда большой ход поршня и он больше поперечника цилиндра, необходимо брать вал низовой с фазой до 270, подъем клапана побольше. Таковой движок получится достаточно тяговитый, городской и ехать будет куда лучше эталона, в то время высочайшие обороты пропадут. Какой распредвал избрать для низов, подойдет Эстонец 1, нивовский вал 213 либо нечто схожее по характеристикам. При верховой конфигурации соответственно избираем верховой вал широкофазный с огромным подъемом клапанов. В стандартную голову без доработок встанет распредвал Мастермотор 48, ОКБ Движок 480 и им подобные. Более широкофазные потребуют доп работ. Минусы валов с широкой фазой это тяга на низах, чем злее вал тем ужаснее едет снизу и неравномерней холостой ход, но теряя низы получаем высшую мощность на верхах. В какую сторону двигаться и стоит двигаться вообщем решать для вас, главные и более пользующиеся популярностью принципы форсирования мотора 2103 для вас были представлены очень просто и доступно.

Компрессор на классику

Компрессор на 2103 хороший вариант дешево надуть жигули, в магазинах лежат готовые установочные киты с давлением 0,5 и 0,7 бар от автотурбо. Установка компрессора 0.5бар на классику достаточно такие обычная и просит минимум доработок, в паре с доработанной ГБЦ мотор выдает более 125 л.с. Против данного способа выступает стоимость всех мероприятий. Jeep Grand Cherokee Wk2 Замена Масла Подмена масла Гранд Чероки WK2 Движок Pentastar 3.6 V6 Jeep Grand Cherokee WK2. В пластмассовой крышке мотора есть лючок для доступа к масляному щупу и заливной горловине. Но еще более удачный доступ будет, если снять пластиковую крышку на сто процентов. Моторный отдел без крышки. Крышка заливной горловины. Ее следует открутить, чтоб масло ре...

Поделиться: