Схема подключения противотуманных фар «с нуля. Руководство по установке и подключению противотуманных фар в гаражных условиях Простая схема подключения противотуманных фар


Противотуманные фары - должны излучать белый или жёлтый свет, дающие плоский и широкий горизонтальный луч, который стелется непосредственно над дорогой, чтобы не освещать толщу тумана по высоте. Могут быть расположены в головной оптике.

ПТФ устанавливаются на авто для улучшения освещенности дорожного полотна в сложных погодных условиях (туман, дождь, изморось или снегопад). ПТФ могут быть как отдельностоящие либо встроенные в головную оптику автомобиль. Широкий пучок света противотуманных фар хорошо подсвечивает обочину, облегчая маневрирование на извилистых дорогах.

Чтобы обеспечить хорошую видимость в тумане, противотуманная фара должна быть правильно установлены, иметь четкую верхнюю границу пучка и стоять как можно ниже к дороге: между слоем тумана и дорогой всегда есть промежуток, в который и должен попадать свет.

Секрет первый. Туман хоть и стелется по земле, все же не достает до нее. И на том уровне, где установлены противотуманные фары, его практически нет. Получается, что противотуманные фары светят под туман.

Секрет второй. По верхней кромке луч противотуманных фар имеет четкую границу. И не попадает на капли тумана, находящиеся перед глазами человека за рулём. А, значит, не отражается и не слепит водителя.

Остаётся ответить на последний вопрос: почему жёлтый свет меньше рассеивается в тумане? Дело в том, что сильнее всего рассеивается свет с наименьшей длиной волны, то есть синяя часть спектра. Светофильтр противотуманной фары как раз отрезает синюю часть спектра, оставляя более длинноволновую составляющую. Белый свет, из которого исключили синий, как раз и воспринимается глазом, как жёлтый.

При езде в условиях сильного дождя, снегопада, пыли или дыма, свободной прослойки, как под туманом, нет, и решающее значение приобретает чёткая верхняя граница света и фильтрация высокочастотной составляющей спектра.

Требования при установке

Правилами дорожного движения (ПДД) на основании ГОСТ 8769-75 разрешено устанавливать противотуманные фары исключительно в количестве двух штук не дальше 400 мм от плоскости бокового габарита (по внешней кромке рассеивателя) и не ниже 250 мм от уровня поверхности дорожного покрытия (по нижней кромке рассеивателя).

Правила № 48 Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН «Единообразные предписания, касающиеся утверждения транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации» дополнительно предписывают их установку не выше фар ближнего света (кроме полноприводных автомобилей). Углы видимости противотуманных фар (в пределах которого фары не загораживаются какими-либо элементами автомобиля) должны составлять: вертикальный +15…−10°, горизонтальный - +45…−10°. Противотуманные фары должны включаться только вместе с габаритным светом автомобиля.

Требования к противотуманным фарам

Фары должны иметь сертификат соответствия по Правилам № 19 ЕЭК ООН «Единообразные предписания, касающиеся официально утверждения противотуманных фар для автотранспортных средств». Фары, прошедшие сертификацию, имеют знак международного утверждения - несмываемую надпись на светорассеивателе или защитном стекле фары. В знаке содержится: информацию о стране, выдавшей утверждение, его номере, категории фары и др. Например, если фара сертифицирована в России на ней будет стоять знак Е22 в круге.

Автомобиль, оснащенный противотуманными фарами как нельзя кстати придётся для поездок в условиях ограниченной видимости, тумана и иных неблагоприятных погодных условий. Ещё одним немаловажным этапом будет грамотная установка и регулировка этих элементов внешнего освещения. Не смотря на то, что противотуманные фары устанавливались с завода не во всех комплектациях Лады Гранта, установить их своими руками не составит большого труда.

О том, как правильно и безопасно внедрить в вашу систему освещения противотуманные фары на Ладу Гранту своими руками и получить от всего этого ощутимый результат, читайте ниже в нашем материале.

Подготовительный этап (выбор ПТФ на Лада Гранта)

Для того, чтобы вмонтировать ПТФ в Ладу Гранту, потребуются специальные места установки. Благо в стандартном бампере уже с завода предусмотрены такие штатные места. Их размеры полностью схожи и идентичны с ПТФ от «Калины» и имеют два различных вида.

Первый продаётся под торговой маркой «Bosch» г. Рязань и имеет плоское стекло блок фары, а фары с выпуклым стеклом выпускаются под производством г.Киржач. У двух этих типов фар имеется одинаковые крепления, поэтому о том, какие фары покупать лично для себя выбирайте самостоятельно.

Хотя по мнению «Грантоводов», стёкла от Bosch гораздо крепче.

С левой стороны ПТФ от «Bosch» (ЛУЧ), с правой стороны «Киржач».

Если же вы не хотите «заморачиваться» с установкой «стоковских» элементов, можно установить стандартные ПТФ, благо в переднем бампере для них тоже можно найти место.

Первый этап установки

В первую очередь перед установкой подготовьте рабочее место к работе, проверьте комплект противотуманных фар на целостность и также комплект для подключения ПТФ на наличие всех проводов, реле и предохранителей. Если вы до настоящего времени никогда не занимались установкой подобных световых элементов самостоятельно, то внимательно изучите схему электропроводки автомобиля и схему подключения ПТФ.

Пошаговый процесс подготовки


Монтаж ПТФ (фото-инструкция)

Как вы уже могли заметить, бампер Лады Гранта представляет из себя единую отлитую форму из пластика, в корпусе которого и расположены места для противотуманных фар, скрытые заглушками. Следующим этапом будет вырезание этих заглушек.

Установка ПТФ через отдельную кнопку

Для того, чтобы подключить противотуманные фары на Лада Гранта, не надо с нуля покупать весь комплект проводки, реле и дополнительных деталей.

Достаточно лишь взять специальный комплект для подключения ПТФ для автомобилей Лада семейства калина/приора/гранта. Такой комплект включает в себя все необходимые материалы, а также подробную инструкцию по установке. Всё же, как правило самый главный недостаток этой проводки — короткие провода для кнопки включения ПТФ, но они без проблем удлиняются путём врезания необходимой длины проводов.

Всё необходимое в этом наборе уже присутствует.

Установку следует проводить строго по инструкции, выводя провода от ПТФ, непосредственно к монтажному блоку, по бамперу и лонжерону проложив проводку к самой кнопке. Важно зафиксировать все провода пластиковыми хомутами и уложить провода в гофрированную трубку там, где их износ максимально возможен.

Схема подключения ПТФ

Подключение проводим строго по этой схеме:

При подключении ПТФ по такой схеме, гарантированно всё будет работать.

Единственным минусом такого варианта подключения ПТФ будет отсутствие сигнальной лампы на панели приборов.

Проверка работы противотуманных фар и окончательная сборка

Перед тем как приступить к сборке всех собранных элементов, необходимо проверить все на работоспособность.

В первую очередь проверяем все места креплений на надёжность фиксации — это касается как проводов, так и самой блок фары. После чего подключаемых клемму к аккумуляторной батарее и смотрим как работают световые элементы. Если все получилось и работает, собираем все в порядке обратном снятию и наслаждаемся выполненной работой.

Выводы

Как вы могли убедиться сами, для того чтобы провести грамотную и правильную установку ПТФ на лада гранта не требуется больших умений и знаний. Достаточно лишь строго следовать нашей инструкции и сохранить сноровку и терпение.

Последним шагом будет регулировка ПТФ, чтобы поездка на автомобиле была безопасной не только для вас, но и для всех остальных водителей, следующих во встречном направлении.

Только правильно укомплектованный автомобиль является максимально безопасным. Во многом, это относится к установленному световому оборудованию, без которого невозможно движение в темное время суток. Одним из важных, хотя и не обязательных световых приборов на современном автомобиле, являются противотуманные фары, которые не всегда устанавливаются на заводе штатно.

Те водители, кому приходится часто совершать длительные поездки или много путешествовать, видят смысл в самостоятельной установке ПТФ - движение без них в условиях непогоды существенно затруднено, а часто и полностью невозможно. Подключение противотуманных фар - не самая сложная работа, поэтому она может выполняться самостоятельно.

Как выбрать

Еще до момента подключения противотуманок следует определиться с тем, какой тип ламп будет более предпочтительным - галогеновые или газоразрядные , т. е. ксеноновые. Это важный момент, поскольку для этих двух видов ламп выпускаются разные типы фар. Если установить ксенон в непредназначенную для этого фару, последствия в виде штрафа или лишения прав неизбежны. ПТФ под ксенон маркируется буквой «D», под галогеновую лампу «Н».

Другие моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе выглядят следующим образом:


После приобретения подходящих ПТФ, еще до момента их установки на свое постоянное место, следует провести небольшую подготовительную работу, а именно заклеить стекла защитной пленкой. Это убережет поверхность от помутнения в результате воздействия пыли и грязи. Кроме того, пленка защитит стекло от появления трещин при попадании в него мелких камней от впереди идущих автомобилей. Можно воспользоваться и обработкой стекол жидким стеклом, но от сколов и трещин это не защитит. Перед монтажом имеет смысл приобрести комплект для подключения противотуманных фар универсальный.

Особенности подключения

Установленные на заводе-изготовителе противотуманные фары соответствуют всем действующим нормативам. При самостоятельном же подключении необходимо знать, что несмотря на то, что ПТФ не обязательны на авто, их самостоятельное подключение должно выполняться с учетом определенных требований.

Важно! Неправильная установка может вызвать нежелательные вопросы со стороны инспекторов ГИБДД, а также станет помехой для прохождения техосмотра.

Передние противотуманные фары должны располагаться симметрично по обеим сторонам авто. Высота размещения не должна быть ниже 250 мм от уровня грунта, а расстояние от каждого штатного габарита не должно превышать 400 мм. Регламентируется не только месторасположение ПТФ, но и режим их работы - включаться они могут только совместно с габаритными огнями, отдельно от них работать они не должны.

Используя готовый набор для подключения противотуманных фар, можно существенно облегчить себе работу, но не стоит забывать о такой немаловажной детали, как регулировка ПТФ. В особенности этот момент актуален при использовании ксенона - неверно выставленный угол, во-первых, сделает свет неэффективным при тумане - он будет рассеиваться, а во-вторых, будет слепить встречных водителей.

Как подключить

Как правило, схема подключения противотуманок идентична для любого автомобиля, и для монтажа потребуется приготовить следующее:

  • сами ПТФ;
  • предохранитель 15 А;
  • реле с колодкой;
  • изолента и провода;
  • кнопка включения.

Чтобы не приобретать все это по отдельности, удобнее использовать монтажный набор подключения противотуманных фар, включающий в себя все необходимое для правильного подключения.

Внимание! Не допускается подключение ПТФ непосредственно к габаритам транспортного средства - их проводка и выключатель не выдержат увеличившегося напряжения, что приведет к выходу оборудования из строя.

Алгоритм подключения противотуманных фар состоит из нескольких этапов:


После монтажа электрической части требуется установить сами ПТФ. Каждая из них имеет два провода - минут для массы, плюсовые идут на аккумулятор, через разъем 30 на реле. После проверки работоспособности все провода следует аккуратно разместить таким образом, чтобы они не подвергались сильному нагреву и не соприкасались с движущимися частями двигателя. Чтобы не ошибиться с сечением, лучше приобрести готовый комплект проводов для подключения противотуманных фар. Практические советы по подключению на видео:

Особенности самостоятельного подключения

При собственноручно выполняемых работах по монтажу ПТФ, автолюбитель сам решает, где разместить основные блоки системы - предохранитель, реле или блок розжига, если устанавливаются ксеноновые лампы. Несмотря на то, что каждый комплект для подключения противотуманных фар включает в себя рекомендованную схему, окончательное решение все же за водителем. Стоит обратить внимание, что, к примеру, реле, лучше размещать в месте, относительно защищенном от воздействия воды.

Самое пристальное внимание потребуют все места соединения проводов. Подключение противотуманок сопровождается «образованием» большого количества скруток, и каждое такое соединение необходимо надежно защитить. Для оптимальной защиты от влаги и окисления оптимально использовать специальную «термоусадку», полностью исключающую контакт проводов с окружающим воздухом. Места крепления проводов к массе можно обработать специальной смазкой.

Номинал предохранителя на этой схеме выбирается исходя из мощности подключаемой нагрузки. Например, в ПТФ ВАЗ 2109 стоят 2 лампы по 55 Вт. Тогда ток в цепи будет равен 55 Вт * 2 / 12В = 9,1 А. Предохранитель возьмем с небольшим запасом, т.е 15А.

Но такая схема в чистом виде для подключения противотуманок не подходит. Обращаем внимание на Правила, в которых говорится, что ПТФ должны включаться только после включения габаритных огней. Соответственно, схему нужно немного доработать, и она приобретает вот такой вид:

Здесь будет работать также и индикация включения противотуманных фар, т.е. будет загораться лампочка при включении ПТФ.

Единственное, чего не отражено на схеме, так это подсветка самой кнопки при включении габаритов. Но на некоторых кнопках, в том числе на старых ВАЗ 2108 она попросту отсутствует. А если необходимо, и кнопка позволяет сделать подсветку, то это очень просто сделать, подав на один контакт лампы подсветки плюс от любого провода, на котором появляется напряжение при включении габаритов (подсветка панели, соседней кнопки), а другой подключив на массу.

Ну а напоследок приведу пару типовых схем подключения ПТФ на ВАЗ 2108 и 2109, может кому пригодятся!.

Далеко не все автомобили в заводской комплектации имеют ПТФ - противотуманные фары. А между тем это достаточно полезная опция, которая нередко помогает в различных ситуациях. Впрочем, это не является серьёзной проблемой, потому что комплекты таких фар продаются отдельно практически в любом специализированном магазине запчастей. Установка противотуманных фар своими руками - операция простая и не требующая особых усилий.

Стоимость подобной услуги в автомастерских достаточно высока. В некоторых случаях она может сравниться со стоимостью самого комплекта таких фар. В такой ситуации желающих тратить лишние деньги, причём тратить в большинстве случаев неоправданно, не находится. К тому же, с технологической точки зрения тут нет ничего сложного.

Естественно, самый первый шаг - это непосредственно выбор и покупка нужного комплекта. Здесь необходимо учесть все особенности и требования: модель автомобиля, тип фар, крепления и т.д. Решение данных вопросов целиком и полностью ложится на плечи автомобилиста.

Что можно посоветовать в такой ситуации?

Стоит посмотреть все предложения, имеющиеся в магазинах и на авторынках. В продаже имеются готовые комплекты конкретно для той или иной модели машины. Естественно, работать с ними проще. Но в некоторых случаях дешевле будет приобрести универсальный набор или вовсе поискать все детали по отдельности.

Любой комплект противотуманных фар включает в себя следующие детали:

  • Непосредственно сами ПТФ;
  • Набор проводов;
  • Клеммы для проводов;
  • 4-контактное реле;
  • Выносной предохранитель;
  • Выключатель.

Помимо всего вышеперечисленного могут понадобиться дополнительные коннекторы, разнообразные хомуты и крепления. И, конечно, под рукой обязательно должен быть набор инструментов: крестовая и плоская отвёртка, ключи 8 и 10, нож и плоскогубцы.

После покупки всего необходимого ещё раз проверьте наличие всех требуемых для работы деталей, а также их целостность и сохранность. Только тогда можно будет приступать к процессу установки. Так как работать приходиться с электрооборудованием, стоит вспомнить основные правила техники безопасности.

Процесс установки

Перед тем как начинать установку, обязательно нужно отключить аккумуляторную батарею. В противном случае существует риск возникновения короткого замыкания. Далее необходимо осмотреть автомобиль на предмет наличия неисправностей и механических повреждений, которые могут помешать работе. В первую очередь внимание нужно обратить на бампер, ведь именно на него будут крепиться новые фары. Далее можно в уме спланировать, как именно будет прокладываться проводка.

Установка противотуманных фар своими руками проходит в несколько основных этапов:

  • Монтаж ПТФ на бампер;
  • Установка на приборной панели специальной кнопки-выключателя;
  • Непосредственное подключение разъёмов и проводов.

Конечно, надо учитывать, что на практике всё далеко не так просто, как звучит. Все три этапа имеют свои особенности и сложности.

Установка фар на бампер

Необходимо снять защиту картера и сам бампер. Фары устанавливаются на специальные места (они закрыты заглушками), после чего крепятся винтами. Иногда стоит подумать над тем, как их лучше смонтировать. Далее вытягиваются провода под капотом. Лучше сразу скреплять их хомутами, чтобы они не мешались. Провода "минус" подключаются к кузову автомобиля.

Как только всё будет готово, можно устанавливать бампер и защиту картера на своё место. Не забудьте присоединить провода к разъёмам непосредственно на самих фарах. Также второй конец проводов вытягивается в салон - он будет подключаться к кнопке. Для этого следует использовать заглушку под мотором стеклоочистителя.

Установка кнопки-выключателя

Снимаем панель под рулём и накладку центральной консоли, а также остальных элементы, которые будут мешать работе. Вытаскиваем заглушку свободной кнопки и подводим к ней провода контактов. Тут могут возникнуть некоторые сложности с тем, как ввести новый элемент в уже существующую электроцепь.

Подключение фар

Открываем блок предохранителей и подключаем клемму от кнопки включения ПТФ в соответствующее гнездо реле (85). Клемма чёрного провода также подключается в реле, а другой конец к кузову автомобиля или "массе". Клемма с двумя отводами данного провода устанавливается в гнездо 87, а сами отводы в соответствующие гнёзда предохранителей. Достаём жгут из-под капота и подключаем клеммы во вторые гнёзда предохранителей. В гнездо 30 включается клемма красного провода. Для этого используется коннектор. В блок предохранителей устанавливается реле и два предохранителя.

После этого всё устанавливается на место, проводится окончательная проверка соединений и их целостности. Если всё в порядке, тогда подключается аккумулятор и проверяется работоспособность фар.

Видео

В следующем видео также посвящено установке противотуманных фар:

Поделиться: