Сколько получает кондуктор автобуса в беларуси. Как я работала кондуктором в автобусе. Обучение по профессии

Работать мне предстояло на автобусном маршруте номер 52. Автобус ходит от вокзала до Лошицы и обратно.

«И толкнуть могут, и даже плюнуть!»

Мне выдали сине-желто-красную жилетку с огромными буквами «МИНСКТРАНС» на спине, кондукторскую сумку и бэджик , на котором сообщалось: «Слуцкая Александра Александровна, кондуктор-контролер».

Автобус номер 52 - длинный, гармошкой, поэтому работать я должна в паре с Галиной, кондуктором-контролером с двухлетним стажем.

На зеленом автобусе написано: «Маршрут высокой культуры».

Культурные пассажиры ездят? - спрашиваю у водителя.

Культурные, - усмехается тот. - И толкнуть могут, и даже плюнуть.

Окрыленная этим напутствием, я влезла в промерзший автобус.

Ты, главное, запомни, - учила Галя, вешая мне на шею ленточку, на которой болтались рулончики с талонами, - левая рука - обычные талончики, правая - льготные.

Сейчас один круг поедем пустыми, а потом народу очень много набьется, - рассказывает моя напарница. Я приготовилась к бою. На остановке зашел первый пассажир.

Оплачиваем проезд! - подлетела я к нему.

У меня проездной.

Покажите!

Девушка, ну почему же вы мне не верите? - расстроился дядечка в очках. - Я же честный!

Доезжаем до диспетчерского пункта - отмечаться.

Сходи в туалет обязательно, - прокричала мне Галя на бегу к зданию диспетчерского пункта. - Даже если не хочется! Потому что потом придется до часу дня терпеть! Другой возможности не будет.

Автобус должен идти по расписанию, поэтому задерживаться нельзя ни на минуту.

Первый круг мы проехали без проблем. В автобус заходили люди и безропотно покупали у меня талончики.

Когда в автобусе не осталось ни одного пассажира, мы с Галиной присели отдохнуть на сиденье, находящееся возле печки.

Замерзла, бедненькая? - пожалела меня напарница. - Ну, ничего. Сейчас подвалит народу - быстро согреешься.

Действительно, на следующей остановке народу заметно прибавилось.

Оплачиваем проезд, - громко возвещала я, протискиваясь по салону. На призывы купить у меня талончик никто почему-то не откликнулся. Тогда я решила действовать по-другому.

Оплачиваем проезд, - подхожу я к пареньку лет двадцати.

Ну, пожалуйста, не наносите мне еще одну душевную травму, - поднял на меня парень грустные глаза. - Меня вчера вечером девушка бросила, красивая такая, на вас похожа. Я так страдаю! Ну не осталось у меня душевных сил.

- А как это связано с талончиком на проезд?

Ну, понимаете… - начал мямлить парнишка. Тут двери автобуса открылись, и молодой человек выскочил наружу. Понимая, что меня обманули, отправляюсь дальше собирать «дань».

Поработав примерно с час, я поняла, почему кондукторши бывают злыми. Все пассажиры делятся на две части: первая с тобой заигрывает, а вторая - откровенно хамит.

Что у вас на проезд? - спрашиваю у высокого усатого мужчины.

А вас это волнует? - рявкает он.

А меня нет, - ответил грубиян и ушел в глухую несознанку. Ну что с таким сделаешь!

Господи, как хорошо, что я в кондуктора только играю. Вот сейчас отработаю и вернусь в родную редакцию, где все милые и хорошие. А каково же приходится этим бедным женщинам, которые вынуждены выслушивать грубость и хамство за крошечную зарплату примерно в 500 тысяч. Ты еще ничего не сделал, а ощущение, что добрая половина пассажиров тебя ненавидит только за то, что ты попросил оплатить проезд.

Корчат рожи и пускают слюни

- «Зайцев » вычислить очень легко, - учит меня Галина. - Вот вчера был у меня случай. Вошли в салон два парня. Сели, шапки на глаза надвинули, головы опустили. Сразу видно - спрятаться хотят. Подхожу к ним - не реагируют. Трогаю за плечо - начинают рожи корчить, слюни распускать, да на пальцах объясняться. Под глухонемых даунов косят! А я же слышала, как они бойко болтали, когда в автобус входили. Очень много людей не хотят платить. Особенно подростки. А что будет, когда льготы отменят, страшно представить! Тут иногда 300 рублей за проезд у них еле выбиваешь, а вот 600 вряд ли получится. А зарплата у нас зависит от количества проданных билетиков. Каждый день мы должны выполнить норму - сдать в кассу около 140 тысяч. Работаем четыре дня подряд. Потом три выходных. Сначала тяжело было, а потом ничего, привыкла.

«Пил в Жодино, очнулся в Минске. Кошелек украли»

Оплачиваем проезд, - опять берусь я за работу.

Девушка, поверьте, у меня нет денег, - говорит жалобным голосом парень с заклеенной пластырем бровью. - Ну, честное слово! Я вообще из Жодино . Вчера у нас с друзьями была вечеринка. Проснулся - больница. Оказалось, что еще и не жодинская, а минская. Ну как я здесь оказался? Голова болит, синяки кругом. Кошелька, естественно, нет. Ну будьте милосердны! Разрешите мне просто так пару остановочек проехать. Я решила быть милосердной и двинулась дальше по салону. Услышала много жалостливых историй и легенд: «я разбил в машине лобовое стекло и отдал последние деньги на его замену» или «я бедный студент, плохо сдал сессию, и меня лишили стипендии, на хлебушек не хватает, а на талончик уж и подавно».

Некоторые хитрили: протягивали мне купюру в 100 тысяч белорусских рублей и с милой улыбкой просили: «Один льготный, пожалуйста». Но тут на помощь мне пришла моя напарница Галина и дала нахалке 99 тысяч 700 рублей сдачи. Мелочью! Думаю, девушка больше хитрить не будет.

В Гомеле сотрудники ГАИ пресекли перевозку 150 л спиртосодержащей продукции, сообщила корреспонденту БЕЛТА инспектор отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Гомельского облисполкома Дарья Ткачева. Инспекторы ДПС ГАИ на улице Добрушской областного центра остановили авто "Лада-Гранта" под управлением гомельчанина 1985 года рождения. При осмотре в автомобиле обнаружили 100 бутылок водки, 8 полимерных емкостей (40 л) и 6 канистр со спиртосодержащей жидкость...

Видеоблогера Сергея Тихановского (youtube-канал «Страна для жизни») 10 января суд Советского района Гомеля приговорил к новому административному аресту на 15 суток за участие в несанкционированном митинге в Минске 20 декабря. Решение вынес судья Александр Мохарев. К новому сроку Тихановский приговорен за день до предполагаемого освобождения после предыдущего 15-суточного ареста за участие в несанкционированном митинге в Минске 21 декабря. Основанием для но...

Мужчина забрал 4 тыс. рублей, 1 тыс. долларов США и 30 тыс. российских рублей. 10 января около 16 часов в отделение одного из банков по ул. Советской в поселке Большевик под Гомелем мужчина ограбил банк. - Неизвестный под угрозой предмета, похожего на пистолет, завладел деньгами и скрылся. По словам оператора банка, мужчина забрал 4 тыс. рублей, 1 тыс. долларов США и 30 тыс. российских рублей, - сообщила в Telegram официальный представитель МВД Беларуси Ол...

Вечером 9 января в Гомеле едва не сгорела очередная новогодняя елка. Это уже третий такой случай в областном центре с начала года. О пожаре сообщил паблик «Это Гомель, детка!» в социальной сети «ВКонтакте». На это раз под угрозой пожара оказалась елка, установленная близ авиаремонтного завода. ЧП произошло примерно в 18:30. К счастью, спасатели приехали быстро и успели предотвратить распространение огня. Судя по фото с места происшествия, опубликованным в...

Cчет на шестой минуте открыл игрок солигорского "Шахтера" Камбович. Буквально через три минуты "Гомель" сравнял игру, шайбу забил Кокшаров. Окончательный результат установил Жидких, оформивший дубль. - Я не скажу, что мы играли плохо. Ребята старались выполнить игровое задание. Все-таки «Шахтер» более мастеровитая команда. Противник смог использовать наши ошибки. Пока в индивидуальном мастерстве уступаем. У нас молодые ребята, все впереди, - отметил главны...

Авария произошла вчера примерно в 15.45 напротив остановки «Улица Полесская», сообщает УВД. По словам очевидцев, 15-летний подросток увидел автобус, подъезжающий к остановке на противоположной стороне дороги, и решил перебежать проезжую часть в неустановленном месте. В это время мимо проезжал легковой «Фольксваген». Водитель не успел среагировать и наехал на парня. Пострадавший был госпитализирован, его здоровью ничего не угрожает.

По словам очевидцев, «Джили» подрезали. Вечером в среду в Гомеле на ул. Полесской произошло ДТП, при котором легковой автомобиль «Джили» вылетел на тротуар, врезался одновременно в столб и в частный деревянный дом. Причиной аварии стал неудачный маневр водителя легковушки, сообщает группа в соцсети «ЧП Гомель». По словам очевидцев, два легковых автомобиля ехали с горки из центра города. Водитель «Джили» двигался со скоростью 60 - 70 км/ч, в этот момент его...

Вчера в Гомеле работники администрации Железнодорожного района областного центра, ОАО «Ратон», профсоюза агропромышленного комплекса поздравили участника Великой Отечественной войны Григория Яковлевича Серакова со 100-летним юбилеем. Уроженец деревни Драгунск Рогачевского района Григорий Сераков 7 января отпраздновал свой столетний юбилей в семье младшего сына Владимира, к которому переехал жить в областной центр в 2013 году. А сегодня к нему пришли с позд...

Местом ее проведения стал театр кукол. Масштабный новогодний праздник от Гомельской епархии собрал более полутысячи ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Для юных участников были организованы конкурсы, театрализованное представление со сказочными героями. Все они получили сладкие подарки. С теплыми пожеланиями к подрастающему поколению обратился архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан: жить праведно, сохранять свет в душе. Мероприятие стало одн...

Кто к кому должен подойти в автобусе городского маршрута при оплате проезда – кондуктор к пассажиру или наоборот? О том, какая ситуация с оплатой проезда в городских автобусах сложилась в Молодечно, мы поговорили с директором «Автобусного парка №4» Владиславом Устюшенко и его заместителем Виктором Рутковским.

Конфликт «пассажир-кондуктор» возник, пожалуй, с появлением первого кондуктора в общественном транспорте. Кто к кому должен подойти в автобусе? Кондуктор, чтобы взять с пассажира плату за проезд или пассажир, чтобы оплатить у кондуктора билет?

Ответить на эти вопросы однозначно сложно. Отметить стоит следующее: нужно относиться друг к другу с пониманием, уважать не только свой, но и чужой труд.

Согласно инструкции по охране труда, кондуктору, работающему на городских маршрутах, не рекомендуется реализовывать проездные билеты стоя, если нет возможности держаться за поручни. Об этом Край.бай рассказал директор молодечненского автопарка №4 Владислав Устюшенко.

Мы благодарны молодечненцам за то, что они пользуются нашими услугами, ездят на автобусах, иногда указывают на недостатки в нашей работе, - говорит Владислав Устюшенко. - Но кондукторы сейчас часто жалуются на то, что пассажиры то ли из-за недостатка культуры, то ли из-за незнания своих обязанностей часто не спешат подходить для оплаты проезда. Я хочу подчеркнуть: пассажир сам обязан обеспечить оплату своего проезда, причем до следующей остановки. Кондуктор не должен ходить по салону автобуса во время движения - хотя бы соблюдая технику безопасности.

Но из уважения к пассажирам и желания собрать как можно больше выручки кондукторы все равно ходят по салону и сами подходят к пассажирам. Это отмечает заместитель директора автопарка по пассажирским перевозкам Виктор Рутковский:

Конечно, кондуктор никогда не будет сидеть на месте, иначе он не убедится, что проезд оплатили все пассажиры. Ведь даже ревизоры, войдя в автобус для проверки билетов, не начнут эту проверку, пока не спросят у кондуктора: а всем ли пассажирам предложено оплатить проезд? И тем не менее, мы хотим попросить пассажиров уважать труд кондуктора и самим заботиться об оплате.

Виктор Рутковский подчеркивает, что сегодня в Молодечно созданы все условия для удобства оплаты проезда. У пассажира есть альтернатива:

Можно купить билет у кондуктора;
- можно приобрести талон в киоске «Белсоюзпечати» и прокомпостировать его в салоне автобуса;
- можно купить такой же талон для компостера на остановке у водителя.

Т.е. не хочешь иметь дело с кондуктором, будь самостоятельным - покупай талон и пробивай его в компостере. Такая возможность есть.

Но Виктор Рутковский отмечает, что компостеры в автобусе - устаревшая система сбора оплаты за проезд. Руководства молодечненского автопарка два года назад вынуждено было вернуть в автобусы компостеры и продажу талонов через киоски «Белсоюзпечати» из-за недостатка кондукторов. Сегодня в Молодечно не хватает кондукторов примерно на пяти городских маршрутах.

Однако сами кондукторы отмечают, что компостерная система - лишняя возможность проехать бесплатно, простояв с непробитым талоном в руке у компостера, чтобы прокомпостировать его, только если войдет ревизор.

Из-за недостатка кондукторов мы вынуждены пока оставлять компостерную систему, хотя теряем в выручке и платим «Союзпечати» за продажу талонов, - сказал Владислав Устюшенко.

По словам директора автопарка, в Молодечно сегодня нет недостатка в автобусах. Но уже сейчас нужно думать о том, что через год-два придется обновлять автопарк. И это обновление будет зависеть в том числе и от того, насколько добросовестно молодечненцы будут оплачивать свой проезд.

Ежедневно в Молодечно городские автобусы перевозят больше трети населения города. Услугами общественного транспорта каждый день пользуется в среднем 35 542 человека.

Для улучшения качества обслуживания пассажиров Владислав Устюшенко приглашает жителей города к диалогу. Высказать свои пожелания или задать вопросы можно в комментариях к этому материалу на нашем портале или на сайте молодечненского автопарка №4 .

Сергей ЗЕНЬКО

Каждый день практически любого человека начинается с похода на работу. Некоторые имеют личный автомобиль, а остальные довольствуются услугами общественного транспорта.

В современном мире большую часть дорог заняли частные автобусы и муниципальный транспорт, в число которых входят и троллейбусы. По своей сути, последние, наряду с трамваями, являются одним из самых экологически чистых видов транспорта. Скорость передвижения троллейбуса значительно уступает автобусам, поэтому они пользуются меньшим спросом у пассажиров, а также они едут по заданной траектории пути, не имея возможности съехать на другую полосу, объехать аварию или образовавшуюся пробку.

Хоть и троллейбусы в последние годы теряют популярность среди населения, роль их в жизни автотранспорта немаловажна. Так сколько же зарабатывает водитель троллейбуса? Для того, чтобы наиболее детально ответить на этот вопрос необходимо конкретнее рассмотреть специфику работы данной профессии.

Обучение по профессии

Что бы стать водителем троллейбуса необязательно иметь высшее образование. Также не нужно обладать открытыми правами категории В или С. Чтобы войти в область данной сферы следует окончить курсы по обучению на данную специальность.

Длятся они около полугода и заключаются в освоении правил дорожного движения, устройства троллейбуса и правил технической эксплуатации. Далее следует внутренний экзамен, учебные поездки по городским маршрутам, внешний экзамен с сотрудником ГАИ и стажировка под руководством действующего водителя троллейбуса (примерно 2-3 месяца).

По окончанию обучения присваивается 3 класс квалификации. Через пару лет можно подать заявку на повышение квалификации. Курсы по профессии «Водитель троллейбуса» являются платными, и если работник не проработал после обучения два года по специальности, он будет обязан вернуть разницу стоимости.

Работа и обязанности водитель троллейбуса

Специалист этой сферы деятельности должен обладать определенными личностными качествами:

  • внимательность;
  • пунктуальность;
  • усидчивость;
  • осторожность;
  • умение быстро решать острые проблемы и выходить из форс-мажорных ситуаций;
  • коммуникабельность;
  • умение ладить большим потоком людей;
  • опрятность.

Так же стоит отметить несколько противопоказаний для работы водителем троллейбуса. Не могут работать по данной специализации люди имеющие:

  • неврологические или психические расстройства;
  • алкогольную или наркотическую зависимость;
  • инвалидность II или III групп;
  • проблемы со зрением;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Основными обязанностями водителя троллейбуса являются:

  • соблюдение безопасности при перевозке пассажиров;
  • соблюдение сроков при совершении маршрутов (вовремя приезжать на остановки);
  • проходить каждодневный медицинский осмотр перед выходом на рейс;
  • проверять наличие набора нужных инструментов, аптечки, расписания выхода троллейбуса;
  • проверять при каждом выходе в рейс наличие диэлектрических перчаток и сигнального оранжевого жилета, который говорит проезжающему транспорту о поломке троллейбуса;
  • при отсутствии кондуктора, проверять наличие, сохранность проездных билетов, а также осуществлять их продажу;
  • каждодневно проверять наличие подписи мастера, которая говорит об исправности транспортного средства;
  • проверять действительность технического талона на вверенное транспортное средство;
  • проверять технические и электромоторные особенности троллейбуса перед каждым рейсом;
  • во время движения соблюдать ПДД и технику безопасности;
  • следить за экономным расходом электричества.

Льготы, бонусы, выход на пенсию

Водители троллейбуса имеют право на выход на досрочную пенсию. Условиями для этого считается достижением мужчин возраста 55 лет, а женщин – 50 лет.

Также уйти на пенсию раньше положенного срока можно, если у мужчин имеется непрерывный трудовой стаж в этой области в количестве 20 лет, а у женщин – 15 лет.

Если человек работал на пригородных маршрутах, то этот стаж не будет засчитываться при подсчетах в выслугу – только городской муниципальный транспорт.

Ежегодный отпуск для водителей троллейбуса составляет 28 календарных дней, плюс еще 12 дополнительных дня за вредность на производстве. Итого 40 календарных дней. Также могут начисляться дополнительные отпускные дни по усмотрению работодателя. Обычно отпуск делится на две части и отгуливается работником два раза в год.

Заработная плата

Заработная плата сотрудников состоит из окладной (фиксированной) части и премиальной, которая складывается из стажа, отработанных часов, а также «вечерних», «ночных» и «праздничных» часов, оплачивающихся по повышенному коэффициенту.

Средний заработок по Российской Федерации составляет 30 тысяч рублей, но сумма дохода варьирует от большего к меньшему в зависимости от региона.

В городах и регионах России

  • Самым высокооплачиваемым городом является Санкт-Петербург . Там заработок водителя троллейбуса равен 50 тысяч рублей за проработанный месяц.
  • Далее иметь Москва и Московская область , где специалисты в данной обрасти зарабатывают в среднем 45 тысяч рублей.
  • В Нижнем Новгороде водитель троллейбуса может рассчитывать на 21 тысячу рублей в месяц.
  • Коллеги из Новосибирска получают чуть меньше – 20 тысяч рублей в месяц.

Эта статистика говорит о том, что в столичных городах, где сеть троллейбусов развита шире, заработная плата их водителей будет выше, нежели чем у представителей этой профессии из крупных городов, где транспортная сетка троллейбусов является скудной.

В западных странах

За рубежом троллейбуса являются крайне непопулярным видом общественного транспорта. Во многих мегаполисах мира они попросту отсутствуют, поэтому работать специалистом по данной профессии на Западе совсем невыгодно.

  • В Соединенных Штатах Америки существует всего несколько городов, где работают троллейбусы. Средний заработок водителей этого транспорта составляет 1-2 тысячи долларов в месяц. Это маленькая зарплата для данного региона.
  • В Германии доход водителей троллейбуса немного выше, чем у американских коллег – 1-2 тысячи евро за проработанный месяц.
  • В странах бывшего Советского Союза вакансия водителя троллейбуса также не является востребованной. Так, в Белоруссии представители данной профессии могут рассчитывать в среднем на 200-300 белорусских рублей в месяц, что в переводе на российские составляет 6-8 тысяч. Наиболее востребованным городом является Минск.
  • На территории Украины водители троллейбусов в среднем зарабатывают 6-7 тысяч гривен (13-15 тысяч рублей), что на порядок меньше, чем у коллег из России. А в более отдаленных от центра городах, доход водителей не превышает 4 тысячи гривен (чуть больше 8 тысяч рублей). Наиболее востребованными для представителей данной профессии являются Киевская область – 40% запросов, Харьковская, Запорожская и Днепропетровская области составляют в равной степени по 20 %.

Исходя из вышеперечисленного, данная профессия имеет невысокий рейтинг актуальности и популярности среди населения в первую очередь из-за снижения спроса на сами троллейбусы. Жители городов хотят добираться до пункта назначения с быстротой и комфортом, а эти качественные особенности в современных троллейбусах требуют больших вложений.

К 1000-летию Бреста планируется упорядочить работу городских маршрутов экспресс-сообщения.

Что же нужно изменить для удобства пассажиров и каких перемен ждать перевозчикам?

Сегодня у многих есть личные авто, к услугам пассажиров по расписанию ходит общественный транспорт, в том числе коммерческие автобусы. При этом представить город без маршрутных такси невозможно.

С одной стороны, действительно радуешься, что успеешь на работу или еще куда-то, а с другой – понимаешь, что ты рискуешь. Помню, как несколько лет назад сотрудник ГАИ остановил маршрутку, в которой я ехала, потому что водитель решил проскочить переезд на запрещающий сигнал.

– Иногда, не успев сесть, практически летаешь по салону, потому что водитель уже давит на газ, – признается брестчанка Дарья Васильевна. – Также неприятно, когда он громко включает музыку и пассажиру приходится кричать, когда нужно выйти. Если водитель вовремя не услышит, может и «наехать», почему заранее не сообщили. Хорошо, когда водители вежливые!

– Мне желтые «газели» вообще не нравятся. Едешь, а тебя качает из стороны в сторону, трясет – не знаешь, за какой поручень держаться. А новые маршрутки, конечно, супер! Там понятно, за что ты платишь, – говорит молодая пассажирка. – Приятно, когда машина приходит чистая, с подсветкой, просторная, с автоматическими дверями...

Если перевозчики учтут все замечания и пожелания, то пассажиров у них станет больше, а число недовольных и вовсе сведется к нулю. Понятно, что перемены часто связаны с риском и волнениями. Так что же об этом думают водители?

– Некоторые пассажиры считают, что они заплатили один рубль – и стали хозяевами этого транспортного средства, но половина все же благодарит за проезд, – рассказывает водитель брестской маршрутки. – Стараюсь не обращать внимания на возмущения пассажиров, потому что они не хотят знать, почему им пришлось долго ждать. Бывает, переезд был закрыт, предыдущая маршрутка сломалась или что-то еще произошло. Но приходится всю дорогу слушать, какой я плохой, потому что оказался «крайним». Да, некоторые гоняют, чтобы забрать всех пассажиров себе, но иногда приходится «лететь», чтобы догнать свое время. Потому что бабушка долго выходила, дети медленно заходили (надо подождать, пока все усядутся!), на светофор с первого раза не прошел...

Кроме того, водитель не может находиться на маршруте более 12 часов после утреннего прохождения врача. Если кто-то вышел на работу, например, в 7.30, то возить пассажиров позже 19.30 он не имеет права. Вот почему иногда можно и не дождаться своей маршрутки после 20 часов: водитель уже отъездил свое время, а напарник, возможно, в отгуле или заболел. Но дежурная, то есть последняя на маршруте машина будет всегда: ее водитель выходит на работу позже.

Что касается остановки до остановочного пункта или в самом его начале, то такой подход, как говорят маршрутчики, продиктован самими пассажирами, которые ждут машину в традиционно установившихся местах. Вот и приходится останавливаться возле голосующих, а не заставлять их бежать за машиной.

Протоколом заседания комиссии с субъектами хозяйствования, осуществляющими перевозки пассажиров на маршрутах экспрессного сообщения, от 31.08.2017 г. определено, что к 1.05.2019 г. все . Но обновить машины спешат не все перевозчики.

– Зачем мне покупать машину с большим количеством пассажирских мест, если я не могу заполнить ее людьми? Мне не нужен 18-местный автомобиль: своих двенадцати хватает, – рассуждает водитель старой «газели» Александр. – Хочется водить новую комфортную машину, но при данных условиях окупить ее смогу только через десять лет!

– На сегодня «газели» уже морально устарели, но массово обновить парк многие перевозчики не имеют возможности, – говорит водитель Валерий, имея в виду и свою рабочую машину. – Я согласен, что «газели» нужно убирать. Они и сами потихоньку изживают себя. На разных маршрутах разный пассажиропоток, поэтому и доход отличается. Соответственно, у владельца разные возможности заменить старое транспортное средство на современное и комфортное.

– На пассажиропотоке 120 – 150 человек в день нереально приобрести новую машину за 30 – 40 тысяч долларов и окупить ее даже за пять лет. А это 30-35% маршрутов экспресс-сообщения, – поясняет водитель. – Высокорентабельные маршруты (одна машина провозит в день около 300 человек) тоже занимают процентов 30, а это уже другое дело!

Валерий уверен: нужно оптимизировать сеть маршрутов, то есть часть закрыть, а более-менее рентабельные продлить до микрорайонов, где на остановках всегда ждут пассажиры. «Безболезненно» можно сократить до 80 машин. Массово перевозчики это, конечно, не поддерживают, потому что многие потеряют работу.

НЕ СТАРШЕ 12 ЛЕТ!

Чтобы расставить все точки над «і», журналист обратилась за комментарием к первому заместителю председателя Брестского горисполкома Вадиму Кравчуку.

В областном центре перевозкой пассажиров занимаются 19 маршрутов экспрессного сообщения, а это 421 единица транспорта. Осуществляют данные перевозки 68 юридических лиц и 160 индивидуальных предпринимателей. Ежедневно на линии работают 320 микроавтобусов. Старейший из них выпущен в 1996 году, новейший – в 2017-м. Среди автомобилей до 2006 года выпуска 133 единицы (из 268) – иномарки.

– Со стороны населения есть большие нарекания в плане технического состояния маршрутных такси. Бывало, что при выходе пассажиров даже спадала дверь с петли! – говорит Вадим Кравчук. – Необходимость в том, чтобы наши маршрутки были не старше 12 лет, давно назрела. Покупать иномарку или нет – решает сам перевозчик. В Минске, кстати, не встретишь маршруток и старше десяти лет. Мы анализировали возможность замены автомобиля, например, «Мерседес Спринтер». Пятилетний стоит 20 – 25 тысяч долларов, десятилетний – 10 – 15 тысяч, а пятнадцатилетний – 6 – 9 тысяч долларов. Возможно, из 421 маршрутных такси не все смогут «потянуть» эти суммы, соответственно, нам надо будет перекрывать их оставшимися и рассматривать изменение маршрутов. У кого-то появится многолюдный бульвар, у кого-то – малорентабельное Варшавское шоссе, но все маршруты по чистой прибыли мы постараемся уравнять, чтобы не было так, что у одних в месяц выходит тысяча рублей, у других – четыреста. Возможно, у всех будет по семьсот рублей.

Руководство города понимает, что в таком случае недовольства среди перевозчиков не избежать (кому хочется терять нелишние триста рублей в месяц!).

Понятно, если кто-то уйдет, но специально сокращать количество маршруток горисполком не собирается. Как подчеркнул Вадим Кравчук, хорошо, если будет работать 421 машина. В любом случае к своему 1000-летию маршрутным сообщением будет охвачен весь Брест.

– Объявления конкурса мы не планируем, – заверил заместитель председателя горисполкома. – Наша задача: сохранить то, что есть. Если кто-то не согласен, будет, соответственно, выводиться и перекрываться общественным транспортом.

В каком режиме работать – отдельный вопрос. Скорее всего, маршрутки будут курсировать не только в часы пик, но и в позднее время, когда, по мнению руководства горисполкома, автопарку не стоит отправлять за одним-двумя пассажирами целый автобус, ведь это больше затрат, чем в случае работы на маршруте «таксички».

Кстати, расписание движения городских маршрутов экспрессного сообщения с указанием начала и окончания движения и временного интервала, а также указание улиц, по которым они ходят, можно найти на сайте КТУП «Брестгортранс».

– Мы очень тесно работаем с Госавтоиспекцией, транспортной и налоговой инспекциями, управлением по труду и транспортным отделом облисполкома. Вместе вырабатываем механизм решения различных вопросов, – отметил Вадим Васильевич. – Госавтоинспекция и транспортная инспекция внесли предложение по техосмотру для маршрутных такси: если сейчас ТО нужно проходить дважды в год, то в перспективе, возможно, обязательным будет один раз.

МАШИНЫ – В ОДНОМ СТИЛЕ?

Еще одна новость: к 1000-летию Бреста все микроавтобусы , связанным с городом или его юбилеем.

– Первые эскизы уже есть. Когда разработаем всё, то вынесем на обсуждение, – сказал Вадим Кравчук.

ДРЕСС-КОД ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ?

Впрочем, цвет машины ситуацию не спасет, если у пассажиров есть нарекания по качеству обслуживания. Водитель обязан придерживаться расписания движения, вовремя правильно рассчитывать пассажиров, следить за дисциплиной в салоне... При таком напряжении внешний вид водителя – вопрос, конечно, десятый. Но маловажный ли?

– Хочется, чтобы вместо сандалий, майки и спортивных штанов или шортов была одежда строгого стиля: рубашка, брюки, туфли. Все это важно, – отмечает заместитель председателя горисполкома.

ПРОЕЗД СТОЯ

Вопрос стоячих мест в маршрутке тоже относится к качеству обслуживания. Если кто-то спешит, он, безусловно, благодарен водителю за возможность доехать до нужной остановки даже стоя, но пассажиры, которые уже заплатили за комфортный проезд, таким попутчикам не всегда рады. И хоть некоторые автомобили оборудованы поручнями, на законодательном уровне данный вопрос остается открытым.

– Если в салоне увеличить количество пассажиров с 18 до 35, то фактически это будет небольшой автобус, а не маршрутное такси. Если люди пересядут на маршрутки, а горисполком дотируем городской транспорт, то что же получится? – рассуждает Вадим Кравчук.

КОНДУКТОР В ПОМОЩЬ

Что же касается стоимости услуги за проезд, то ее определяет перевозчик, и здесь, к слову, нарушений при проверках никогда не отмечалось. А вот вопрос работы кондуктора в маршрутке пока остается мечтой. Все-таки тот, кто будет рассчитывать пассажиров, должен получать зарплату, но наниматели брать дополнительных работников пока не готовы.

Поделиться: